Проект по обществознанию «Права подростка в современном обществе»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проект по обществознанию «Права подростка в современном обществе»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Права и свободы человека и гражданина нашли закрепление в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), в конституциях государств и внутренних законодательных и иных нормативных актах. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию.

Документы, отражающие права подростка

Основными международными документами по защите прав ребенка являются:

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Декларация прав ребёнка;
  • Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
  • Права и обязанности ребенка отражены в следующих нормативных документах федерального уровня:
  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс;
  • Семейный кодекс РФ
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
  • Закон РФ «Об образовании».

В течение 10 лет (с 1979г. по 1989г.) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.

Главная цель Конвенции – максимальная защита интересов ребенка. Если будут соблюдаться все потребности и права ребенка, то мы получим счастливого, здорового, умного, образованного, талантливого гражданина.

В соответствии с этими принципами:

  • Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
  • Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
  • Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
  • Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
  • Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
  • Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
  • Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.
  • Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
  • Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
  • Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
  • Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
  • Ребенок имеет право на защиту от всех форм эксплуатации и совращения.
  • Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
  • Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
  • Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.
  • Общество меняется и развивается, будет меняться и развиваться, а, следовательно, меняются и представления людей о своих правах.

Конвенция о правах ребёнка утвердила ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как «придаток» своих родителей, опекунов или попечителей.

Права ребенка в сфере образования

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан, в том числе ребёнка в Российской Федерации.
Каждый ребёнок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области образования: на уважение своего человеческого достоинства; на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования; выражать своё мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения; на уважение и свободное выражение своих мнений и убеждений; на перевод в другое образовательное учреждение; на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей.

Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения.

Также следует отметить, что в образовании и образовательном процессе важны не только гарантии на самообразование, но и соблюдение в рамках образовательного процесса и других прав ребёнка.

Расторжение трудового договора с несовершеннолетним сотрудником

Согласно ст.269 ТК РФ, работникам в возрасте до 18 лет при расторжении трудового договора предоставляются дополнительные гарантии.
Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя* помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

*За исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности ИП.

Кроме того, согласно п.6 ст.9 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», работникам:

  • детям-сиротам,
  • детям, оставшимся без попечения родителей,
Читайте также:  Кто наследник неприватизированной квартиры

высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Исследовательский проект “Права и обязанности несовершеннолетних”

Семейный кодекс закрепляет за ребенком право на имя. Однако изначально – это просто возможность обладать личными данными. Только по достижению десятилетнего возраста необходимо согласие на изменение имени малолетнего. А с 14 лет несовершеннолетний может изменить свои данные самостоятельно, с учетом мнения законного представителя.

Право воспитываться в семье также принадлежит гражданам с рождения. Достигнув 10 лет, они могут решать, с кем из родителей проживать, если они живут раздельно. Подросток, оставшийся без попечения, должен дать согласие на его семейное устройство. Кандидат в опекуны сначала устанавливает контакт и выстраивает с ним доверительные отношения.

Мнение несовершеннолетнего будет выясняться и в других вопросах, имеющих к нему непосредственное отношение. В частности, к ним относятся лишение родителей прав и их восстановление.

С момента рождения ребенок имеет право на обладание любыми вещами, не запрещенными законом. Четырнадцатилетие ознаменовывает новый этап в имущественных правах несовершеннолетнего. Теперь он может распоряжаться собственностью с согласия законного представителя.

Важно! При уменьшении имущества подростка, кроме решения родителей необходимо разрешение органа опеки.

Подросток имеет право на проживание в квартире, которая принадлежит его родителям на праве собственности, по договору аренды или безвозмездного предоставления. Когда ребенку исполняется четырнадцать лет, он может жить отдельно от мамы и папы, например, у бабушки или других родственников.

Важно! Несовершеннолетний, воспитывающийся в замещающей семье (опекунский, приемной) может проживать отдельной от законного представителя с 16 лет на основании соответствующего приказа органа опеки.

Подросток может не только владеть жилплощадью, но и участвовать в процессе распоряжения имуществом. Например, в продаже (с согласия опекуна) или сдавать внаем от своего имени.

Если сделка ухудшает жилищные права несовершеннолетнего, необходимо разрешение муниципального органа опеки на ее совершение. Для его получения нужно личное заявление подростка.

Несовершеннолетние могут осуществлять трудовую деятельность. При этом нагрузка и длительность рабочего дня должны соответствовать возрасту подростка. Рассмотрим подробнее:

  • 14 лет – заключение трудового договора для осуществления легкой деятельности, не вредной для здоровья, с согласия законного представителя и муниципального отдела опеки.
  • 15 лет – заключение трудового договора ребенком, получившим основное общее образование (9 классов) для осуществления легкой деятельности, не вредной для здоровья, по своему усмотрению.
  • 16 лет – заключение трудового договора подростком, являющимся гражданином РФ, без учета мнения родителей.

Если несовершеннолетний получает образование, он может привлекаться к труду только внеурочное время и без ущерба для учебы. Запрещается использовать подростков для осуществления вредной и тяжелой деятельности.

Исследовательская работа «Мои права после 14 лет»

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, которые детализируют права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенцией установлены четыре принципа: не дискриминация; право на жизнь, выживание и развитие; наилучшее обеспечение интересов ребенка; уважение взглядов ребенка.

Основные положения Конвенции о правах ребенка вошли в российское законодательство. Основные права и свободы человека зафиксированы в Конституции РФ. Конституционные нормы конкретизированы в отношении ребенка в Семейном кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, в законе «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», федеральных законах «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, согласно которым, главные защитники прав ребенка – родители.

Но родители не всесильны, им трудно обойтись без помощи государства. Значит следующий защитник прав детей – это государство, которое сообща с родителями должны обеспечивать и защищать все права детей.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан, в том числе ребёнка в Российской Федерации.

Каждый ребёнок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области образования: на уважение своего человеческого достоинства; на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования; выражать своё мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения; на уважение и свободное выражение своих мнений и убеждений; на перевод в другое образовательное учреждение; на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей.

Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения.

Также следует отметить, что в образовании и образовательном процессе важны не только гарантии на самообразование, но и соблюдение в рамках образовательного процесса и других прав ребёнка.

Исследование уровня правовых знаний обучающихся 7 -8 классов

Цель опроса — выявить степень осведомленности обучающихся об их правах и обязанностях, провести сравнительный анализ уровня правовой грамотности среди

обучающихся 7 и 8 классов ; проверить знание ребятами документов , отражающих их права и обязанности,; исполнение ребятами своих обязанностей, соблюдение прав ребенка в данном учебном учреждении.

Для выяснения осведомленности моих сверстников о своих правах и обязанностях , нами была проведен анкета. в которых приняли обучающиеся 7-8 классов.(см. приложение)

С целью определения потребностей детей и родителей в правовом просвещении проведено анкетирование «Твои права и обязанности».

75% детей знают свои основные права и обязанности, оставшиеся 25% детей, знают свои права и обязанности недостаточно.90% процентов считают , что исполнение своих обязанностей и требование соблюдения своих прав одинаково важно. На вопрос «Считаете ли вы, что вам необходимо знать о своих правах?» — все респонденты ответили «да».

84%ребят ответили положительно на вопрос об уважении их прав как ребенка дома , в семье. 76% в анкете заявили, что узнают о своих правах и обязанностях от родителей и учителей. Только 50 % респондентов смогли назвать документ, защищающий права ребенка. На вопрос о соблюдении прав ребенка в школе 76% ребят ответили положительно, 24 % испытывали затруднение при ответе на данный вопрос

По результатам анкетирования родителей мы выяснили, что взрослые считают, что правовые знания нужны детям.

Во время работы над проектом с обучающимися были проведены познавательная игра «Правовой лабиринт» и час правовых знаний «Знать, чтобы не оступиться». Был проведен интернет-урок «Имею право знать».

Права и обязанности подростка

Особенности прав и обязанностей подростка могут быть определены многими факторами. Медицинские и социальные разделения по возрасту подростков имеют правовую значимость, опираясь на определенную часть права. Например, в гражданском праве, лица, не достигшие восемнадцати лет делятся на три группы:

  • лица от ноля до шести лет – не имеют никаких прав и обязанностей (п. 2 ст. 28), принятие решений и любые действия за них совершают родители или законные представители;
  • дети от шести до четырнадцати лет вправе действовать в некоторых случаях по своему усмотрению (п. 2 ст. 28);
  • подростки от четырнадцати до восемнадцати лет вступают в статус взрослого человека (ст. 26 ГК).
Читайте также:  12.01.2023 МВД России: реформа, оклады, премии, бюджет - последние новости

По уголовному кодексу России, гражданин, достигший шестнадцатилетнего возраста, должен нести уголовную ответственность за определенные поступки (ч. 1 ст. 20), в исключительных случаях уголовную ответственность может нести и подросток, достигший четырнадцатилетнего возраста (ч. 2 ст. 20).

Подросток в 14 лет: что может и что должен?

14 лет — особенный возраст в жизни каждого человека. Это один из ключевых этапов становления человека, как личности, так и гражданина. Согласно Российскому законодательству, подросток в 14 лет получает паспорт и делает важный шаг во взрослую жизнь. Вместе с новыми правами появляются и новые обязанности, а также возрастает степень ответственности. Что именно меняется в жизни подростка, отметившего свое 14-летие? Сегодня в нашей постоянной рубрике «Знать, чтобы жить» в этом вопросе постарается разобраться педагог-психолог ГУ ЯО «ЯОМИЦ» Людмила Акулова.

Права подростка

Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рождения человека. Гражданские и политические права, права в семье и в области социального обеспечения закреплены в таких документах как Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка.

Конвенцией ООН гарантируются следующие права: право на жизнь и доступные медицинские услуги, право на развитие (образование, досуг, отдых и участие в культурной жизни), право на защиту себя и своих интересов, на активное участие в жизни общества.

Права подростка в школе не ограничиваются правом получения бесплатного образования. Подросток также имеет право на выбор образовательного учреждения и программы образования; перевод в другое образовательное учреждение; педагогическую и психологическую помощь; обучение в условиях, которые гарантируют его безопасность, а также соответствуют современным требованиям и стандартам обучения и т.д.

Получить прописку по месту жительства родителя, даже если другие собственники против

Поскольку это требование закона, ничье согласие для прописки получать не нужно. Если кто-то из собственников против, сделать он все равно ничего не сможет. Для регистрации достаточно принести свидетельство ребенка и паспорта родителей.

Например, мама ребенка прописана в квартире со своими бабушкой и дедушкой. После рождения ребенка она может прописать его в эту же квартиру. Водить бабушку и дедушку в паспортный стол или МВД не придется, их согласие получать не нужно.

Или молодая пара сняла квартиру, а собственник оформил им временную регистрацию, как положено по закону. Через год в семье родился ребенок. Мама пойдет и зарегистрирует его в съемной квартире — даже без согласия ее владельца. Регистрация тоже будет временной. Она пригодится, например, для повышенных пособий, но для наймодателя станет сюрпризом.

С 14 лет ребенок меняет место жительства в общем порядке. Заявление о регистрации надо будет подписать у собственника жилого помещения — или у нанимателя, если речь о квартире, занимаемой по соцнайму.

Делать покупки в магазине, получать призы и подарки с 6 лет

Как это работает. Государство считает, что о детях надо заботиться и оберегать их от необдуманных трат и обязательств. Поэтому дети до 14 лет не могут сами заключать договоры или вступать в наследство, за них это делают родители или опекуны.

С 6 лет у детей появляется небольшой объем прав — они могут:

Если ребенку подарят квартиру или земельный участок, договор за него будут заключать родители. Но вот, к примеру, смартфон на день рождения он может получить в дар без их помощи и согласия. Согласие родителей не понадобится для мелких бытовых сделок. А вот для крупных и необычных его нужно получать.

Мелкая бытовая сделка — это сделка, которая незначительна по сумме и направлена на удовлетворение бытовых потребностей ребенка, его личных потребительских нужд. То есть должны быть два главных признака:

То есть ребенок от 6 до 14 лет может купить хлеб, молоко, слойку в столовой. Айфоны, ноутбуки, приставки и драгоценности без разрешения родителей покупать нельзя. Если родители посчитают, что сделка выходит за рамки мелкой бытовой, они могут отменить ее через суд.

не посещающих школу детей и молодежи / ЮНЕСКО UIS

По данным СИЮ за учебный год, заканчивающийся в 2018 году, около 258 миллионов детей и молодых людей не посещают школу. В это число входят 59 миллионов детей младшего школьного возраста, 62 миллиона детей младшего школьного возраста и 138 миллионов детей старшего возраста. средний возраст.

По мере того, как страны стремятся к 2030 году обеспечить всеобщее начальное и среднее образование, СИЮ предоставляет данные и анализ, необходимые для охвата детей и молодежи, которые по-прежнему не имеют доступа к образованию.Посредством своего веб-сайта, публикаций и визуализации данных СИЮ стремится расширить доступность подробных сопоставимых на международном уровне данных о детях и молодежи, не посещающих школу, чтобы лучше определить, кто они, где они живут и какие препятствия лицо.

Помимо регулярных обследований, СИЮ работает напрямую со странами, помогая им собирать данные о детях и молодежи, не посещающих школу, а также интерпретировать и использовать эти данные для разработки политики.В рамках этих усилий СИЮ вносит свой вклад в разработку методологий, необходимых для получения данных для мониторинга выполнения задач ЦУР 4 — «Образование на период до 2030 года».

Дополнительные ресурсы:

  • Всемирная база данных о неравенстве в образовании (WIDE): представляет результаты образования между странами и внутри стран с разбивкой данных по полу, местоположению, благосостоянию и этнической принадлежности

Виртуальная реальность — это та особенность современных подростков, которая для многих из них стала главной реальностью. Подростки не шлют записок, они обмениваются краткими сообщениями. Они не фотографируют природу и достопримечательности, они снимают сами себя и отправляют фото друзьям. Кстати, среди подростков входит в моду обмениваться фотографиями в нижнем белье, купальных костюмах и без них…

Ответы на свои вопросы подростки ищут в глобальной сети, не напрягая свои извилины.

Само по себе виртуальное общение — это здорово. Можно знакомиться со сверстниками со всего мира, практиковать иностранные языки и находить друзей в других городах. Но для успешной социализации подростка разговоров в мессенджерах недостаточно. Чтобы влиться в социум и построить успешную карьеру в будущем, нужно уметь общаться в реальной жизни.

И поэтому, дорогие родители, не пытайтесь заблокировать доступ ребёнка к социальным сетям и запретить ему переписываться. Подросток будет злиться и считать взрослых врагами. Вместо этого показывайте подростку, как можно устанавливать социальные контакты в реальной жизни: предложите записаться в новую секцию или пройти курсы дополнительного образования; отправьте в летнюю языковую школу или лагерь; вместе подумайте о варианте подработки с частичной занятостью.

Принцессы и супермены

Современный подросток рано осознает свой гендер – и это ещё одна его особенность.

Нынешние родители с детства привлекают внимание детей к роли «маленьких принцесс» и «маленьких суперменов». Годам к десяти дети отлично осознают свой гендер и иногда даже заводят первые романтические отношения. И когда ребёнок превращается в подростка, он отказывается от детских форматов поведения, и поэтому мы видим тенденцию к унисексусовременных подростков, т. к. гендерная роль для него знакома и неинтересна.

Дорогие родители, поддержите своих детей в понимании их половой идентичности, в понимании женственности и мужественности, в отношениях первой любви, встреч, разлук, ссор и потерь.

Читайте также:  Льготная ипотека с господдержкой в 2023 году: самое главное

Наши подростки переживают чувства влюбленности, первой любви, дружбы – это прекрасные человеческие чувства и отношения, которые всегда были вне времени. Поделитесь вашими переживаниями и воспоминаниями об этом прекрасном времени с подростком. Это сделает вас ближе.

Дорогие родители, современные подростки действительно отличаются от предыдущих поколений. Но это не означает, что они хуже или лучше. Просто другие.

С современным подростком стоит познакомиться как с самостоятельной личностью, с человеком, который пока ещё остро нуждается в нас, но всячески старается не подавать вида. Ребёнку, который уже, возможно, выше вас ростом, точно так же нужна забота, внимание и поддержка, как и едва вставшему на ноги малышу.

Дорогие родители, планируйте счастье вашей семьи каждый день!

Екатерина Викторова,

директор Белгородского регионального центра психолого-медико-социального сопровождения

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 3 (6), 2020 г.

Поддержка подростков во время пандемии

Когда дело доходит до поддержки подростков во время пандемии, школы и семьи должны работать вместе, чтобы координировать социально-эмоциональную, а также академическую поддержку — независимо от того, происходит ли обучение дома или в классе.

На вебинаре Общества исследований подросткового возраста психолог Нэнси Хилл отметила, что школы всегда давали подросткам возможность мыслить независимо, экспериментировать и создавать сети поддержки со сверстниками.Однако в разгар пандемии это пространство для формирования их идентичности может быть потеряно, что скажется на их общем благополучии и развитии.

«Хотя основное внимание уделяется академическому обучению, по праву, для подростков мы не должны игнорировать значение потери отношений со сверстниками и дружбы для их психического здоровья и благополучия», — сказал Хилл, который участвовал в вебинаре вместе с подростком-психологом Ларри. Стейнберг. «Очень важно научиться ориентироваться и находить подтверждение в более широком социальном контексте.Закрытие школ и социальное дистанцирование особенно сложно в этом отношении ».

Хилл определил шесть областей развития, помимо академических наук, которым школы традиционно помогали воспитывать. Здесь мы суммируем ее предложения о том, как школы могут работать с семьями, чтобы продолжать работать в условиях пандемии.

Документы, отражающие права подростка

Права и свободы человека и гражданина нашли закрепление в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), в конституциях государств и внутренних законодательных и иных нормативных актах. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию.

Основными международными документами по защите прав ребенка являются:

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Декларация прав ребёнка;
  • Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Права и обязанности ребенка отражены в следующих нормативных документах федерального уровня:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс;
  • Семейный кодекс РФ
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
  • Закон РФ «Об образовании».

В течение 10 лет (с 1979г. по 1989г.) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.

Главная цель Конвенции – максимальная защита интересов ребенка. Если будут соблюдаться все потребности и права ребенка, то мы получим счастливого, здорового, умного, образованного, талантливого гражданина.

В соответствии с этими принципами:

  1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
  2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
  3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
  4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
  5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
  6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
  7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.
  8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
  9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
  10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
  11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
  12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм эксплуатации и совращения.
  13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
  14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
  15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Общество меняется и развивается, будет меняться и развиваться, а, следовательно, меняются и представления людей о своих правах.

Конвенция о правах ребёнка утвердила ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как «придаток» своих родителей, опекунов или попечителей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *