Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление ДТП с ГИБДД по новым правилам в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как правило, оформленную справку, подтверждающую факт ДТП можно получить сразу же, после его заполнения на месте происшествия. Однако бывают ситуации, когда автоинспектору нужно срочно уехать на место другой аварии, оказать помощь потерпевшим и т.д. В этих случаях действуют сроки выдачи документа — 24 часа со времени аварии.
Что делать при ДТП без пострадавших
Водители могут не обращаться в инспекцию, а самостоятельно зарегистрировать обстоятельства дорожного происшествия. Для этого можно использовать фото и видео-съемку, делать схематические рисунки подробностей аварии (место, шоссе, особенности шоссейного покрытия, дорожные знаки, направление движения автомобилей или их расположение и другое). Нарисованную схему подписывают все участники происшествия.
Необходимо зафиксировать дефекты машины. В схеме аварии укажите сведения из водительских прав, страховок или грин карты. Далее водители должны убрать авто с проезжей части. Однако передвигать транспортные средства можно только после записи всех подробностей ДТП. Если вы сделаете это перед регистрацией всех подробностей дела, страховые агенты могут не принять бланк извещения об аварии и потребуют справку из ГАИ. Получение документа может затянуться, потому что инспекторы будут рассматривать дело заново, в связи с новыми подробностями происшествия.
Если участники ДТП не имеют претензий друг к другу, они могут доехать в ближайшее отделение полиции и зафиксировать факт аварии там. Или решить проблему на месте, предварительно написав расписки о данных обязательствах друг другу. После аварии невиновный водитель может обратиться в свою страховую компанию за получением компенсации в течение пяти дней. Агентам лично или почтовым письмом вместе со списком прикрепленных бумаг необходимо предоставить:
- извещение об аварии;
- заявление о страховой компенсации;
- паспорт владельца авто;
- полис ОСАГО;
- банковский счет;
- документы об оплате услуг экспертов, эвакуатора;
- водительское удостоверение.
Опытные водители советуют перед отправкой бумаг агентам пройти независимую экспертизу. Это поможет вам проконтролировать, чтобы автосервисы, которые сотрудничают с вашей страховой службой, намерено не занизили сумму ущерба.
ДТП стало причиной травм и смерти
Когда машина попала в дтп и пострадали люди – дело более серьезное. Виновник должен оказать первую поддержку. Особенно если вокруг больше нет никого, кто может это сделать. Параллельно или после этого, вызывайте медицинскую помощь. Если это невозможно (телефон разбился, и нет других способов коммуникации) можно отправить пострадавшего на машине очевидцев в ближайшую больницу. Если ваш автомобиль ещё на ходу, можно довести человека на нем (если находитесь на безлюдной дороге или никто не останавливается). Когда привезли пострадавшего, покажите в больнице свой паспорт, а также СТС, и вернитесь обратно. Если оставить человека без помощи, вас привлекут к криминальной ответственности и лишат свободы на год.
Следующий шаг – сообщить о том, что пришлось попасть в аварию сотрудникам Госавтоинспекции, скорой и ГИБДД. Также можно позвонить по одному экстренному номеру — 112. Виновник или вторая сторона должны сфотографировать каждую деталь ДТП или снять на видео, привязав снимки к геолокации. Машина также должна быть сфотографирована.
Ошибка пятая – неверно составленная схема
Наиболее грубые ошибки допускаются при составлении схемы ДТП. При оформлении европротокола или извещения о ДТП схему следует рисовать шариковой ручкой, никакие изменения и исправления не допускаются, поэтому лучше сначала нарисовать ее на бумаге, и только при согласии обеих сторон можно перенести ее в протокол. Схема должна быть понятной любому, кто ее будет изучать. На ней должны быть прорисованы все детали:
- направление движения,
- положение ТС,
- границы дороги,
- дорожные знаки и разметка,
- длина и направление тормозного пути,
- близлежащие объекты.
И, конечно, схема должна соответствовать словесному описанию обстоятельств ДТП.
Часть ошибок может быть исправлена после того, как на них укажет эксперт страховой компании, но для этого придется связаться со вторым участником ДТП. Какие-то описки он исправит сам, но существует ряд существенных разногласий, которые исправлению в страховой компании уже не подлежат:
- о степени вины;
- об обстоятельствах ДТП;
- о характере повреждений и их перечне.
На каких основаниях можно оспорить европротокол после подписания
Страхование это такая же гражданско-правовая сделка, как и дарение, купля-продажа и многие другие. Оспорить его на практике может как потерпевшая сторона. Это право есть и у виновника аварии, нежелающего признавать исковые требования в порядке регресса по ОСАГО. Регресс – право страховщика, которое возникает у него в результате непредоставления в срок извещения о ДТП.
Внимание! Право на оспаривание европротокола есть так же у третьих лиц, интересы которых он затрагивает.
Основания для оспаривания можно разделить на те, которые связаны с оформлением документа, и те, которые происходят из сути происшествия. К первой группе можно отнести:
- Бланк европротокола заполнен неверно, в нем есть ошибки, исправления или подчистки. Это ставит под вопрос достоверность указанных в нем сведений. Поэтому, если при оформлении бланк оказался испорчен, стоит взять другой.
- Блан заполнен нечитаемо или был испорчен, например, пострадал от влаги, порван и т.д.
- Стороны не подписали бланк в нужных местах. Каждый из них оставляет автографы: по два на передней и по одной на задней стороне извещения.
- Блан заполнен не полностью в тех местах, которые обязательны для отметок.
Ко второй группе стоит относить:
- Одна из сторон предоставила просроченный или поддельный страховой полис. Такой водитель фактически не был застрахован и выплат произвести по нему некому.
- Стороны внеси в договор свои разногласия по обстоятельствам аварии. Дело в том, что европротокол может составляться лишь, если участники ДТП полностью согласны в том, кто виновен в произошедшем.
- В извещение внесены недостоверные сведения.
- Извещение было составлено под давлением, влиянием угроз или другим противоправным воздействием.
Так как речь идет о сделке к этому перечню можно добавить и все остальные основания для признания сделки ничтожной или недействительной приведенные ГК РФ.
Что делать сразу после ДТП
Давайте разберемся, что делать виновнику дтп сразу после того, как он понял, что ему «повезло» попасть в аварию. Действовать необходимо поэтапно:
- Остановитесь и включите аварийку. Можете выйти из авто, но не трогайте предметы, которые имеют отношение к неприятности. Если находитесь на трассе, соблюдайте безопасность и не мешайте другим автомобилям. Поставьте знак, чтобы видели, что на рассматриваемом участке произошла авария. Важно правильно поставить знак. Он должен стоять на расстоянии от места происшествия 15 м, если ставите в населенном пункте, и 30 метров, если находитесь за городом. Если не сделаете эти шаги, помимо наказания за ДТП получите ещё и штраф за нарушенную последовательность действий. Штрафная санкция составляет тысячу рублей, сверх того, что нужно компенсировать убыток всем кто был вынужден попасть в ДТП вместе с вами.
- Проверьте, есть ли пострадавшие среди людей, которые также вынуждены были попасть в аварию. Если передвигаетесь по проезжей части в темноте, нужно носить одежду со светоотражающими элементами.
Заполнить извещение о ДТП
Страховая после дтп требует заполненного извещения о попадании в аварию. Этот документ заполняется по определенным правилам. Извещение нужно получить в страховой, где брали ОСАГО. Использовать его нужно не только когда работаете по упрощенной схеме, но и в других случаях.
Это извещение сделано из двух листов. Оба нужно заполнить, причем на обеих сторонах. С лицей стороны рассматриваемый документ самокопирующийся. На ней указано, при каких обстоятельствах произошла авария, информация о ТС, к какой страховой компании относитесь. Эти данные вносят обе стороны. Все поля и графы должны быть заполнены, чтобы документ приняли.
После того, как документ заполнен, стороны нужно разъединить и на каждом расписаться. Этими подписями вы подтверждаете, что согласны со всем вышеперечисленным и не имеете никаких претензий ко второй стороне. С обратной стороны каждый водитель заполняет свой экземпляр. Как самокопия, так и оригинальная часть имеет одинаковую юридическую силу.
Иногда в извещении о ДТП недостаточно места чтобы внести всю информацию от тех, кому пришлось попасть в аварию, будь то виновник или пострадавший. Тогда можно оформить приложение. Достаточно обычного чистого листа бумаги. Оформить его просто – на листе извещения укажите «С приложением», а на самом листочке напишите «Приложение», с указанием к чему оно и кем составлено. Приложение также подкрепляется подписями обоих водителей. Приложений должно быть два – для всех участников.
Нельзя использовать испорченное извещение (порванное, нечетко написанное, неразборчивое). Придется составить новое. Также не разрешается просто так вносить правки и корректировки после того, как документ подписан и отсоединен. Дополнительную информацию нужно только заверять подписью обоих участников.
Бывает, что у участников ДТП нет извещения или он не положил его с собой. Новый документ можно получить в страховой компании или скачать виртуальную копию на сайте Департамента транспорта. Правда в виртуальной версии лист не самокопирующийся и требует отдельного заполнения. Также обратите внимание на новую форму извещения для страховой. В ней есть поле, где нужно указать, согласны стороны касаемо обстоятельств дела или есть разногласия. На старых образцах такого поля нет, потому рассматриваемую информацию нужно вносить отдельно.
Страховая просит справку о ДТП по форме №154 – что это такое?
Законодательство об ОСАГО работает довольно чётко и логично:
Здесь всё, казалось бы, закономерно – страховщику для правильного расчёта страховой выплаты по ОСАГО, а также для избежания мошеннических схем необходима справка о ДТП. Её можно смело назвать самым главным документом среди прочих, так как в ней отражены самые основные обстоятельства до и после аварии, включая её условия и повреждения автомобилей. А пишется она не самими участниками происшествия, а выдача справки производится сотрудником ГИБДД
Но давайте последовательно рассмотрим, причём здесь справка по форме №154 о ДТП, и как её получить в 2021 году!
Итак, в законодательстве ранее существовал Приказ МВД №185, пункт 214 которого определяет правила выезда сотрудников ГАИ на место дорожного происшествия. В частности, здесь говорится (последнее предложение пункта 214), что всем участникам ДТП должна выдаваться справка о ДТП по утверждённой Приказом МВД №154 форме.
А сам Приказ №154 МВД фактически утверждает такую справку как таковую, а также приводит её официальный бланк.
Сроки выдачи справки об аварии
Как правило, оформленную справку, подтверждающую факт ДТП можно получить сразу же, после его заполнения на месте происшествия. Однако бывают ситуации, когда автоинспектору нужно срочно уехать на место другой аварии, оказать помощь потерпевшим и т.д. В этих случаях действуют сроки выдачи документа — 24 часа со времени аварии.
Бывают ситуации, когда сотрудники ГИБДД без видимых на то причин отказываются от составления справки на месте. Например, объясняя это тем, что у них отсутствуют бланки для заполнения. Поскольку отказ по таким причинам является незаконным, вы в праве обжаловать его.
Если по каким-либо причинам некоторые участники происшествия не имеют возможности оформить свой экземпляр справки о ДТП, они в праве получить его после, по заявлению, без временных ограничений.
Ошибки в документе подтверждающем ДТП
К сожалению, далеко не всегда автоинспекторы внимательно и ответственно подходят к оформлению справки о ДТП. Однако их спешка или рассеянность может стоить вам страховки. В отличие от сотрудников ГИБДД, сотрудники страховых компаний дотошны в работе с полученными документами и суровы при наличии малейших неточностей.
Но чаще всего ошибки либо неточности можно исправить, обратившись к тому же сотруднику ГИБДД, который оформлял справку. Как правило, с исправлением не возникает проблем.
Однако такие документы не всегда правомерны, поскольку законно вносить правки только во время составления справки о дорожно-транспортном происшествии. Вносить же правки после получения на руки можно в случае, если были допущены описки или опечатки. Однако на практике зачастую правки касаются другой информации, например, описания повреждений. Несмотря на это, бумаги с исправлениями часто принимаются и страховыми компаниями, и судами.
Как поможет ОСАГО при ДТП
Полис обязательного страхования должен быть всегда при себе у любого водителя. Когда вы попадаете в ДТП, полис ОСАГО действует в качестве основного документа, который минимизирует расходы виновника. А еще при его наличии можно не ждать ГИБДД, а ограничиться составлением европротокола. Действие этой бумаги будет вполне законным, если произошло незначительное ДТП (с участием не более двух машин и с небольшим ущербом). Для одного ДТП достаточно одного протокола, который будет действовать на оба пострадавших автомобиля. В европротоколе обязательно следует указать:
- место и дату происшествия;
- количество авто в ДТП;
- свидетелей происшествия и их контакты;
- ФИО водителя, на которого оформлено авто, и имя фактического водителя (если это разные люди);
- название страховой компании, выдавшей ОСАГО;
- место удара по авто;
- все поврежденные на авто места;
- схему происшествия;
- виновника происшествия.
Какие документы требуются при оформлении дорожно-транспортного происшествия?
При оформлении ДТП инспекторами ГИБДД на месте или в отделении выдаются следующие документы:
- Постановление об административном нарушении – выдается в том случае, если во время происшествия были нарушены ПДД.
- Протокол о ДТП – к нему прилагается схема ДТП, в которой схематично рисуется ситуация, произошедшая на дороге. Такая схема должна составляться с применением измерительных приборов, а также слов участников и свидетелей. Кроме этого, к протоколу прикладывается приложение с указанием механических повреждений транспортных средств. А также к протоколу прилагаются объяснения участников и очевидцев.
Внимательно ознакомьтесь со всеми документами, проверьте все данные.
Ошибка первая: неумение контролировать эмоции
Причиной ошибок чаще всего является паника и состояние возбуждения, которое часто заканчивается рукоприкладством. Эксперты шутят, что определить виновного в ДТП легко: у него либо глаз подбит, либо губа распухла.
Почти каждый из водителей хоть раз в жизни побывает и в роли виновника, и в роли потерпевшего. Сотрудники страховых компаний – не исключение. В свой первый день за рулем я слегка тюкнула стоящую новую иномарку. Она запищала, на звук выскочил хозяин с кавказской внешностью. Вот тут-то мы и дали волю эмоциям. Он кричал:
– Ну, ёлки-палки! Только вчера машину купил! Ты чего за руль уселась, сидела бы дома, борщи мужу варила!
– А я сегодня первый день за рулем! Ты где машину поставил? А ты в мою страну приехал учить меня жить?
– Да я для этой страны сделал больше, чем вся твоя родня!
Так мы перебранивались, пока не остыли. Потом позвонили в ГИБДД, нам велели самим подъехать. Мы заполнили извещения и поехали. Когда стали там заполнять бумаги, я указала место рождения: Польша. А он – Екатеринбург. Мы посмотрели в бумаги друг друга и начали хохотать. Потом разговорились, потом подружились. Мужчина оказался спасателем МЧС и стал моим клиентом на долгие годы.
Если договорились с водителем без оформления, но он отказывается платить
Порой автомобилисты договариваются о возмещении на месте, но после обмена контактами второй участник отказывается переводить средства за нанесенный ущерб. Такая ситуация происходит, когда у виновной стороны отсутствует или утратил силу страховой полис.
Если водитель решит сообщить об аварии спустя время после происшествия, обоих собственников авто осудят по части второй статьи 12.27 Административного кодекса. Оба водителя лишатся удостоверения. Отсутствие полиса обязательного страхования не является основанием для невызова сотрудников.
Единственный безопасный с правовой точки зрения вариант — подача гражданского иска в судебную инстанцию. Заявление подается на виновника аварии.
В этом случае пострадавший рискует потерять водительское удостоверение, но в гораздо меньшей степени, так как:
- Суд редко пытается выяснить, было ли оформлено ДТП. Пострадавший может сослаться на составление Европротокола до обнаружения факта, что у второго участника нет полиса ОСАГО. Виновник также будет заинтересован в подтверждении сказанных истцом слов (в противном случае он лишится прав).
- Срок привлечения зачастую истекает до назначения даты суда. Согласно нормам изъятия ВУ данный период длится всего 3 месяца с момента аварии. Даже если судья выяснит факт отсутствия фиксации, сотрудники не смогут лишить автомобилиста прав.
Расписались в европротоколе за другого водителя – что делать?
Всё зависит от того, в какой момент был обнаружен данный факт.
- если непосредственно в момент заполнения европротокола, то можно просто поставить еще по одной подписи в нужных местах; пусть будет по 2 подписи, ничего страшного,
- если вы уже разъединили экземпляры, тогда живые подписи в нужных местах надо проставить на всех экземплярах,
- если вы обнаружили то, что расписались за другого водителя, уже дома или в страховой при подаче заявления, то ничего страшного, главное, что подпись стоит, и никто не отказывается от её подлинности. В таком случае, не особо важно, где она проставлена, в любом случае это не повод отказывать в выплате.
Бывает такое, что оба участника аварии спешат, а повреждения минимальные. В таком случае автомобилисты могут быстро обговорить детали, компенсировать ущерб и разойтись. Однако, нет никакой гарантии, что один из участников ДТП не передумает и не позвонит в ГИБДД с заявлением о том, что второй покинул место ДТП, а это уже грозит лишением прав или административным арестом до 15 суток.
При ДТП необходимо подстраховаться как минимум распиской о том, что обе стороны не имеют претензий по факту ДТП. Желательно указать паспортные данные обоих участников аварии.
Расписка после ДТП пишется в свободной форме. Главное кратко описать обстоятельства аварии, повреждения и сумму, которая была передана второму водителю. Расписку подтверждают подписью.
Пошаговая инструкция оформления схемы ДТП в европротоколе
Схема аварийной ситуации обязательна при составлении документа, фиксирующего столкновение. На лицевой стороне европротокола участники самостоятельно делают подробную зарисовку произошедшего. Этапы оформления схемы ДТП:
- Указать место аварии: название улицы, дом или трассу с номером километра от ближайшего населенного пункта.
- Нарисовать траекторию движения автомобилей.
- Схематически показать расположение автотранспортных средств в момент столкновения.
- Указать светофоры, дорожные знаки, разметку, ограждения, обочину.
- Отметить расположение вещественных доказательств, которые имеют отношение к ДТП, осколков, поврежденных частей автомобилей.
При составлении схемы во время оформления ДТП нужно указать максимальное количество деталей, имеющих отношение к аварийной ситуации.
Ждать инспекторов или ехать самим?
Согласно ПДД, в 2021 году есть 2 сценария развития событий, даже если полицейские согласятся оформлять происшествие:
Конкретные действия вам укажет сотрудник полиции, а именно дежурный. Именно в его обязанности входит опрос водителей, выяснение обстоятельств ДТП и принятие решения о том, как, куда и кого направлять.
Если свободных инспекторов поблизости с вами нет, то дежурный укажет проехать на ближайший пост или в ближайшее отделение и там оформиться.
Однако, чтобы покинуть место ДТП, необходимо предварительно зафиксировать его обстоятельства:
Если у вас цель – оформиться именно на месте происшествия, то добиться своей цели вам поможет указание на то, что никаких технических средств у вас нет, как нет и чистого листа бумаги вместе с ручкой (чтобы нельзя было оформить схему ДТП).
В таком случае дежурный обязан принять решение направить к вам инспектора, но через сколько он приедет, сказать не сможет никто. Может быстро, а может через несколько часов. И последний вариант на практике 2021 года, действительно, имеет место быть как своего рода отместка за ваш отказ оформляться без полиции.