Признание права собственности на бесхозяйное имущество

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Признание права собственности на бесхозяйное имущество». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Движимая вещь признается бесхозной в судебном порядке по заявлению нового владельца вещи. Если суд установит, что собственник отказался от права собственности на бесхозяйное имущество, то оно переходит в собственность нового владельца.

Порядок признания вещи бесхозяйной

Порядок оформления права собственности на недвижимое бесхозное имущество несколько сложнее. Так, граждане или организации не вправе обратиться в суд для признания недвижимого имущества бесхозным, потому как таким правом обладают только муниципальные органы. Если муниципальный орган не заинтересовался имуществом,то в этом случае спорная недвижимая вещь может перейти в частную собственность.

Порядок перехода в частную собственность может происходить при следующих обстоятельствах:

  • собственник недвижимого имущества известен. В этом случае новый владелец предъявляет собственнику вещи иск о признании права собственности в силу приобретательной давности;
  • собственник не известен или отказался от имущества.Когда спор о праве отсутствует и бывший собственник не известен, то суд выносит судебный акт об установлении факта владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности. В такой ситуации судебный процесс проходит в порядке особого производства, а в качестве заинтересованного лица выступает представитель Росреестра.

Заявление подается в суд общей юрисдикции по:

  • месту жительства владельца движимого имущества;
  • месту нахождения недвижимого имущества.

В заявлении должна содержаться следующая информация:

  • наименование бесхозной вещи;
  • основные ее характеристики;
  • факты, подтверждающие отказ собственника от права собственности на нее;
  • сведения об учете недвижимой вещи;
  • факты, подтверждающие вступление нового собственника во владение вещью.

Если суд придет к выводу, что собственник вещи не установлен, а недвижимая вещь поставлена на учет в установленном порядке, то он принимается одно из следующих решений:

  • о переходе права собственности новому владельцу, если это движимое бесхозяйное имущество;
  • о признании права муниципальной собственности, если это недвижимое бесхозяйное имущество;
  • об установлении факта владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности.

Право собственности на недвижимое бесхозное имущество возникнет после ее государственной регистрации.

Важно знать: если в ЕГРН отсутствует информация о недвижимом имуществе, то необходимо поставить ее на государственный кадастровый учет.

Комментарии к ст. 225 ГК РФ

1. Ранее действовавший закон не определял правовое положение бесхозяйных вещей. Существовавшая презумпция государственной собственности состояла в том, что вещь предполагалась государственной собственностью, если ее иная принадлежность не доказана. Эта презумпция была закреплена Постановлением Пленума ВС РСФСР от 29 июня 1925 г. «О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество», в котором было установлено, что «всякое бесхозяйное и спорное имущество является государственным, поскольку у нас отсутствует институт приобретательной давности» (Сборник циркуляров и важнейших разъяснений Пленума ВС РСФСР Январь 1925 — май 1926 г. М., 1927. С. 114). Данная презумпция имела практическое и хозяйственное значение в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. и после Отечественной войны. Позднее она потеряла свое значение и на практике не применялась. Она была заменена презумпцией права собственности фактического владельца. Сейчас с введением в гражданское законодательство приобретательной давности, положения о презумпции государственной собственности полностью утрачивают силу. Они противоречат Конституции, которая установила равенство всех форм собственности.

2. По сравнению с ранее действовавшим законодательством (ст. 143 ГК 1964 г.), которое предусматривало административно-правовой порядок учета, оценки и реализации имущества, признанного судом бесхозяйным по заявлению финансового органа, ГК установил основным способом приобретения права собственности на бесхозяйное движимое имущество приобретательную давность (см. ст. 234 ГК и коммент. к ней). Однако ГК предусмотрел специальные правила для приобретения права собственности на вещи, от которых собственник отказался, либо собственник неизвестен, либо утратил на них право (ст. ст. 226 — 233). К таким отношениям не применяются правила, установленные в комментируемой статье.

3. В п. 3 определены особые правила для приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Значение этого акта, по-видимому, заключается в том, чтобы по истечении года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность. До решения суда право собственности сохраняется за оставившим его лицом и оно может взять его во владение. Такое имущество может быть приобретено в этот период и по приобретательной давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого периода суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

Читайте также:  Порядок регистрации сделок с недвижимостью: пошаговая инструкция

Исковое заявление о признании вещи бесхозяйной

В заявлении следует указать следующее:

  • Наименования сторон, реквизиты и адрес;
  • Описание вещи, которую хотят признать бесхозяйственной. Требуется описание индивидуальных признаков вещи, её наименования, где лицо обнаружило вещь (например, на улице либо у определенного лица), какие-то определенные признаки, что отличает вещь от других, движимое или недвижимое имущество, имеются ли ещё собственники данной вещи либо наследники;
  • Доказательства. Здесь можно указать свидетелей, (например, которые подтвердят, что гражданин нашёл вещь на улице, например клад или обручальное кольцо) либо документы, которые подтвердят, например, отсутствие собственника либо его отказ от права собственности на вещь
  • Отсутствие лиц, оспаривающие права заявителя (отсутствие тех лиц, кто будет против того, чтобы вещь перешла во владение заявителя). Также необходимо указать ссылку на законодательство и просьбу о том, чтобы вещь признали бесхозяйной и признали за лицом право собственности.
  • Приложенные документы к заявлению (например, подтверждающие факт права собственности на вещь, либо подтверждающие отсутствие собственника).

В Зейский районный суд Амурской области Заявитель: Рахмонов Иван Александрович, с. Сосновый бор, ул. Мухина, 211 телефон: 89111002534 Заинтересованное лицо: Зайцев Александр Васильевич, 11.05.1981 г.р., место рождения: пос. Тягун, с. Сосновый бор, ул. Слонова, 112, ИНН 5976656854 телефон: 89111002533

Нормы о переходе бесхозяйной недвижимости к публичному собственнику

Ч. 3 ст. 225 Кодекса устанавливает понятие, что имущество, для которого собственник не определен или неизвестен, может быть передано в собственность публично-правовому образованию.

Право на бесхозяйные вещи возникает:

  • у муниципальных образований;
  • у населенных пунктов федерального уровня.

Ч. 3 и ч. 4 ст. 225 Кодекса содержат идентичные понятия о правилах перехода прав собственности к вышеуказанным публично-правовым образованиям. Различие заключается лишь в субъектах, для которых определяется приобретение.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей и признания прав на них в обоих случаях выглядит так:

  • орган местной администрации или госорган обращаются в регистрирующий орган, подавая заявление о признании движимой вещи бесхозяйной;
  • по прошествии года уполномоченная структура муниципального образования или населенного пункта федерального уровня подает иск в суд о признании имущественных прав;
  • суд выносит решение по представленному иску о признании права за соответствующим публично-правовым объединением;
  • после решения суда по иску производится госрегистрация имущественных прав.

Правила по присвоению бесхозяйных движимых и недвижимых материальных ценностей

Приобретение права собственности может быть осуществлено, в общем случае, по приобретательской давности (ст. 234). Так, если лицо не является собственником, но добросовестно и непрерывно владеет имуществом как личным, действуют следующие сроки для признания имущественного права:

  • на недвижимость – 15 лет;
  • на иные виды имущества – 5 лет.

Частные случаи приобретения имущественных прав на бесхозяйные вещи наступают в силу обстоятельств и понятий закона:

  • при отказе собственника от прав на вещь (ст. 226);
  • при обнаружении потерянной материальной ценности (ст. 227 и 228);
  • при нахождении клада (ст. 233);
  • при задержании безнадзорного скота или прочих домашних животных (ст. 230 и 231).

Вышеуказанные частные случаи позволяют осуществить приобретение права собственности значительно быстрее общих нормативных сроков.

Присутствие в ЕГРП записей о наличии обременения/ограничения на момент направления заявления выступает в качестве основания для приостановления процедуры. Структура, уполномоченная на осуществления госрегистрации, прекращает процесс и незамедлительно извещает об этом территориальный орган власти. В случае поступления в ходе рассмотрения предоставленной документации сведений об аресте либо запрете законному владельцу осуществлять сделки с объектом, приостановив процедуру, также уведомляет об этом уполномоченную структуру местной администрации. Орган, прекративший процесс, должен известить заинтересованное лицо о том, что бесхозяйное имущество не регистрируется. При этом субъект может предоставить дополнительные сведения, выступающие в качестве основания для продолжения процедуры. При направлении уведомления законному владельцу, в нем дополнительно указывают, что цель отправки сообщения состоит в необходимости получения письменного отказа от объекта и возможностей распоряжаться и пользоваться им.

Как оформить право собственности на бесхозяйное имущество через суд?

Когда недвижимость является по закону бесхозяйной, то специализированные государственные органы ставят ее на учет. Когда имущество числится на учете период более года, то некоторые лица вправе заявлять свои права на владения. До истечения годовалого периода подавать прошение о признании прав собственности недопустимо по законодательным нормам.

Подать исковое прошение о признании прав владения может следующая категория:

  • компетентные представители муниципальной организации. У них в прошении будет указано о признании их муниципальными владельцами в отношении рассматриваемого бесхозяйного объекта недвижимости;
  • граждане России. Они вправе подать прошение о признании прав собственности, если данным жилым или нежилым помещением они пользовались длительное время. Установленный законодательством минимальный период пользования составляет 15 лет.

Основания для подачи иска и признании права собственности на бесхозяйное имущество:

  • кто владеет бесхозяйным имуществом неизвестно ни покупателю недвижимости, ни судебному учреждению;
  • персона, претендующая на оформление прав собственности на имущественный объект, не владеет сведениями о его владельце.

Если установленные законом основания отсутствуют, то судья не примет от истца бумаги на рассмотрение дела о бесхозяйном имуществе.

Статья 225 ГК РФ. Бесхозяйные вещи (действующая редакция)

1. Под бесхозяйной вещью понимается вещь, в отношении которой никем не осуществляются полномочия владения, пользования и распоряжения, то есть это вещь, собственник которой отсутствует или неизвестен либо от которой собственник отказался. Иными словами, это ситуация, при которой имеется объект права, но нет его субъекта.

Читайте также:  Оплата сверхурочных: что нужно знать сотруднику

Из материалов судебной практики следует вывод о том, что для признания вещи бесхозяйной необходимо, чтобы вещь, признаваемая судом бесхозяйной, была в необходимой степени определена как вещь и объект гражданских прав (заявителем должны быть указаны существенные признаки данной вещи, позволяющие ее определить: идентифицировать для дальнейшего законного владения и пользования, выделить из однородных вещей), поскольку решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, в связи с чем его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, и не вызывать затруднений при исполнении.

2. Приобретение права собственности на бесхозяйные вещи осуществляется на основании общих положений гражданского законодательства, которые в особом порядке регулируют вопросы приобретения права собственности на движимые вещи и недвижимые вещи. В частности, на бесхозяйные движимые вещи право собственности может быть приобретено в силу приобретательной давности, если бесхозяйная движимая вещь не относится к находке, безнадзорным животным и кладу.

Что касается недвижимых вещей, то для приобретения на них права собственности необходим их учет, то есть придание им в официальном порядке статуса бесхозяйных вещей. Органом, осуществляющим такой учет, является Росреестр. В настоящее время Министерством экономического развития РФ разработан проект Приказа «Об утверждении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», согласно которому принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Основанием для учета бесхозяйных недвижимых вещей является заявление органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Заявление должно подаваться в письменной форме с указанием на признаки, позволяющие идентифицировать бесхозяйную недвижимую вещь.

Приобретательная давность

Иногда случается так, что человек много лет владеет имуществом не на законных правах, но при этом выполняет все обязанности владельца имущества: платит налоги и коммунальные платежи, содержит имущество в надлежащем виде и состоянии. Если вдруг возникнет вопрос о владении данным имуществом, может ли такой человек считаться законным собственником и при каких условиях?

Статья 234 о бесхозном имуществе ГК РФ гласит, что человек или организация, не имеющие прав на имущество, но выполнявшие все требования как прямой владелец на протяжении 15 лет (в случае с недвижимостью) или 5 лет (с другими вещами), имеет право на получение данного имущества в личную собственность. Для этого имущество необходимо зарегистрировать. Если имущество получено в наследство, то давность владения отсчитывается от срока пользования этим имуществом того, кто передал наследство. До момента получения полного права собственности на бесхозное имущество будущий хозяин имеет право оспаривать желание других лиц, не являющихся законными собственниками, овладеть данным имуществом.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Уточнен порядок принятия на учет бесхозяйной недвижимости

Установлено, что в случае, если в государственном кадастре недвижимости в течение 5 лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган кадастрового учета в течение 10 рабочих дней по истечении указанного срока будет направлять сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, — в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов РФ — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в уполномоченные государственные органы соответствующего субъекта РФ — города федерального значения. Соответствующий орган будет инициировать процедуру признания объекта недвижимого имущества бесхозяйным в установленном порядке.

Это правило не применяется к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в нем.

Также Федеральным законом уточнен порядок представления документов на государственную регистрацию прав. Так, лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.

Читайте также:  Исковое заявление о взыскании коммунальных платежей: образец

Федеральный закон вступает в силу с 1 декабря 2015 года.

Рассмотрение заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь

Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает об имеющихся о нем сведениях соответствующие организации.

Заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц .

Суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь (что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке), принимает решение:

  • о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею – для движимых вещей;
  • о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь — для недвижимых вещей.

В настоящее время в суде в порядке особого производства могут рассматриваться дела о признании движимой вещи бесхозяйной и о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Для того чтобы обратить движимую вещь в собственность, заинтересованное в этом лицо должно совершить определённые действия, свидетельствующие об обращении этой вещи в собственность (п.2 ст.226 ГК РФ). Для этого лицо, вступившее во владение движимой вещью, подаёт заявление в суд о признании этой вещи бесхозяйной.

Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь определен в п.3 ст. 225 ГК РФ. Прежде чем муниципальный орган (а именно, комитет по управлению муниципальным имуществом) обратится в суд с заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, она должна быть принята на учёт органом, который осуществляет государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Постановка на учёт осуществляется по заявлению органов местного самоуправления, на территории которого эта вещь находится. Если в течении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт никто не заявит о своих правах на неё, то только тогда соответствующий комитет по управлению имуществом может обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на данную вещь.

При приёме заявления судья должен проверить, были ли приняты заявителем меры по постановке бесхозяйной вещи на учёт, как того требует п.3 ст. 225ГК РФ. Если доказательств постановки бесхозяйной недвижимости на учёт не имеется или со дня её постановки на учёт не истек годичный срок, судья в соответствии п.1 ст. 129 отказывает в принятии заявления.

В заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая вещь подлежит признанию бесхозяйной, описаны её отличительные признаки, приведены доказательства, свидетельствующие об оставлении вещи собственником без намерения сохранения права собственности на неё, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью.

Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно содержать точное указание на то, какая именно недвижимость подлежит признанию бесхозяйной, кем и каким образом она выявлена, когда поставлена на учёт в качестве бесхозяйной и что у данной недвижимой вещи не имеется собственника либо он неизвестен.

Комитет по управлению муниципальным имуществом, обращаясь в суд с заявлением о признании прав муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должен привести доказательства, которые подтверждали бы невозможность установления собственника имущества, либо свидетельствовали бы об оставлении этой вещи собственником без намерения сохранить на неё право собственности. В качестве таких доказательств могут выступать акты описи бесхозяйной вещи, составленные при её выявлении, акты постановки на учёт в качестве бесхозяйной вещи, иные письменные и другие доказательства.

В заключении следует отметить, что признание права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, является важной процедурой, осуществляемой комитетом по управлению имуществом, тесно связанной с вопросами управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Процесс приватизации предприятий повлек за собой определенные негативные последствия, в том числе значительное количество брошенных объектов. Бесхозные фермы, ангары, хранилища, бригадные дома, строения, возведенные предприятиями, в свое время, хозяйственным способом и никак не оформленные документально, другое недвижимое имущество, по тем или иным причинам не вошедшее в уставной капитал, являются, по сути, резервом для пополнения муниципальной собственности.

В связи с тем, что в последнее время больше уделяется внимания вопросам управления и распоряжения собственностью, проблема упорядочения использования бесхозяйного имущества заняла определенное положение в работе комитетов по управлению имуществом.

Поступление в муниципальную собственность по решению суда бесхозяйного недвижимого имущества не только позволяет сохранить его от разрушения и разграбления, но и дает возможность использовать это имущество в соответствии с действующими законодательными нормами, что в свою очередь, служит источником пополнения местного бюджета. Это выражается и в виде арендных платежей за недвижимое имущество, налогов и сборов, поступающих от предпринимательской деятельности, осуществляемой с использованием объектов, поступивших в муниципальную собственность, это может быть продажа недвижимого имущества либо иные другие сделки с ним, предусмотренные действующим законодательством.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *