Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственный пенсионный фонд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).
Задача долгосрочного бюджетного планирования: зачем нужны пенсии?
Пенсия (от лат. pensio – платеж) – это выплаты физическим лицам, заменяющие заработок после прекращения трудовой деятельности по достижению пенсионного возраста либо по социальным показателям.
Благосостояние общества во многом зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения, а ее нестабильность является главным рисковым фактором для развития экономики в долгосрочной перспективе.
Главная цель долгосрочного бюджетного планирования состоит в предотвращении разбалансированности доходов и расходов на пенсионное обеспечение и обнищания пенсионеров из-за снижения среднего размера пенсии в стране ниже прожиточного уровня.
Долгосрочное бюджетное планирование позволяет сформулировать приоритетные задачи пенсионной системы, определить необходимые ресурсы для их реализации и возможные источники этих ресурсов, оценить потребность в структурных реформах.
Одна из ключевых задач, которую решает долгосрочное бюджетное планирование, состоит в поддержании финансовой устойчивости пенсионной системы. Для этого необходимо сохранять соответствие между пенсионными обязательствами государства и финансовыми ресурсами пенсионной системы, гарантирующей безусловное исполнение всех обязательств. Чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы, необходимо определить надежные источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счет бюджетных доходов.
Актуальность долгосрочного бюджетного планирования повышается в условиях ухудшения экономической и демографической ситуации, которые угрожают бюджетной устойчивости. Старение населения в большинстве развитых стран ведет к росту расходов на пенсионное обеспечение, а замедление роста экономики снижает бюджетные доходы. Горизонт долгосрочного планирования составляет от 10 лет в Канаде до 75 лет в США.
Накопительная часть пенсии и возможности распоряжения ею
С 1 января 2010 года в России трудовая пенсия по старости состоит из двух частей – страховой и накопительной. Накопительная часть пенсии формируется за счет обязательных страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.
Кроме того, для формирования накопительной части пенсии можно использовать материнский (семейный) капитал, добровольные взносы работника и работодателя, взносы на софинансирование в рамках государственной программы и доход от инвестирования всех этих средств.
Средства, которые формируют накопительную пенсию, называют пенсионными накоплениями.
По состоянию на февраль 2017 года размер страхового взноса в обязательную пенсионную систему составляет 26 % от фонда оплаты труда работника. Из них на формирование пенсионных накоплений направляется 6 %, а 16 % направляется на формирование страховой пенсии.
При этом застрахованное лицо имеет право отказаться от формирования накопительной части пенсии и направлять страховой взнос полностью на формирование страховой части пенсии.
Пенсионные накопления по выбору застрахованного лица можно инвестировать через государственную управляющую компанию (с 2003 года эта функция поручена Внешэкономбанку) либо через частные организации: управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Управляющие компании и НПФ ежегодно отчитываются о доходности инвестирования средств своих клиентов.
«Клиенты НПФ, контролируя прирост своих вкладов или накопительной части своей государственной пенсии, могут оценить эффективность работы НПФ и управляющей компании и выбрать наилучшую».9
Чтобы распорядиться своими пенсионными накоплениями, необходимо подать заявление в Пенсионный фонд РФ о передаче средств пенсионных накоплений в доверительное управление НПФ или управляющей компании. Владелец пенсионных накоплений также имеет право раз в год передавать их по своему желанию в управление любому НПФ или управляющей компании – частной или государственной.
Накопительную часть пенсии можно получить тремя разными способами, в зависимости от величины накоплений и пожеланий владельца пенсионных накоплений (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Вид выплаты |
Особенность выплаты |
Кто может получить |
---|---|---|
Единовременная выплата |
Все пенсионные накопления выплачиваются сразу одной суммой |
Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии. Граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных баллов. |
Срочная пенсионная выплата |
Регулярные выплаты осуществляются на протяжении фиксированного срока не менее 10 лет (продолжительность срока выплаты определяет владелец накоплений) |
Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и более по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии. |
Накопительная пенсия |
Выплаты осуществляются ежемесячно и пожизненно |
Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и более по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии. |
Опыт других стран в развитии принципов самостоятельного формирования источников пенсии
Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.
«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10
В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).
В пресс-службе сообщили, что принципиальной новацией является создание нового органа управления, и деятельность фонда будет подотчетна наблюдательному совету, состоящему из 7 человек, которые представляют профсоюзы, работодателей, Госдуму, Совет Федерации, правительства и председателя объединенного фонда.
«Бюджет внебюджетного фонда формируется за счет страховых взносов, вне федерального бюджета и бюджетов субъектов. Эти средства расходуются исключительно на страховые цели. При этом внебюджетный фонд обеспечивает выполнение социальных обязательств государства. Для этого из федерального бюджета внебюджетный фонд получает трансферты», — уточнили в пресс-службе.
В качестве учредителя фонда будет выступать правительство РФ, в качестве собственника имущества фонда — Российская Федерация. При этом Российская Федерация несет ответственность по публичным обязательствам фонда, таким как выплата пенсий, пособий и других социальных выплат.
Индивидуальный учет: что это такое, и как зарегистрироваться
Индивидуальным учетом в системе ОПС с 1997 года занимается Пенсионный фонд России. У каждого гражданина есть персональный лицевой счет в ПФР, на который поступают страховые взносы от работодателей. Кроме того, в системе ОПС фиксируется информация о месте работы и периоде трудовой деятельности застрахованного, а также пенсионные коэффициенты (раньше они назывались «пенсионные баллы»), необходимые для расчета будущей пенсии.
Чтобы стать участником системы ОПС, необходимо зарегистрироваться в системе пенсионного персонифицированного учета. Результатом регистрации будут открытый лицевой счет и присвоенный ему СНИЛС (эта аббревиатура обозначает страховой номер индивидуального лицевого счета). Именно на него и будут переводить взносы работодатели.
КСТАТИ С 1 апреля 2019 года ПФР упразднил выдачу страховых пенсионных свидетельств с номером СНИЛС. Теперь каждому, кто регистрируется в системе индивидуального учета, выдают уведомление о регистрации на бумажном носителе. Уведомление содержит в себе номер СНИЛС. Те, у кого на руках есть зеленая пластиковая карточка, могут продолжать ей пользоваться, но новых уже не выдают.
СНИЛС получают с рождения, и этот уникальный номер используется не только для целей пенсионного страхования. Благодаря ему мы на протяжении всей жизни можем получать государственные и муниципальные услуги в различных ведомствах и не носить с собой кипу копий. СНИЛС также необходим для получения пособий и льгот.
Подробнее читайте в статье: «СНИЛС: что это такое и зачем он нужен».
Пример расчета страховой пенсии
Допустим, Антон Сергеевич накопил за свою трудовую жизнь 50 коэффициентов и выходит на пенсию в 2030 году. Возьмем для расчета показатели 2020 года.
50 коэффициентов х 93 рубля + 5686,25 руб. = 10336,25 рубля в месяц.
А теперь представим, что Антон Сергеевич два года отслужил в армии. За каждый год службы он получил 1,8 коэффициента. В этом случае расчет будет выглядеть так:
(50 коэффициентов + 3,6 коэффициента) х 93 рубля + 5686,25 руб. = 10671,05 рубля в месяц.
В обоих случаях, если у Антона Сергеевича есть еще и накопления ОПС, его пенсия в месяц будет выше.
КСТАТИ Страховую пенсию можно повысить, если оформить ее не сразу по достижении пенсионного возраста, а позже. В этом случае применяются так называемые повышающие коэффициенты. Например, если выйти на пенсию на пять лет позже положенного срока, то размер страховой части можно увеличить почти на треть.
Задачи и функции Пенсионного фонда
ПФР обеспечивает целевой сбор страховых взносов совместно с налоговыми органами. Он финансирует расходы, связанные с его деятельностью. К задачам ПФР относят:
- ведение персонифицированного (индивидуального) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;
- привлечение дополнительных источников финансирования;
- капитализация собственных средств с целью получения дополнительного дохода;
- взыскание с работодателей, ИП и граждан РФ средств на выплаты пенсий по инвалидности, полученной на производстве;
- контроль за правильным и своевременным исполнением обязательств работодателей по оплате страховых взносов.
Основными функциями Пенсионного фонда являются ведение учета поступающих средств, назначение и выплата пенсий. Кроме этого, реализация социальных выплат инвалидам и другим льготным категориям граждан.
ПФР эффективно взаимодействует со страхователями. Взыскивает недоимки по пенсионным отчислениям, оформляет сертификаты материнского капитала, выплачивает средства по этим сертификатам, устанавливает федеральные социальные доплаты, реализует государственные программы по финансированию пенсий.
Надо сказать, что идея объединения ПФР и ФСС обсуждалась на протяжении длительного времени. Эти фонды уже сегодня администрируют ряд выплат, не связанных со страхованием.
Объединить Пенсионный фонд и Фонд социального страхования в Единый государственный внебюджетный фонд «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (Социальный фонд России) было предложено с учётом введения:
- единой цифровой платформы для администрирования выплат;
- единого тарифа;
- единого окна для обращения за мерами поддержки (Госуслуги);
- единого центра для консультирования граждан по вопросам предоставления всех мер поддержки – единого контакт-центра.
Социальный фонд будет выступать страховщиком по:
- обязательному пенсионному страхованию;
- страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ);
- страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями (т. н. травматизм).
При этом проектами законов предусмотрен запрет перекрестного финансирования различных видов страхования.
Предполагается, что клиентские службы объединённого Фонда обеспечат полное предоставление госуслуг по принципу «одного окна». Все права граждан будут сохранены и гарантированы в полном объёме.
Точки физического присутствия фондов будут сохранены. Кадровый потенциал – сотрудники внебюджетных фондов, накопившие огромный опыт по осуществлению разных видов обязательного социального страхования, – будут сохранены.
Принципиальная новация – создание нового органа управления. Это первый прецедент публичного управления внебюджетным фондом. Деятельность фонда будет подотчетна Наблюдательному совету. Он будет включать 7 человек. Это:
- представитель профсоюзов (координатор от профсоюзной стороны в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений);
- представитель работодателей (координатор от стороны работодателей в указанной комиссии);
- представитель Госдумы;
- представитель Совета Федерации;
- представитель Правительства РФ (координатор со стороны Правительства в указанной комиссии);
- координатор РТК;
- председатель объединенного Фонда.
Объединение фондов планируется осуществить уже с 1 января 2023 года.
Статус создаваемой организации – государственный внебюджетный фонд – будет закреплен и в Бюджетном кодексе, и в Гражданском. На начало 2022 года особый статус ПФР и ФСС закреплен только в Бюджетном кодексе как внебюджетных фондов.
Бюджет внебюджетного фонда формируется за счет страховых взносов, вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Эти средства расходуются исключительно на страховые цели. При этом внебюджетный фонд обеспечивает выполнение социальных обязательств государства. Для этого из федерального бюджета внебюджетный фонд получает трансферты.
Негосударственный пенсионный фонд
Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) — накопить денежные средства на счету налогоплательщика.
Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.
Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.
При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.
Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.
Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды
Внебюджетные фонды (ВБФ) – это государственные фонды денежных средств, образованные вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Тем не менее вместе с собственно бюджетными фондами они составляют часть так называемого расширенного бюджета. Бюджет и внебюджетные фонды роднит их общая экономическая природа и фундаментальное предназначение – предоставление общественных благ. Однако особое значение социальных внебюджетных фондов состоит в том, что с их помощью реализуются конституционные права граждан на удовлетворение базовых социальных потребностей. Статья 7 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей… обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Это пенсионное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей; социальное обеспечение в случае безработицы; охрана здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Высокая социально-политическая значимость указанных потребностей обусловила выделение фондов, удовлетворяющих эти потребности, в обособленную систему, функционирующую в относительно автономном режиме. Их выделение из бюджета и функционирование на основе собственных доходных источников позволяет более ответственно реализовать функции поддержания и развития самого ценного капитала общества – человеческого.
Одновременно внебюджетные фонды институционально включены в расширенный бюджет и тесно связаны с бюджетами разных уровней. При недостатке финансирования они получают трансферты из федерального бюджета. Это обеспечивает необходимую стабильность финансовой базы покрытия потребностей разных категорий граждан в социальных услугах.
В экономической и социально-политической структуре общества внебюджетные фонды занимают важное место. Их значение увеличивается в связи с естественным старением населения, успехами медицины, ростом продолжительности жизни. Во всем мире расширенные бюджеты испытывают серьезную нагрузку по линии социальных расходов – на пенсионное обслуживание, здравоохранение, другие долгосрочные социальные расходы. По оценке Standard & Poor’s, в среднем по развивающимся странам они составляют 6% к ВВП, а по всему миру – более 8%.
Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Они управляются непосредственно республиканскими, а иногда и местными властями. Особенностью внебюджетных социальных фондов является четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование средств. По основным видам деятельности внебюджетные фонды имеют существенные льготы: они освобождены от уплаты налогов, государственных сборов и таможенных пошлин.
В России функционируют следующие социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС). Их макроэкономические масштабы представлены в табл. 6.1.
Таблица 6.1. Прогноз основных параметров государственных внебюджетных фондов, % ВВП
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
2016 г. |
2020 г. |
2025 г. |
2030 г. |
Доходы |
11,7 |
10,4 |
10,1 |
10,5 |
9,9 |
9,6 |
Расходы |
11,3 |
10,5 |
10,0 |
10,3 |
9,6 |
9,3 |
Дефицит/профицит |
0,4 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
Источниками доходов государственных внебюджетных фондов служат обязательные платежи, установленные законодательством РФ, а также добровольные взносы физических и юридических лиц.
Источники формирования средств пенсионного фонда РФ
Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:
— страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:
1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе — организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;
3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);
— средства из федерального бюджета РФ;
— добровольные взносы;
— другие поступления.
Для этого ПФР: 1. Ставит граждан на пенсионный учет. 2. Устанавливает и выплачивает страховые пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные пенсии и пенсии госслужащим. 3. Доплачивает разницу между социальной пенсией и прожиточным минимумом, установленным в регионе проживания пенсионера. 4. Выплачивает пенсионные накопления — накопительную часть пенсии. 5. Выплачивает ряд детских пособий, например 10 000 Р семьям с детьми от 3 до 16 лет в период пандемии коронавируса. 6. Устанавливает и выплачивает ежемесячные денежные выплаты ветеранам боевых действий и ветеранам труда. 7. Выдает сертификаты на маткапитал и т. д. У ПФР есть и более глобальные функции. Например, он инвестирует деньги застрахованных лиц в ценные бумаги, а также сотрудничает с другими странами по вопросам пенсионного обеспечения. Структура ПФР
Пенсионным фондом руководит правление ПФР — председатель и четыре его заместителя. Председателя правления назначает правительство.
Система Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру.
Структура Пенсионного Фонда Российской Федерации
ПФ РФ и подчиненные ему органы составляют единую централизованную многоуровневую систему, управляющую средствами обязательного пенсионного страхования в России:
– федеральный уровень – ПФ РФ (правление, исполнительная дирекция);
– федеральные округа Российской Федерации – управления ПФ РФ в федеральных округах (структурные подразделения ПФ РФ);
– уровень субъектов Российской Федерации – территориальные отделения ПФР (в соответствующих регионах);
– местный – городской (районный) уровень управления (отделения) ПФ РФ в городах (районах).
Нижестоящие органы подотчетны вышестоящим органам. На федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается правлением ПФ РФ и его исполнительным органом – исполнительной дирекцией, что показано на рисунке 2. В субъектах Российской Федерации действуют региональные отделения ПФ РФ, являющиеся юридически самостоятельными для выполнения возложенных на них функций по назначению и выплате пенсий. Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и городах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.
В целом для ПФ РФ как страховщика характерна централизация управленческих функций на федеральном уровне.
Правление ПФРФ |
Действующая в 2018 году структура ПФР включает следующие органы:
Название органа ПФР | Чем занимается | Дополнительная информация |
Правление | Руководит Фондом.
Проводит единую стратегию управления пенсионной системой России в соответствии с законодательством. Определяет перспективные и текущие задачи Фонда. Издает нормативные акты по вопросам пенсионного и социального обеспечения, а также деятельности ПФР в пределах своей компетенции. |
Согласно структуре Пенсионного фонда РФ – одно на весь ПФР. Расположено в Москве. |
Исполнительная дирекция | Это исполнительный орган ПФР, который занимается:
|
Исходя из структуры Пенсионного фонда Российской Федерации, она одна. Расположена в Москве. |
Отделения | Организуют пенсионное и социальное обеспечение во всех регионах России в соответствии с законодательством, решениями Правления ПФР и Исполнительной дирекции.
Руководят, контролируют и финансируют подведомственные территориальные органы Фонда. |
На 2018 год по организационной структуре Пенсионного фонда их 84 |
Управления и клиентские службы | Предоставляют услуги Пенсионного фонда участникам системы обязательного пенсионного страхования – гражданам и организациям | Их порядка 2460. В силу действующей структуры Пенсионного фонда России – ведут свою деятельность во всех регионах под руководством отделений ПФР. |
Ревизионная комиссия | Ведомственный финансовый контроль в системе ПФР.
Оценивает надежность финансового контроля. Готовит предложения по повышению эффективности финансового контроля. Подтверждает достоверность бюджетной отчетности. Готовит предложения о повышении экономности и результативности использования средств бюджета ПФР. |
Согласно структуре органов Пенсионного фонда, состоит при Правлении |
Межрегиональный информационный центр | Осуществляет обработку сведений о пенсионных правах граждан в системе обязательного пенсионного страхования, защиту и безопасное хранение данных. Обеспечивает автоматизацию информационной системы Пенсионного фонда, ведет его базы данных и реестры граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. | С учетом структуры органов ПФР, состоит при Исполнительной дирекции. Расположен в Москве. |
Центры по выплате пенсий и обработке информации | Удаленно обеспечивают выплату пенсий и социальных пособий.
Обрабатывают документацию управлений ПФР о назначении и выплате пенсий. Контролируют доставку пенсионных и социальных выплат получателям. |
Особенность организационной структуры ПФР в том, что эти центры есть не в каждом регионе России, а только в 25. |
Пенсионный фонд РФ: структура, функции, задачи общая характеристика
Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.
Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Он представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.
В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.
Существует множество точек зрения на определения термина «Пенсионный фонд».
Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат. Такой точке зрения придерживаются ученые П.Н. Шуляк и Н.П. Белотелова.
По мнению профессора А.Г. Грязновой и профессора Е.В. Маркиной, Пенсионный фонд Российской Федерации – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.
Другой точке зрения придерживается А.С. Нешитая. Пенсионный фонд РФ, по ее мнению, – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.
Согласно экономическому словарю Пенсионный фонд РФ представляет собой самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами пенсионного обеспечения.
В соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.
Пенсионный фонд РФ (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным правительству РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122-I. ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 Федерального бюджета РФ. В ПФР входят региональные отделения, создаваемые по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях, округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках.
Основными задачами Пенсионного фонда являются:
1. целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;
2. организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
3. капитализация средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
4. контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
5. проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
6. разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.
Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и др. ПФР осуществляет следующие основные функции:
1. получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;
2. организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
3. индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;
4. межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.
В нашей стране, все жители — от юных граждан, которые впервые в жизни получили страховые пенсионные свидетельства, до пожилых людей, уже вышедших на заслуженный отдых, — являются клиентами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее по тексту — ПФ РФ).
Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики для государственного управления финансами пенсионного обеспечения.
Создание Пенсионного фонда в России выявило необходимость в формировании принципиально нового механизма финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства, для финансирования выплаты пенсий, стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан[8].
Пенсионный фонд является одной из самых крупных федеральных систем по оказанию социальных услуг в России. Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой форму образования и расходования денежных средств, которая является автономной в отношении к федеральному бюджету. Данная форма, предназначенных исключительно для финансового обеспечения социальной защиты граждан от риска утраты заработка или другого постоянного дохода в результате потери трудоспособности по старости и инвалидности от рождения, смерти кормильца (для нетрудоспособных членов семьи), длительного выполнения вредной для здоровья профессиональной деятельности (для определенных категорий работников)[9].
Пенсионный фонд Российской Федерации является одним из наиболее значимых социальных институтов страны. Его именуют крупнейшей федеральной системой по оказанию государственных услуг в области социального и пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.
ПФ РФ является государственным внебюджетным фондом, созданным в форме федерального государственного учреждения.
Согласно уставу, Пенсионный фонд создан и действует в целях осуществления государственных функций по пенсионному обеспечению (обязательному пенсионному страхованию) застрахованных лиц, обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного обеспечения, а также иных государственных функций, возложенных на него федеральными законами.
Учредителем ПФ РФ, а также собственником всего его имущества является государство. Все функции и полномочия учредителя Пенсионного фонда, от имени государства, осуществляются Правительством Российской Федерации.
Полное наименование Фонда на русском языке — Пенсионный фонд Российской Федерации, сокращенное наименование Фонда на русском языке — ПФР.
Место нахождения центрального аппарата Фонда — 119991, Москва, ул. Шаболовка, д.
Координацию деятельности Пенсионного фонда России с 2012 года осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет функции, связанные с выработкой и реализацией государственной политики, а также действия, связанные с нормативно-правовым регулированием в сфере пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, и сферу социального страхования[10].
Система Пенсионного фонда Российской Федерации, в свой состав включает структурные подразделения, которые всесторонне обеспечивают полноценную работу системы обязательного пенсионного страхования в РФ. Свою деятельность ПФ РФ осуществляет непосредственно через территориальные органы. ПФ РФ, его территориальные органы и подведомственные фонду учреждения образуют единую централизованную систему, имеющую вертикальную структуру управления.