Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В 2023 году появится новое лицензионное требование к аптекам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.
Осуществление меддеятельности не по адресу, указанному в лицензии, незаконно.
Это же правило распространяется на случай оказания меддеятельности на территории заказчика (Постановление 15-го ААС от 07.04.2021 по делу № А32-51538/2020).
Однако в некоторых случаях это правило имеет свои исключения, если:
— под местом ведения лицензируемой деятельности понимают не просто объект, а место с почтовым адресом или иными данными, по которым его можно идентифицировать. Это не обязательно здание, строение, помещение;
— клиника арендует не только здание, но и иной объект — модуль, в котором находится томограф. Модуль расположен на земельном участке по адресу, указанному в лицензии, примыкает к зданию и соединен с ним галереей-переходом;
— томограф используют как единое медизделие. Он размещен в специализированном модуле стационарно по проекту с учетом требований технической документации, санитарных правил и нормативов; — доказательств того, что медорганизация оказывает услуги за пределами адреса, указанного в лицензии, в т.ч. в качестве мобильной бригады, в материалах дела нет.
На это указал 16-й ААС в Постановлении от 17.08.2021 по делу № А63-5339/2021.
Перечень тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность
Наименование в прежней лицензии | Наименование по новому Положению о лицензировании |
гигиена в стоматологии | стоматология профилактическая |
диабетология | эндокринология |
наркология | психиатрия-наркология |
судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств и исследование биологических объектов (биохимическая, генетическая, медико-криминалистическая, спектрографическая, судебно-биологическая, судебно-гистологическая, судебно-химическая, судебно-цитологическая, химико-токсикологическая) судебно-медицинская экспертиза и исследование трупа судебно-медицинская экспертиза и обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц | судебно-медицинская экспертиза |
хирургия (абдоминальная) | хирургия |
бактериология вирусология лабораторная микология паразитология | медицинская микробиология |
медицинские осмотры (предсменные, послесменные) медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые) | медицинские осмотры (предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые) |
однородная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза комплексная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза | амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза |
однородная стационарная судебно-психиатрическая экспертиза комплексная стационарная судебно-психиатрическая экспертиза (психолого-психиатрическая, сексолого-психиатрическая) | стационарная судебно-психиатрическая экспертиза |
лабораторное дело | лабораторная диагностика |
лечебная физкультура и спортивная медицина | спортивная медицина |
рентгенэндоваскулярная диагностика и лечение | рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение |
медицинская генетика | генетика |
Документы для получения лицензии
В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст. 13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться.
В заявлении должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя; лицензируемый вид деятельности; ИНН; данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; сведения об оплате госпошлины.
Кроме заявления подаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также опись всех документов. О том, какие именно нужны документы, надо узнавать в лицензирующем органе или самостоятельно найти соответствующий нормативно-правовой акт.
Перечень сведений, указываемых в заявлении, и список документов, прилагаемых к нему, является исчерпывающим (ст. 13 (4) закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ), то есть от вас не должны требовать другие документы.
Как получить лицензию на алкоголь
Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво – это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).
Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия.
Продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. И еще одно отличие пива от другого алкоголя – его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.
Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя, т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.
Для получения лицензии соискатель должен:
- быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
- иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
- общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
- при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат;
- иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.
Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.
Единственным держателем права на выдачу лицензий является государство. Но поскольку государство – это несколько абстрактное понятие, включающее в себя множество институтов, право на выдачу лицензий делегировано различным государственным органам, именуемым лицензирующими. К ним относятся специализированные федеральные и региональные органы, действующие по единым правилам и порядку, установленному Федеральным законом.
Именно эти органы подготавливают и вводят в действие лицензионные требования по:
- созданию юридических лиц и ИП;
- достижению целей лицензирования, то есть наличию у предпринимателя соответствующих технических условий, соответствующего оборудования, методов контроля, уставного капитала, статуса и соответствующего штата работников.
Рассмотрение заявления
Обращение в лицензирующий орган происходит посредством оформления заявления унифицированной формы, содержащего в себе следующие сведения:
- наименование (или ФИО для ИП) субъекта предпринимательской деятельности и его организационно-правовую форму;
- фактический и юридический адреса, а также адрес, по которому планируется осуществление лицензированной деятельности;
- ИНН, иные реквизиты;
- контактные данные;
- вид деятельности и конкретных работ, на которые испрашивается лицензия;
- платежный документ на уплату государственной пошлины;
- подпись заявителя или его должностного лица.
Заявление может быть передано в лицензирующий орган либо лично, либо посредством заказного почтового отправления, либо в виде электронного пакета документов при условии, что заявитель обладает квалифицированной ЭЦП.
Лицензирующий орган рассматривает заявление предпринимателя о выдаче лицензии в течение 45 дней с момента получения заявления.
По истечении этого срока лицензирующий орган либо отказывает соискателю, либо выдает ему бессрочную лицензию.
Ответственность за нелицензированное оказание медицинских услуг
Осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без разрешения наказывается законом. Данное требование касается и врачебной практики.
Так, за оказание медицинских услуг без лицензии КоАП предусмотрен штраф, размер которого может достигать 50 тысяч рублей. Помимо этого, возможно назначение дополнительного наказания в виде конфискации имущества нарушителя.
Если же в результате нелицензированного ведения медицинской деятельности был причинен вред здоровью граждан, виновному лицу грозит привлечение к уголовной ответственности, что предусмотрено статьями УК РФ. Наказание, определенное уголовным законодательством, назначается также в том случае, если деятельность нарушителя связана с получением прибыли в крупных размерах.
Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:
- Федеральная служба безопасности;
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
- Федеральная налоговая служба;
- Министерство промышленности и торговли России;
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
- Федеральное агентство воздушного транспорта;
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
- Федеральная миграционная служба;
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
- Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Министерство культуры РФ;
- Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
Лицензия может быть аннулирована при:
- игнорировании предписания лицензирующего органа;
- приостановлении срока ее действия.
Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней.
Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:
- юридическое лицо закончило вести свою деятельность (реорганизация к данному пункту отношение не имеет);
- физическое лицо потреяло статус индивидуального предпринимателя;
- предоставлено заявление о прекращении осуществления работы по лицензии.
Что делать дальше после отмены лицензирования психотерапии?
Проблема заключается в том, что психотерапевт или психиатр обладают глубокими познаниями не только в области практической психологии, но и имеют высшее медицинское образование. Проблемы, которые они могут выявить у пациента, более глубокие, а значит и «прибыльные».
Для этого и было составлено постановление, — чтобы пациенты могли получать после отмены лицензирования психотерапии помощь квалифицированного специалиста, а не психолога, окончившего курсы.
Что же делать врачу-психотерапевту? Действовать по алгоритму и продолжать врачебную практику:
- Проверить срок действия сертификата по психиатрии. Если действующий 一 работать дальше, если нет 一 восстановить.
- При необходимости переоформить лицензию на психиатрию.
- Продолжить принимать пациентов в частной или государственной клинике. Или оформить ИП и продолжать работу самостоятельно.
- Пройти регистрацию в ЕГИСЗ и получить возможность использовать телемедицинские технологии для консультаций.
- Обязательно заполнять электронные амбулаторные карты.
- Использовать методы психотерапии и назначать медикаментозное лечение. Специалист имеет право выписывать электронные рецепты.
Психотерапевты и сексологи продолжают трудиться и лечить пациентов. Но при этом заниматься медицинской деятельностью смогут только специалисты с высшим медицинским образованием и лицензией.
О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство РФ постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
- Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);
- Перечень тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
2. Выданные до дня вступления в силу настоящего постановления лицензии на осуществление медицинской деятельности подлежат переоформлению в части исключения работ (услуг), не предусмотренных приложением к Положению, утвержденному настоящим постановлением, не позднее чем до 1 сентября 2022 г., за исключением тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, предусмотренных перечнем, утвержденным настоящим постановлением.
3. Признать утратившими силу:
- постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (Собрание законодательства РФ, 2012, № 17, ст. 1965);
- пункт 187 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам деятельности Министерства здравоохранения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. № 882 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам деятельности Министерства здравоохранения РФ» (Собрание законодательства РФ, 2012, № 37, ст. 5002);
- постановление Правительства РФ от 17 января 2013 г. №9 «О внесении изменений в Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (Собрание законодательства РФ, 2013, № 3, ст. 207);
- пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам обращения лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2013 г. №342 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам обращения лекарственных средств для медицинского применения» (Собрание законодательства РФ, 2013, № 16, ст. 1970);
- пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2016 г. №956 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» (Собрание законодательства РФ, 2016, № 40, ст. 5738);
- постановление Правительства РФ от 8 декабря 2016 г. № 1327 «О внесении изменений в приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (Собрание законодательства РФ, 2016, № 51, ст. 7379);
- пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам осуществления лицензирования отдельных видов деятельности на территории международного медицинского кластера, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2020 г. №192 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам осуществления лицензирования отдельных видов деятельности на территории международного медицинского кластера» (Собрание законодательства РФ, 2020, № 9, ст. 1195);
- постановление Правительства РФ от 15 мая 2020 г. № 688 «О внесении изменения в пункт 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (Собрание законодательства РФ, 2020, № 21, ст. 3270);
- пункт 1 изменений, которые вносятся в Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и Положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 августа 2020 г. №1154 «О внесении изменений в Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и Положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники» (Собрание законодательства РФ, 2020, № 32, ст. 5299);
- пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2020 г. №1961 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства РФ, 2020, № 49, ст. 7934).
Дезинфекция шприцев и игл однократного применения
Стерильная обработка одноразовых медицинских принадлежностей выполняется перед утилизацией. Порядок выполнения процедуры в 2023 году прописан методичным указом МУ 3.1.2313-08 и включает:
- механическое отделение иглы от шприца;
- обработку автоклавом (горячим паром) или СВЧ излучением;
- утилизацию изделий в подготовленном контейнере.
Указ предусматривает отдельные случаи при дезинфекции:
- при отсутствии возможности механического отделения иглу можно снять со шприца вручную только после обработки;
- при массовом использовании (вакцинация, забор крови) допустимо сразу выполнять утилизацию в конвейер, с последующей его стерилизацией.
Какие органы осуществляют лицензирование медицинской деятельности?
В соответствии с п. 2 Положения N 291 лицензирование медицинской деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:
- Росздравнадзор — в отношении:
- медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук;
- медицинских и других организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ, за исключением медицинских организаций, находящихся с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. включительно в муниципальной собственности;
- медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;
- уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ — в отношении:
- медицинских и иных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ и находящихся с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. включительно в муниципальной собственности, медицинских и других организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, за исключением медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;
- медицинских и иных организаций, за исключением подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, — с 1 января 2013 г.;
- индивидуальных предпринимателей.
Данная норма приведена в соответствие со ст. 15 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ). Ранее лицензирование медицинской деятельности также было возложено на территориальные органы Росздравнадзора и органы исполнительной власти субъекта РФ (п. 2 Положения N 30).
Какие документы следует представить для получения лицензии?
Для получения лицензии соискатель должен подать в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии по установленной форме, подписанное руководителем, с приложением (ст. 13 Закона о лицензировании):
- копий учредительных документов юридического лица, засвидетельствованных в нотариальном порядке;
- документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;
- описи прилагаемых документов.
Кроме того, в соответствии с п. 7 Положения N 291 учреждению необходимо представить:
- копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения (оказания) заявленных работ (услуг), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (если такие права зарегистрированы в указанном реестре — сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях и (или) помещениях);
- копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения (оказания) заявленных работ (услуг);
- сведения о наличии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения (оказания) соискателем лицензии заявленных работ (услуг);
- сведения о государственной регистрации медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения (оказания) соискателем лицензии заявленных работ (услуг);
- копии документов, подтверждающих наличие у медицинских работников, руководителя, заместителей руководителя соответствующего профессионального образования, сертификатов, стажа работы по специальности.
При намерении лицензиата заниматься медицинской деятельностью по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять (оказывать) новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах) и представляются предусмотренные п. 7 Положения N 291 сведения (документы), подтверждающие наличие у лицензиата:
- зданий, сооружений и (или) помещений, необходимых для осуществления деятельности;
- соответствующего медицинского оборудования, аппаратов, приборов, инструментов;
- санитарно-эпидемиологического заключения;
- сведений о государственной регистрации ИМН;
- копий документов о наличии у работников медицинской организации специального образования и сертификата специалиста.
К сведению. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах, лицензирующий орган вправе запрашивать необходимые сведения у других соответствующих органов либо подведомственных им организаций в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Зачем меняют Положение о лицензировании медицинской деятельности?
На сегодня в вопросе о лицензировании мед. деятельности имеются противоречия в законодательстве. Они в свою очередь вызывают трудности в правоприменительной практике.
Сегодня действует Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».
В медицинскую деятельность входят виды работ, которые перечислены в Приложении Положения (Постановление Правительства №291). При этом эти виды работ (услуг) должны выполнятся при следующих условиях:
при оказании первичной медико-санитарной,
при специализированной (в том числе высокотехнологичной),
скорой (в том числе скорой специализированной),
при паллиативной медицинской помощи,
при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении,
при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи,
при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.