Статья 37 УПК РФ. Прокурор (действующая редакция)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 37 УПК РФ. Прокурор (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


А так — поступает, допустим, постановление об отказе в возбуждении дела, мы смотрим материалы, а там неполная проверка. Нужно провести еще какие-то действия и тогда уже можно будет говорить, что проверка проведена в полном объеме и оснований для возбуждения дела нет.

Как правильно написать ответ, в какие сроки, образец

Чтобы сообщение прокурору о принятых мерах по представлению было принято к рассмотрению, оно должно быть правильно составлено. Так, его следует оформлять на бланке органа. В данном акте должны быть:

  • название прокуратуры, куда направляется;
  • должность и Ф. И. О. уполномоченного прокурорского работника;
  • Ф. И. О. и должность должностного лица (с указанием места работы) или наименование органа, допустивших нарушения законодательства РФ;
  • тип правонарушений;
  • дата внесения прокуратурой и номер представления;
  • название и реквизиты закона или акта НПА, который был нарушен;
  • перечень конкретных нарушений российского законодательства и их негативные возможные последствия;
  • меры, принятые должностным лицом или органом для устранения выявленных прокуратурой правонарушений;
  • должность, Ф. И. О., вид применённого дисциплинарного взыскания;
  • приложения документов, удостоверяющих наказание виновного сотрудника (количество экземпляров и листов);
  • дата оформления;
  • подпись руководителя ведомства, где работает должностное лицо (с расшифровкой);
  • печать.

Нарушение закона прокуратурой что делать

Основная рекомендация при получении от органов Прокуратуры уведомления – не стоит затягивать процедуру его рассмотрения и выполнения указанных в нем требований.

Учтите! У лица есть всего месяц для осуществления перечня действий, указанных в уведомлении, составления ответа на представление, а также направления такого ответа в Прокуратуру.

При невыполнении этого алгоритма действий уполномоченное должностное лицо привлекается к установленным мерам ответственности.

В случае несвоевременного направления ответа, как ранее уже было сказано, Прокуратура имеет право:

  • вызвать лицо для проведения беседы;
  • обратиться в суд.

Первый способ – реагирование на бездействие – заключается в проведении беседы с лицом с целью выяснения того, какие меры были предприняты для устранения всех выявленных нарушений. Также необходимо узнать, в связи с чем ответ на полученное уведомление не был направлен в установленный срок.

Ответ на запрос прокуратуры о предоставлении информации — образецЧтобы правильно и грамотно ответить на прокурорский акт, в первую очередь нужно ознакомиться с положением «О Прокуратуре РФ», после чего хорошо просмотреть бумагу, которая была получена, на наличие точных, четких претензий и подписи главного следователя. В ответе должно обсуждаться только то, что изъявлено в виде требований.

Важно! За невыполнение представленных следователем требований ожидается административное наказание и ответственность. Поэтому стоит очень хорошо подумать, прежде чем изъявлять какой-либо протест в сторону закона.

Как жалобу правильно составить

Составляя жалобу на действия полицейского, придерживайтесь следующего плана:

  • ФИО или название лица/организации, куда направляется жалоба, и адрес. Например: Тушинская межрайонная прокуратура СЗАО города Москвы,
  • ФИО лица, направляющего жалобу, адрес, номер телефона, прочие контактные данные,
  • название документа, суть жалобы. Например: жалоба/заявление на бездействие сотрудника полиции Тверского района, ЦАО, г. Москва,
  • описательная часть состоит из фактов происшествия и обстоятельств, при которых полицейский не выполнил свои прямые обязанности,
  • статьи закона, на которые ссылается заявитель (ст. 125 УПК РФ – заявление в суд, ст. 124 УПК РФ – для прочих форм),
  • изложение сути просьбы. Например: возбудить уголовное дело, отменить постановление, прочее,
  • дата составления жалобы, подпись.

Написать заявление по предложенному плану несложно. При составлении жалобы на действия сотрудника полиции обратите внимание на нормы УПК, которые регламентируют порядок и сроки выполнения некоторых процедур. Изучите форму документов и правила их заполнения. Если возникли сложности, обратитесь к юристу.

Как написать жалобу в следственный комитет

Система взаимодействия граждан с сотрудниками следственного комитета разработана на основе специальной инструкции о порядке рассмотрения обращений со стороны гражданских лиц. При изложении фактов о выявленных нарушениях заявитель должен руководствоваться правилами локальных нормативов для того, чтобы обращение было рассмотрено вовремя.

При составлении претензионного документа рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • сформулировать суть в лаконичной и понятной форме;
  • сопроводить изложенные обстоятельства законодательными нормами, которые удостоверяют обстоятельства выявленных нарушений;
  • если обращение отправляется в электронной форме, следить за тем, чтобы документ не превышал 5 тыс. знаков (по объему памяти до 5 мб).

Структура жалобы:

  1. Введение. Раздел отражает реквизиты заявителя, а также следственного органа, куда адресована претензия.
  2. Описательная часть. Если жалоба адресована на судью, следует указать, какое дело находилось в рассмотрении, и необоснованное решение, которое было принято по нему. В остальных случаях при описании фактов неправомерных действий необходимо на каждое обстоятельство приводить нормы УПК.
  3. Прошение. В этом разделе заявитель просит у уполномоченного органа принять во внимание заявленные им обстоятельства и отреагировать должным образом.
  4. Список сопроводительных документов. Представители следственного комитета правомочны вернуть жалобу, если какие-то факты не будут подкрепленные документальными аргументами, поэтому важно собрать полный пакет бумаг.
Читайте также:  Смена учредителей ООО в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0

На заметку! При выявлении обстоятельств, разрешение которых не входит в прямую компетенцию органов следственного комитета, претензия будет перенаправлена в профильное ведомство в течение 7 дней.

Комментарий к ст. 37 УПК РФ

1. Настоящий Кодекс определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37). Таким образом, прокурор в российском уголовном процессе совмещает сугубо процессуальную функцию уголовного преследования и государственно-правовую по своему происхождению функцию надзора за соблюдением законов. Притом вся глава 6 УПК называется «Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения». Из этого можно заключить, что законодатель видит в прокурорском уголовном преследовании именно проявление состязательной функции обвинения. Следовательно, функция уголовного преследования (обвинения от имени государства) должна быть совершенно отделена в российском процессе от функции правосудия, а полномочия прокурора не могут подменять полномочий, свойственных в состязательном процессе суду. Надзор прокурора, по буквальному смыслу ст. 37, распространяется исключительно на деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, относящихся в России к исполнительным органам власти в уголовном процессе, и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника.

2. Надзорная функция прокурора на предварительном расследовании проявляется там, где он руководствуется исключительно интересами строгого и точного исполнения закона, жертвуя ради этого, если потребуется, даже эффективностью уголовного преследования. Функция же уголовного преследования реализуется в тех прокурорских полномочиях, которые нацелены на максимально эффективное и целесообразное обеспечение неотвратимости уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Если говорить о критерии разделения этих функций еще проще, то функция надзора следует лишь началу законности, в то время как функция уголовного преследования, кроме того, — и началу целесообразности. Представляется, что совмещение целей уголовного преследования и надзора за законностью ведет к внутреннему противоречию, поскольку законность неизбежно ограничивает достижение цели уголовного преследования лишь определенными средствами, учитывающими, в частности, и интересы другой стороны — защиты. Поэтому, ставя цель добиться наказания виновного, прокурор в случаях, предусмотренных законом, должен ограничивать ее достижение в интересах законности средствами надзорного реагирования на допущенные нарушения. Особенно остро это противоречие проявляет себя при возложении на прокурора руководства предварительным расследованием, когда он отвечает за его эффективность, которая в первую очередь определяется успехом уголовного преследования. При этом на практике надзорная цель неизбежно отходит на второй план, уступая первенство интересам уголовного преследования.

Теоретической основой новаций, внесенных в законодательство ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» явилось представление о необходимости освободить прокурора от ответственности за руководство предварительным следствием и тем самым очистить его надзорную функцию от наслоений чуждых ей интересов. Этим Законом прокурор полностью лишился полномочий по руководству предварительным следствием — они остались у него только в отношении производства дознания. Теперь функция уголовного преследования осуществляется прокурором на предварительном следствии большей частью постольку, поскольку он участвует в подготовке и формировании будущего государственного обвинения в суде. Эта функция проявляет себя здесь в основном на завершающем этапе расследования — в полномочиях прокурора при рассмотрении уголовного дела, поступившего к нему от следователя с обвинительным заключением (гл. 31 УПК) . Лишь с этого момента, но не ранее прокурор становится ответственным за качество обвинения, которое прокуратуре придется поддерживать в суде. Таким образом, он становится свободен для осуществления более объективного надзора на более ранних этапах предварительного следствия и в стадии возбуждения уголовного дела.

———————————

РГ. 2007. 8 июня. N 122.

Особняком здесь стоит право прокурора выносить постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37).

При обсуждении названного Закона часто высказывались мнения, что прокурорский надзор в отсутствие полномочий по руководству следствием (в том числе при невозможности давать следователю обязательные указания) потеряет свою эффективность , что гражданам придется обращаться за защитой своих прав не к прокурорам, а в суды, которые и без того загружены делами и не смогут обеспечить интересы участников процесса . Как представляется, опасность возникновения таких негативных последствий преувеличена. Обладая правом утверждать (или не утверждать) обвинительное заключение, прокурор имеет полную возможность добиться от следственных органов выполнения своих требований и указаний даже без обращения к руководителям вышестоящих следственных органов с требованием об устранении допущенных нарушений. Думается, что на практике такие обращения будут направляться редко и лишь в исключительных случаях. Если только работа прокуроров, ответственных за надзор над следственными органами, будет оцениваться не по-старому, т.е. по количеству дел, направленных в суд с обвинительным заключением, а лишь по количеству и качеству актов прокурорского реагирования на допущенные на досудебном производстве нарушения, прокурорский надзор сможет оказаться наиболее быстрым и действенным средством защиты прав и законных интересов участников процесса на досудебных стадиях. В противном случае он вряд ли сделается по-настоящему эффективным.

Читайте также:  Как оформить медсправку для владения оружием

Что должна содержать надзорная жалоба, а также представление прокурора

Можно с уверенностью сказать, что именно представление прокурора является документом, который наиболее часто применяется как одно из лучших средств реагирования на выявленные нарушения закона.

Положение о представлении описано в ст. 24 Закона о прокуратуре. Представление прокурора вносится самим прокурором, в ином же случае данную процедуру имеет право проделать его заместитель. Данный документ подлежит практически безотлагательному рассмотрению уполномоченными лицами, которые обязаны предпринять все необходимые меры для его выполнения в кротчайшие сроки.

Оформленное представление прокурора вносится исключительно на основе тщательно проведенной проверки, включая глубокий анализ выявленных несоответствий законодательства. Надзорная жалоба подается непосредственно в суд надзорной инстанции. Документ должен содержать самую полную информацию, при изучении которой можно было бы сразу понять позицию прокурора.

Как подготовить и сдать ответ на представление

Как только представление было получено, следует дать на него ответ в установленные законом сроки, а именно не позднее 30 суток. Заметим, что ответ на представление прокурора должен содержать полную информацию о том, какие меры были приняты для устранения указанного нарушения. Для этого следует как можно тщательнее рассмотреть полученный документ и принять все необходимые меры, которые позволят устранить незаконные действия. Также следует решить вопрос о привлечении всех ответственных лиц к установленной дисциплинарной ответственности.

Если гражданин или организация считают доводы необоснованными, можно провести обжалование представления прокурора в вышестоящих органах. Однако следует точно знать, какие основания для этого имеются. Необходимо в полном соответствии с законом описать все имеющиеся факты того, что нарушения, указанные в представлении, допущены не были. Только так можно обезопасить себя от более сложной ситуации в будущем.

В суде прокурор является государственным обвинителем, выполняя свои основные функции – соблюдение законности. В том случае, если были существенно нарушены права сторон или законодательные нормы, и прокурор увидел это, он может вынести представление.

Представление прокурора — это акт реагирования прокурора на нарушение законодательства, вносимый в орган или должностному лицу, которое уполномочено рассматривать такие дела.

Документ состоит из нескольких частей, а именно: вводная, описательная и резолютивная.

Представление прокурора – образец того, что государственный обвинитель может не только ходатайствовать о назначении наказания, как привыкли думать многие, но и следить за соблюдением законности в любой сфере общественной жизни.

Образец жалобы на бездействие сотрудников полиции

Воспользуйтесь образцом жалобы на бездействие сотрудников полиции, приведенным в качестве примера ниже (синим цветом выделены пояснения):

Прокурору Ивановского района г. Калининграда
старшему советнику юстиции
Муконину К.А.
(либо: в Ивановский районный суд г. Калининграда, либо в УМВД России по г. Калининград).
Серебрякова П.Р., проживающего по адресу:
г. Калининград, ул. Мира, д. 3, кв. 3
тел. 8929020202
(если автором является представитель, то пишутся его данные, основание представления интересов – доверенность, ее дата и реквизиты, а также то лицо, в чьих интересах действует представитель)

ЖАЛОБА
в прокуратуру (в суд, в УМВД) на бездействие полиции

Прошу провести проверку действий сотрудников полиции отдела № 1 Ивановского района г.Калининграда, которые препятствуют в осуществлении защиты моих прав как пострадавшего лица.

Нужно кратко изложить суть событий, в связи с которыми вами было подано заявление в отдел:

Так, 01.12.2016 года я обратился в дежурную часть ОП № 1 Ивановского района г. Калининграда с заявлением о привлечении к уголовной ответственности гражданина Шманько Р.О. по статье 159 УК РФ за мошенничество. Так, Шманько Р.О. путем обмана и злоупотребления моим доверием похитил у меня золотые изделия на сумму более 200000 рублей.

В распоряжение полиции я предоставил необходимые документы (договора, счета-фактуры, накладные, квитанции и т.д.), на основании которых Шманько Р.О., придав своим действиям видимость законности, брал на реализацию ювелирные изделия, с которыми впоследствии скрылся.

Затем можно указать данные (ФИО, должность) полицейского, который проводил проверку:

Проверку обстоятельств, изложенных в моем заявлении, проводил участковый уполномоченный полиции Квасов А.П., бездействие которого привело к необратимым последствиям – Шманько Р.О. сумел распорядиться моим имуществом, продав его неизвестным лицам. По моему заявлению Квасовым А.П. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления.

Укажите, почему вы считаете решение незаконным, подчеркните, что конкретно не было сделано.

Распространенные причины

Чаще всего встречаются жалобы вышестоящему прокурору на бездействие прокурора. Под этим подразумевается, что должностное лицо затягивает предусмотренные законодательством сроки и не выполняет действия, которые необходимо осуществить, согласно требованиям нормативных актов. При этом нет никаких явных причин для отсрочки.

Вторая распространенная причина – необоснованный отказ в приеме жалобы. Для такого действия должны иметься основания со ссылками на статьи законов.

Третья причина – нарушение прав. При обращении в прокуратуру каждый заявитель рассчитывает на практические результаты. Человек предполагает, что нарушители будут привлечены к ответственности. Но если этого не последовало, то придется обжаловать действия прокурора. В эту категорию можно включить халатное отношение к служебным обязанностям, коррумпированность, вымогательство.

Читайте также:  Увольнение по собственному желанию после отпуска: как отразить в 1С

Структура требования об устранении нарушений закона

Надзорное представление содержит 4 части:

  1. Вводная – указывается полное наименование организации, данные должностного лица, на чье имя направлено представление.
  2. Описательная – разъясняется причина надзорной проверки (жалоба гражданина, информация в СМИ, прочее). Затем подробно излагаются выявленные нарушения закона, степень их тяжести, оценивается материальный и/или иной ущерб действий или бездействий должностных лиц, послуживших причиной прокурорской проверки.
  3. Мотивировочная – анализируются причины и условия, ставшие причиной нарушений. Каждому факту нарушения дается фактическая и юридическая оценки.
  4. Требовательная – высказывается требование о безотлагательном рассмотрении представления, принятии мер по устранению выявленных недостатков, применении карательных мер к виновникам нарушений.

В конце документа проставляется дата его вынесения, ФИО прокурора, его классный чин, подпись.

Меры, которые влекут за собой неисполнение представления

Если указанные нарушения не были устранены, к ответственности привлекают руководителя организации. Однако на практике за деятельность фирмы отвечает не только это лицо. Важны и действия сотрудника, который должен выполнять работы в определённой сфере. Если допущены нарушения, к ответственности привлекают именно его. Исключение составляют ситуации, когда противозаконная манипуляция была выполнена по прямому распоряжению руководителя.

Если речь идёт о государственных или муниципальных служащих, особенности наложения наказаний меняются. Лица, имеющие вышеуказанный статус, особенно тщательно должны соблюдать нормы действующего законодательства. В том случае, если поступило распоряжение от руководителя, к ответственности будет привлечён как служащий, так и руководитель организации. В первую очередь применяются нормы трудового законодательства. Список наложенного взыскания доводится до прокурора. Копия соответствующего приказа, заполненного с подписью и печатью руководителя, также предоставляются.

Существуют альтернативные способы применения наказания. После того как прокурор вынес представление и получил ответ на него, лицо имеет право передать материалы для рассмотрения в иные компетентные органы. Они осуществляют надзор и охрану действующего законодательства от нарушений. Подобные меры применяются, если требования действующих нормативных правовых актов не были выполнены в налоговой сфере.

Прокуратура требует привлечь к дисциплинарной ответственности

Что делать в случае, когда поступило представление о нарушении требований федерального законодательства и прокуратура требует привлечь к дисциплинарной ответственности работника?

На имя директора поступило представление об устранении нарушений требований федерального законодательства. В представлении прокуратура указывает на выявленные нарушения при осуществлении закупок и требует устранить нарушения. Кроме того, в представлении прокуратура требует привлечь к дисциплинарной ответственности работника, исполняющего функции контрактного управляющего. Копию приказа о применении дисциплинарного взыскания к работнику необходимо направить в месячный срок.

Директор дал указание привлечь работника к дисциплинарной ответственности, хотя выявленные нарушения незначительные и возникли по техническим причинам. Пояснил, что мы обязаны выполнить требование иначе будем сами привлечены к ответственности за невыполнение требований прокурора.

Чем протест отличается от представления прокурора

Прокуратура относится к главным органам, которые относятся к контролирующему органу, который проверяет исполнение законов всех сфер услуг. Ее сотрудники могут нагрянуть с проверкой практически в любую компанию для проверки исполнения законов, без учета в какой форме собственности находится организация.

Представление — прокурорский акт, который описывает факт проверки организации, и какие были выявлены моменты, которые необходимо исправить. Прокурорский орган наделен правом пользования представлениями, права обозначаются в ст.24 и ст.28 Закона «О прокуратуре».

Представление прокурора образец в первую очередь является предупреждением. Поэтому те моменты, которые противоречат нормам права, должны быть исправлены в кротчайшие сроки. После этого подается протокол рассмотрения представления прокуратуры с участием прокурора.

Важно!В случае необходимости исправить правовой акт, который не по стандартам законодательства, нельзя будет менять протест на представление. Второй документ направлен на изменение других правовых преступлений.

После подписания представления подается лист лицу, который может устранить ошибку в организации. Акт должен быть рассмотрен должностными лицами сразу после получения письма, на это указывает законодательство.

Представление отличается от протеста тем, что последний действует на правовые акты, которые нарушают законодательство РФ. Данный документ используется для того, чтобы уполномоченный орган выразил свое реагирование на нарушение законов. Он не используется при нарушении. При этом должен составляться протокол рассмотрения предоставления прокуратуры.

С периода получения документа начинается отсчет срока, который равняется месяцу. До его истечения орган либо должностное лицо должны принять определенные меры по устранению правонарушений и уведомить уполномоченный орган об этом в письменной форме.

Представление прокурора о нарушениях

Игнорировать представление прокуратуры нельзя, а что делать?

Ответ простой — выполнять законные требования, вытекающие из полномочий прокуратуры.

Прокуратура уполномочена контролировать соблюдение федерального законодательства? Да, конечно. Следовательно, требование об устранении нарушений этого законодательства является законным? Да. Поэтому принимаем все необходимые меры и устраняем нарушения, которые были выявлены.

А что делать с требованием прокуратуры привлечь работника к дисциплинарной ответственности? Обратимся к нормам Трудового кодекса Российской Федерации. Из них следует, что работодатель имеет право применять дисциплинарные взыскания к работнику (ст. 22, ст.192 ТК РФ). А по каким основаниям работодатель может данное право реализовать? Только по основанию неисполнения или ненадлежащего исполнения работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ч. 1 ст. 192 ТК РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *