Что нужно проверить в базе данных перед переходом на БГУ версии 2.0?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно проверить в базе данных перед переходом на БГУ версии 2.0?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


ФСБУ 14/2022 вводит понятие «лимит стоимости НМА». Это новшество для отечественного бухучета – в действующих правилах такого нет. Компания устанавливает лимит сама и прописывает в учетной политике. Если стоимость единицы актива ниже этого предела, на балансе в качестве НМА такой актив не учитывается.

Общие проверки от фирмы 1С

Типовая методика переноса данных включена в поставку редакции 2.0. В составе этой методики есть список проверок, которые фирма 1С рекомендует провести перед переносом данных:

  • номера документов одного вида не дублируются
  • в справочнике Основные средства не дублируются инвентарные номера элементов
  • в справочнике Основные средства заполнен реквизит ОКОФ
  • в справочниках Номенклатура, Основные средства указаны правильно счета учета
  • цена объектов ОС и НМА соответствует способу начисления амортизации, указанному в карточке объекта;
  • типы элементов плана Виды характеристик (реквизиты) контрагентов — не должно быть у элементов составного типа, также не должно быть элементов с типом Пол физических лиц
  • начисление амортизации для одного основного средства должно производиться только на один счет
  • не должно быть контрагентов с одинаковыми ИНН и КПП

Нематериальные активы

Учет объектов нематериальных активов осуществляется на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы». Согласно дополнениям, внесенным в п. 67 Инструкции № 157н, данный счет содержит:

1) аналитические коды группы синтетического счета:

  • 20 – особо ценное движимое имущество;

  • 30 – иное движимое имущество;

  • 90 – имущество в концессии;

2) аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:

  • N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

  • R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

  • I «Программное обеспечение и базы данных»;

  • D «Иные объекты интеллектуальной собственности».

В Единый план счетов введены следующие счета:

Синтетический счет

Аналитические счета

0 102 90 000 «Нематериальные активы – имущество в концессии»

0 102 0N 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

0 102 0R 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

0 102 0I 000 «Программное обеспечение и базы данных»;

0 102 0D 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности»

Обесценение нефинансовых активов

В пункт 151.5 Инструкции № 157н внесены дополнения, согласно которым счет 0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов»предназначен для отражения в учете снижения стоимости активов в связи с их обесценением, а также резерва под снижение стоимости материальных запасов.

В пункт 151.6 Инструкции № 157н введено положение о том, что аналитический учет по счету 0 114 00 000 ведется в разрезе объектов нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, прав пользования активами, материальных запасов), идентификационных номеров объектов нефинансовых активов (инвентарных номеров, кадастровых номеров (при наличии), реестровых номеров, учетных номеров).

Обесценение нефинансовых активов учитывается на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета в разрезе соответствующих видов имущества:

  • 10 «Обесценение недвижимого имущества учреждения»;

  • 20 «Обесценение особо ценного движимого имущества учреждения»;

  • 30 «Обесценение иного движимого имущества учреждения»;

  • 40 «Обесценение прав пользования активами»;

  • 60 «Обесценение прав пользования нематериальными активами»;

  • 70 «Обесценение непроизведенных активов»;

  • 80 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов».

В Единый план счетов внесены следующие изменения:

Исключены счета

Введены счета

0 114 09 000 «Обесценение нематериальных активов»

0 114 0N 000 «Обесценение научных исследований (научно-исследовательских разработок)»;

0 114 0R 000 «Обесценение опытно-конструкторских и технологических разработок»;

0 114 0I 000 «Обесценение программного обеспечения и баз данных»;

0 114 0D 000 «Обесценение иных объектов интеллектуальной собственности»

0 114 60 000 «Обесценение непроизведенных активов»

0 114 60 000 «Обесценение прав пользования нематериальными активами»

0 114 71 000 «Обесценение земли»;

0 114 72 000 «Обесценение ресурсов недр»;

0 114 73 000 «Обесценение прочих непроизведенных активов»

0 114 80 000 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов»;

0 114 87 000 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции»;

0 114 88 000 «Резерв под снижение стоимости товаров»

Регулирование, понятие и оценка нематериальных активов

Нематериальные активы (НМА) составляют хозяйственные средства длительного срока использования, имеющие стоимостную оценку, но не имеющие материально-вещественной (физической) формы. При принятии к бюджетному бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение ряда условий (п. 23 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, далее — Инструкция N 25н):

  • отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
  • возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
  • использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения;
  • использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 мес. или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.;
  • не предполагается последующей перепродажи данного имущества;
  • наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у учреждения на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.) или права учреждения на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).

К нематериальным активам могут быть отнесены объекты интеллектуальной собственности, отвечающие всем перечисленным признакам.

Гражданский кодекс РФ (ст. 138) определяет интеллектуальную собственность как исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания), которые и подлежат отражению в бухгалтерском учете правообладателя в качестве нематериального актива.

В настоящее время понятие «объект интеллектуальной собственности» определен рядом нормативных документов: Патентным законом РФ, Законами РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем»; «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; Приказом Роспатента от 19.08.1999 N 141 «Об утверждении Рекомендаций по соотношению правовой охраны промышленных образцов с правовой охраной товарных знаков» и др.

Обратите внимание на очень важный момент: нематериальный актив — прежде всего это право (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности), а именно:

  • исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель, селекционные достижения;
  • исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
  • имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
  • исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров.

Ряд учетных объектов, близких к НМА, и затрат, результатом которых предполагалось создание объектов нематериальных активов, не относятся к последним в силу определенных причин.

Это (Инструкция N 25н, п. 23):

  • не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
  • не законченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
  • материальные объекты (материальные носители), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства.

Переоценка нематериальных активов

Изменение первоначальной стоимости объектов НМА производится лишь в случаях модернизации и переоценки объектов НМА.

Учреждения проводят переоценку стоимости объектов НМА по состоянию на начало отчетного года путем пересчета их балансовой стоимости и сумм амортизации, начисленной за все время использования объектов. Сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством РФ.

Порядок проведения переоценки НМА бюджетных учреждений разработан в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 15.11.2002 N 1611-р (в ред. Приказа Минэкономразвития России N 306, Минфина России N 120н, Росстата от 02.10.2006 N 139).

В результате переоценки указанных активов их первоначальная стоимость преобразуется в восстановительную стоимость, (первоначальная стоимость, скорректированная до рыночных цен). Таким образом, восстановительная стоимость равна сумме денежных средств, которую необходимо выплатить, если бы учреждение приобрело аналогичные объекты, на дату переоценки.

Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов НМА подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Они не включаются в данные бюджетной отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года (Инструкция N 25н, п. 24).

Поступление НМА в распоряжение учреждения необходимо оформить ф. 0504101 — акт о приеме-передачи объектов НФА. В новом ФСБУ разъясняется, что входит в нематериальные активы, — объект НФА, который используется в деятельности учреждения более 12 месяцев (п. 6 ФСБУ). Кроме того, в стандарте определен порядок признания объектов к учету.

Читайте также:  Размеры пособий с 1 февраля 2023 года: какие выплаты увеличились и на сколько?

При приобретении НМА за плату необходимо учитывать все сопутствующие затраты для формирования первоначальной стоимости объекта. К таковым затратам в бухучете следует относить:

  1. Фактическую стоимость объекта, то есть суммы, уплачиваемые правообладателю за отчуждение прав на результаты интеллектуальной собственности или же на средство индивидуализации.
  2. Затраты на консультационные или информационные услуги сторонних организаций, связанные с покупкой НМА.
  3. Регистрационные, пошлинные, патентные или иные виды сборов, платежи, которые напрямую связаны с приобретением нового НФА. Например, оплата домена при регистрации сайта в интернете.
  4. Вознаграждения, которые приобретатель уплачивает посредническим компаниям, участвующим в оформлении, продаже, перепродаже объектов.
  5. Иные виды затрат, которые несет приобретатель при получении НМА в собственность.

Все вышеперечисленные затраты следует собрать на счете 0 106 00 000 «Вложения в нематериальные активы». Когда стоимость полностью сформирована, то есть учтены и зафиксированы все виды трат учреждения, связанные с покупкой, то с кредита счета 0 106 00 000 списываются все расходы в дебет счета 0 102 00 000 «НМА».

Учет в бухгалтерских проводках

Представим основные проводки по учету нематериальных активов в бюджете в виде таблицы:

Операция Дебет Кредит
Формирование первоначальной стоимости:
Покупка 0 106 Х2 320 0 302 32 730
Затраты на регистрацию 0 106 Х2 320 0 302 32 730
Объект принят к учету 0 102 Х0 320 0 106 Х2 320
Амортизация 0 401 20 271 0 104 Х9 320
Принятие к учету неисключительных прав пользования НМА по цене приобретения в соответствии с договором 0 111 6Х 35Х 0 302 26 73Х
Приобретение неисключительных прав пользования НМА:
Цена приобретения по лицензионному договору 0 106 6Х 35Х 0 302 26 73Х
Другие фактические затраты на приобретение 0 106 6Х 35Х 0 302 2Х 73Х
Принятие к учету неисключительных прав по решению комиссии 0 111 6Х 35Х 0 106 6Х 35Х
Безвозмездное получение неисключительных прав пользования 0 111 6Х 35Х 0 401 10 19Х
Начислена амортизация по неисключительным правам пользования 0 401 20 226 0 104 6Х 452
Перенос на баланс неисключительных прав НМА с прошлого года со СПИ более 12 месяцев (если СПИ не превышает 12 месяцев, то спишите остаток со счета 401 50 на финансовый результат) Уменьшение забалансового счета 01
0 106 6Х 352 0 401 50 226
0 111 6Х 352 0 106 6Х 352
Внутреннее перемещение между подразделениями учреждения 0 102 Х0 320 0 102 Х0 320
Списание с учета:
Списана амортизация 0 104 Х9 420 0 102 Х0 320
Списана остаточная стоимость НМА 0 401 10 172 0 102 Х0 320
Списание неисключительного права пользования НМА с нулевой остаточной стоимостью 0 104 6Х 452 0 111 6Х 452
Списание неисключительного права пользования НМА с остаточной стоимостью:
Списана амортизация права пользования НМА 0 104 6Х 452 0 111 6Х 452
Списана остаточная стоимость права пользования НМА 0 302 ХХ 83Х 0 111 6Х 45Х

Права пользования активом получили на 12 месяцев и менее

Объекты не учитывайте в составе нематериальных активов. Стандартом правила учета для них не определены. Минфин указал, что по таким объектам нужно сразу признавать в учете расходы текущего периода по счету 0 401 20 226.

Полагаем, если срок пользования переходит на следующий отчетный период, расходы в учете надо отражать на счете 0 401 50 226.

Детально правила учета таких объектов, в том числе необходимость применения забалансового счета 01, определите в учетной политике по согласованию с учредителем и финорганом.

По новым правилам учтите и объекты, оставшиеся с 2020 года. Со счета 0 401 50 226 спишите остатки стоимости прав, по которым срок использования истекает в 2021 году. Эти суммы не относите на финрезультат прошлых лет. Проводку сделайте в корреспонденции со счетом 0 401 20 226 в первый рабочий день 2021 года. Такой порядок рекомендуем согласовать с учредителем и финорганом.

Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 101)

Рассмотрим основные изменения в счете 101 00 000 «Основные средства»:

1. Появилась новая проводка. Когда основные средства передаются в финансовую аренду (безвозмездное бессрочное пользование) арендодателем (ссудодателем), выбытие объектов ОС, классифицируемых как объекты неоперационной (финансовой) среды, отражается следующими проводками:

Читайте также:  Налог с продажи недвижимости: когда платить и как рассчитать
ДЕБЕТ счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» соответствующих счетов аналитического учета:
0 104 00 000 «Амортизация»
0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов»
КРЕДИТ соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства»

Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 206 00)

В КОСГУ в счет 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» были добавлены новые подстатьи, а потому вводятся и новые счета:

Счет Подстатья КОСГУ
0 206 96 000 «Расчеты по авансам по оплате иных расходов» 296 (с 1 января 2023 года)
0 206 27 000 «Расчеты по авансам по страхованию» 227 (с 1 января 2023 года)
0 206 28 000 «Расчеты по авансам по услугам, работам для целей капитальных вложений» 228 (с 1 января 2023 года)
0 206 29 000 «Расчеты по авансам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» 229 (с 1 января 2023 года)

Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 208)

Важно! С 1 января 2023 года в подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ должны быть отражены затраты на уплату налогов (которые можно включать в состав расходов), государственные пошлины и сборы, различные платежи в бюджеты всех уровней. Счет 208 91 000 называется сейчас «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пошлин и сборов».

В счет 208 00 000 также введены новые счета аналитического учета:

Счет Подстатья КОСГУ
С 1 января 2023 года
0 208 93 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате штрафов за нарушение условий контрактов (договоров)» 293
0 208 95 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате других экономических санкций» 295
0 208 96 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов» 296
С 1 января 2023 года
0 208 27 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате страхования» 227
0 208 28 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг, работ для целей капитальных вложений» 228
0 208 29 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» 229

Поступление материалов в 1с.

Планом счетов бюджетного учета предусмотрено 29 забалансовых счетов. На них учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции. Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.

Итоги Учет в бюджетных структурах подчиняется Бюджетному кодексу РФ и строго регламентирован. Бюджетная система страны включает в себя использование специальных кодов, знание которых необходимо и для бухгалтеров по бюджетному учету, поскольку коды используются непосредственно при составлении рутинных проводок. Также полезную информацию вы найдете в статье «Составляем план счетов бюджетного учета — образец 2015».

Применение счета 106.31

После этого нажимаете кнопку «Заполнить документ» и устанавливаете количество готовой продукции. Проводки, сформированные документом Вторая ситуация — продукция изготавливается не для собственного использования, а для дальнейшей реализации. Списание в данном случае производится на счет 109.61 Документ формирует следующие проводки: Затем вводим документ «Выпуск продукции» Создаем документ и заполняем табличную часть вручную: выбираем номенклатуру-продукцию, указываем количество и плановую стоимость. Проводки, сформированные документом: Следующий документ в разделе – «Инвентаризация незавершенного производства» Этот документ определяет остатки на счете 109.61 на конец месяца в разрезе номенклатурных позиций и КЭК. ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:

  • на автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Для каждой из них есть свой частный план счетов:

  • приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н применяется автономными организациями;
  • приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н — бюджетными;
  • приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н — казенными.

Понятие «бюджетный учет» применяется только к определенным госструктурам, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет, правила которого оговорены в соответствующих планах счетов (приказы № 174н и № 183н). В основе учета у бюджетников лежит бюджетная классификация.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *