Ответственность за неуведомление о приеме на работу бывшего госслужащего

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за неуведомление о приеме на работу бывшего госслужащего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.

Работник не сообщил о своем опыте государственной службы

Порядок приема на госслужбу, ее прохождения, а так же увольнения госслужащих регулирует закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Соответственно, если в качестве основания для внесения записи в гр. 4 трудовой книжки есть ссылка на этот закон, то это должно привлечь внимание кадровика. Проверить записи нужно за последние два года.

Кроме того, забывчивость бывшего госслужащего оставит его без работы. Поскольку нарушение требований ст. 12 Закона № 273-ФЗ лицом, замещавшим государственные должности, приводят к расторжению трудового договора с ним (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение в этом случае производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие ему не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

Расширение толкования

Верховный суд также отметил, что под это антикоррупционное требование подпадают не только чиновники, работавшие на должностях, включенных в перечни, утвержденные для этой нормы (в этом случае их трудоустройство должно быть рассмотрено на комиссиях по конфликту интересов), но и те бывшие госслужащие, которые обязаны были представлять декларации о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своих супругов и несовершеннолетних детей. Тем самым Верховный суд фактически расширил круг экс-чиновников, о чьем трудоустройстве надо уведомлять их прежнее место работы на госслужбе. Как отметил судья-докладчик Сергей Никифоров, было два варианта толкования, в итоге пленум остановился на более широком. «Эта формулировка наиболее полно отвечает указу президента от 2010 года», — отметил Никифоров, заметив, что при соблюдении ограничений для госслужащих «должен быть единый подход».

Более того пленум разъяснил, что обязанность информировать о приеме на работу экс-чиновника лежит на всех организациях независимо от их организационно-правовой формы, то есть не только частными компаниями. Исключением являются лишь государственные или муниципальные органы, куда бывший чиновник может устраиваться в том числе уже не на госслужбу.

Когда к нам, в коммерческие организации, устраиваются новые специалисты, то как правило, и в голову не может прийти, что очередной новичок – это бывший чиновник.

Обычно люди из коммерческой сферы идут в сектор государственного управления – это «правильная» схема, при которой обратный путь уже не предполагается (ну, если не считать Грефа и Сечина). Но не всегда же у людей все складывается гладко в жизни, всякое происходит.

Вот и мы задумались, а вдруг к вам или к нам в компанию завтра «постучится» бывший муниципальный депутат и изъявит желание работать бухгалтером или руководителем отдела продаж? Как говорится, чем черт не шутит, правда?

Но, как оказалось на деле, не все так просто. Те, кто напрямую или хотя бы косвенно знаком с этой темой знают, что с бывшими государственными служащими (депутатами и полицейскими в том числе) директора предпочитают лишний раз не связываться. Почему? Вот как раз сейчас и узнаем.

Рассмотрение обращения подразделением кадровой службы.

Первоначально обращение служащего рассматривается в подразделении кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Указанное подразделение также осуществляет подготовку мотивированного заключения.

При подготовке мотивированного заключения должностные лица кадрового подразделения могут проводить собеседование со служащим, получать от него письменные пояснения, а руководитель государственного (муниципального) органа или его заместитель, специально на то уполномоченный, может направлять в установленном порядке запросы в любые заинтересованные организации.

К сведению:

При проведении собеседования и получении письменных пояснений может быть рекомендовано уточнить информацию, изложенную в обращении, получить дополнительные данные о причинах выбора именно этой организации для трудоустройства, способе трудоустройства (рекомендации знакомых, размещение резюме в кадровых агентствах, конкурс на должность и т. д.), предполагаемом круге обязанностей.

Согласно п. 17.5 Положения о комиссиях обращение гражданина, а также мотивированное заключение и другие материалы в течение семи рабочих дней со дня поступления обращения представляются председателю комиссии.

В случае направления запросов обращение, а также мотивированное заключение и другие материалы представляются председателю комиссии в течение 45 дней со дня поступления обращения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Читайте также:  Районные коэффициенты на 2023 год в регионах РФ

Результатом первоначального рассмотрения обращения гражданина становится мотивированное заключение, в котором делается вывод о возможности или невозможности дать гражданину согласие на трудоустройство с обоснованием причин.

Минтруд в Письме от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943 рекомендует:

  • проанализировать, в чем заключались функции по государственному, муниципальному (административному) управлению, которые ранее выполнял гражданин, уточнив при необходимости, какой конкретной хозяйственной деятельности данной коммерческой (некоммерческой) организации касались принимаемые государственным служащим решения (например, решения о лицензировании отдельных видов деятельности, выдаче разрешений на отдельные виды работ, размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, проведении государственной экспертизы и выдаче заключений и пр.);
  • установить наличие либо отсутствие выгоды, преимуществ, преференций, полученных организацией по сравнению с другими юридическими лицами при замещении гражданином должности государственной (муниципальной) службы. При этом необходимо разграничить такие решения, принятые государственным (муниципальным) служащим самостоятельно и в порядке исполнения поручений вышестоящего органа или должностного лица. Кроме того, следует обратить внимание на круг трудовых обязанностей в организации, в которую планирует трудоустроиться гражданин, размер платы за выполнение (оказание) работ (услуг) по договору, поскольку необоснованно высокий размер оплаты работ (услуг), явно отличающийся от средне установленного, может рассматриваться в качестве одного из признаков, свидетельствующих о компенсации за ранее совершенные гражданином действия в интересах организации.

Статья 64.1 ТК РФ обязывает работодателя в течение 10 дней сообщить о заключении трудового договора с лицами, ранее состоявшими на государственной или муниципальной службе, по их последнему месту работы или службы. Однако делать это нужно, если должность, которую замещал бывший госслужащий, включена в особый список, а с момента его увольнения не прошло два года.

Аналогичное требование содержит п. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). При этом требования Трудового кодекса РФ расширяются: уведомлять надо и о заключении гражданско-правовых договоров, если выплаты по ним превышают 100 000 руб. в месяц.

Обратите внимание, что ни срок трудового договора, ни размер ежемесячной заработной платы в данном случае значения не имеют. Не оговаривается даже, идет ли речь об основной работе или о работе по совместительству. Формально, даже если организация принимает такого работника на один час в месяц с оплатой 1000 руб., нужно сообщать о факте заключения трудового договора. В отношении же гражданско-правовых договоров действует условие о минимальном пороге оплаты. Это выглядит несколько странно.

Законодатель, устанавливая данные требования, по сути возложил на работодателя контрольную функцию за бывшими служащими. Ведь эти требования дублируют требования о получении бывшим служащим в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов разрешения на работу.

Прием на работу бывшего госслужащего

Так как государственные служащие могут во время работы иметь доступ к засекреченной информации особой важности, в течение двух лет после увольнения на них накладывается ряд обязательств, в том числе и при дальнейшем трудоустройстве.

Уведомлять о приеме на работу бывшего госслужащего нужно только в том случае, если с момента его уведомления прошло не более двух лет, а его должность входит в специальный перечень (ч.2 ст. 12 Закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ).

Бывший служащий не имеет права без согласия специальной комиссии устраиваться на работу в компанию, с которой ранее взаимодействовал. Это правило введено для противодействия коррупции. Также недопустимо трудоустройство в данные организации, если предполагаемая зарплата будет больше ста тысяч рублей при заключении ГПД (в этом случае придется согласовать назначение с комиссией). Работа такой комиссии регламентирована Указом Президента № 821.

Бывший госслужащий не имеет право устраиваться в компанию, если отдельные функции по государственному управлению новой организацией раньше входили в его служебные обязанности.

Новый работодатель обязан сообщить предыдущему о заключении трудового договора с бывшим госслужащим в десятидневный срок после подписания документа. Однако такая обязанность распространяется не на все должности муниципальной или государственной службы. Перечень постов, после увольнения с которых, новому работодателю нужно сообщить о трудоустройстве, можно найти в указе Президента РФ №1574 от 31.12.2005. для муниципальной службы существует свой список, утвержденный отдельно в каждом регионе.

Процедура найма бывшего госслужащего

Документооборот при найме работника по трудовому договору требуется соблюсти в соответствии с ТК РФ.

Пошаговая процедура приема на работу Описание
Обращение соискателя к руководителю предприятия При собеседовании достигается договоренность об условиях труда
Предоставление документов Работник должен подтвердить личность, квалификацию, соответствующую должности
Выявление наличия предыдущей должности в перечне, необходимом для уведомления Работодатель должен сразу по получении трудовой книжки определить необходимость уведомления бывшего нанимателя лица
Ознакомление будущего работника с документами предприятия Лицу предоставляются локальные акты, регулирующие внутренний распорядок, систему оплаты
Заключение трудового договора Документ подписывается обеими сторонами с последующим получением на руки экземпляра
Издание приказа О назначении сотрудника работодатель обязан издать приказ в течение 3 дней
Направление уведомления предыдущему нанимателю лица Информацию о госструктуре можно получить из трудовой книжки, предоставленных справок
Прохождение первичного инструктажа по охране труда Работник должен приступать к исполнению обязанностей после прохождения инструктажа
Внесение записи в трудовую книжку Документ предоставляется работодателю для внесения записей и хранения
Оформление личной карточки По данным работника открывается карточка Т-2
Читайте также:  Меры поддержки безработных в связи с коронавирусом

Несообщение о приеме на работу бывшего госслужащего

Неуведомление о приеме на работу бывшего госслужащего является административным правонарушением и наказывается штрафом по ст. 19.29 КоАП. Сумма штрафа составляет от 20 до 50 т. р. на должностное лицо и от 100 т. р. до 500 т. р. на юридическое лицо. Если нарушителем является индивидуальный предприниматель, то он несет ответственность, как должностное лицо.

По сложившейся судебной практике, если организация признает свою вину, то к ней обычно применяется минимальный штраф (как на должностное лицо). Более крупные штрафы налагаются, если виновное лицо пытается необоснованно оспорить факт нарушения или выясняются дополнительные отягчающие обстоятельства (например, подделка документов).

Пример 1

Директор ООО «Х» С. принял на работу К., специалиста инспекции ФНС РФ. Уведомление было направлено с нарушением сроков. С. признал свою вину и пояснил, что причиной нарушения было его незнание о 10-дневном сроке. Мировой судья г. Нижнекамска назначил С. наказание в виде штрафа по ст. 19.29 КоАП РФ в размере 20 тыс. руб.

Уйти от наказания достаточно сложно, процедура уже отработана и является достаточно простой. Прокуратура получает данные обо всех уволенных и уволившихся из госучреждений, и отслеживает в течение 2 лет данные по ним из Пенсионного фонда и налоговой инспекции. Любая информация является поводом для запроса и проверки. Далее остается только уточнить – было ли в 10-дневный срок отослано уведомление.

Правда, при наличии определенных условий, штрафа все-таки можно попробовать избежать. Если работодатель докажет тот факт, что сотрудник не предоставил вовремя трудовую книжку, и не сообщил о прежнем месте работы, что повлекло за собой правонарушение, санкции могут применяться уже к сотруднику – он будет уволен по ст. ТК РФ.

Пример 2

ООО заключило трудовой договор с А., бывшим ревизором территориального управления Росфиннадзора, приняв ее на должность главного бухгалтера. Соответствующее уведомление в 10-дневный срок направлено не было. Однако в ходе разбирательства суд выяснил, что А. не сообщила работодателю сведения о предыдущем месте работы и не предоставила трудовую книжку вследствие ее утраты. На основании этого производство по делу в отношении ООО было прекращено из-за отсутствия его вины (по материалам Пензенского областного суда).

Также достаточно часты ситуации, когда в трудовой книжке содержится запись о последнем месте службы, но должность не указана. В таком случае работодатель не имеет возможности выполнить требования закона. Как правило, прокуратура требует уволить сотрудника и предъявить приказ о его увольнении. Но это абсолютно не мешает работодателю принять бывшего госслужащего вновь и выполнить все требования закона, направив уведомление о приеме на работу.

Уведомление Об Увольнении Бывшего Госслужащего Образец 2019

Единая форма уведомления властями не утверждалась, но постановлением Кабмина 700 от прописан перечень данных, которые следует непременно указать в документе: ФИО лица, принятого на работу; дата и место его рождения; должность, занимаемая перед увольнением с госслужбы, согласно записи в трудовой книжке; полное наименование организации,. Уведомлять об оформлении на работу бывшего муниципального либо госслужащего обязывают нормы:. Неуведомление со стороны нового работодателя это нарушение административной статьи.29, по которой на фирму может быть наложен штраф до полумиллиона рублей.

Порядок уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего. Общество с ограниченной сокращенное (при его наличии) ответственностью «А» (ООО «А д) дата и номер приказа (распоряжения) или приказ от N 1 л/с иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу е) дата заключения трудового договора и, бессрочный срок, на который он заключен (указывается.

Процедура найма бывшего госслужащего

Документооборот при найме работника по трудовому договору требуется соблюсти в соответствии с ТК РФ.

Пошаговая процедура приема на работу Описание
Обращение соискателя к руководителю предприятия При собеседовании достигается договоренность об условиях труда
Предоставление документов Работник должен подтвердить личность, квалификацию, соответствующую должности
Выявление наличия предыдущей должности в перечне, необходимом для уведомления Работодатель должен сразу по получении трудовой книжки определить необходимость уведомления бывшего нанимателя лица
Ознакомление будущего работника с документами предприятия Лицу предоставляются локальные акты, регулирующие внутренний распорядок, систему оплаты
Заключение трудового договора Документ подписывается обеими сторонами с последующим получением на руки экземпляра
Издание приказа О назначении сотрудника работодатель обязан издать приказ в течение 3 дней
Направление уведомления предыдущему нанимателю лица Информацию о госструктуре можно получить из трудовой книжки, предоставленных справок
Прохождение первичного инструктажа по охране труда Работник должен приступать к исполнению обязанностей после прохождения инструктажа
Внесение записи в трудовую книжку Документ предоставляется работодателю для внесения записей и хранения
Оформление личной карточки По данным работника открывается карточка Т-2
Читайте также:  Как грамотно провести общее собрание собственников дома

Санкции, налагаемые при выявлении дополнительного трудоустройстве

В отношении работников и государственных и муниципальных структур предусмотрена санкция в соответствии со ст. 19.29 КоАП. К работодателям, привлекшим к работам госслужащих, также применяются административные штрафы аналогичной статьи КоАП.

Пример о наложении штрафов при совместительстве госслужащего

Инспектор В., являющийся госслужащим сферы земельных отношений, получил предложение от коммерческой структуры ООО «Азимут» о совместительстве. Должность требовала использования знаний по основной работе лица. В результате выявления нарушения были выписаны минимальные штрафы:

  • Инспектору В. как должностному лицу в размере 20 тысяч рублей.
  • Предприятию ООО «Азимут» в размере 100 тысяч рублей.

При выявлении участия должностного лица предприятия в незаконном привлечении госслужащего к работам на сотрудника или руководителя также налагается штраф.

Обязанности бывшего госслужащего

Для бывшего государственного и муниципального служащего установлены специфические условия заключения договора о трудоустройстве. Например, граждане, которые замещали установленные нормативными правовыми актами РФ должности, после увольнения с государственной службы на протяжении двух лет обязаны информировать работодателя о последнем месте своей службы. Так как на законодательном уровне не установлена точная форма данного уведомления, он вправе сделать это устно. Хотя гораздо лучше всё же предъявить подобные сведения письменно, сохранив копию зарегистрированного документа, чтобы избежать элементарного человеческого фактора, когда работодатель просто может забыть о поданных устно данных, и перед сотрудником встанет проблема поиска доказательств правильности своих действий. Вообще информацию подобного рода специалист по кадрам на новом месте работы обычно может добыть без труда и сам, просто проанализировав пометки в трудовой книжке работника.

Формирование широкой судебной практики по делам о приёме на работу бывших госслужащих, в сущности, началось только с конца 2010 года. Если раньше многие процессы просто разваливались из-за несовершенного законодательства в данной области и отсутствия единообразия предоставления сведений предыдущему работодателю, то сейчас, когда прошло более пяти лет, можно отметить некоторые тенденции в этой сфере.

С простыми случаями, когда госслужащие, уличённые в нарушении закона, не отрицают своей вины, всё ясно. А вот с работодателями дела обстоят несколько сложнее, что обусловлено высокими размерами штрафов. Многие нарушители стремятся всеми путями избежать ответственности, подтасовывают даты, искажают факты, и в итоге добавляются всё новые и новые отступления от закона, а значит, и новые наказания. Поскольку схема правосудия уже отработана, а в соответствующих органах имеется доступ практически к любым данным, то шутить с этим не стоит. Так что перед тем, как заключить трудовой договор с бывшим госслужащим, нужно все хорошо обдумать.

Проверяет соблюдения всех законодательных требований в сфере борьбы с коррупцией прокуратура. Когда она получает данные об увольнении какого-либо госслужащего с государственной службы, то наблюдает за его последующей карьерой ещё два года. После того как поступает информация об устройстве данного гражданина на новое место, нынешний работодатель становится объектом пристального внимания. Если в течение десяти дней он не направил требующееся уведомление, то прокуратура запускает проверку: посылает запросы и повестки, открывает дела, которые могут оказаться как простыми, так и сложными, если говорить условно. Образец уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего представлен ниже.

Кто приходит из государственной службы?

Типичная история человека, который идет из государственного сектора в бизнес такова: пришел на энтузиазме, хотел изменить систему, но понял, что изменения никому не нужны.

Есть кандидаты, которые прямо говорят, что конкуренция при приеме на работу в госсектор была невелика, и они выбрали службу, чтобы набраться опыта.

Немало среди претендентов и представителей династий, кого на госслужбу устроили родители.

Надо отметить, что в небольших городах, где работы немного, устроиться в налоговую или в ПФР считается большой удачей. Другие осознанно строили свою карьеру на государственной службе, победили в подковерной борьбе, получили повышение, вошли во всевозможные кадровые резервы, но уперлись в карьерный или зарплатный потолок.

Область трудоустройства бывших госслужащих регулируют многие нормативно-правовые акты РФ, но главным является федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ.

Новый работодатель обязан отправить уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего на место его прошлой службы, если лицо занимало одну из должностей, утвержденных перечнем, и прошло менее двух лет с момента увольнения.

Сообщение отправляется при подписании ГПХ (при сроке менее 1 месяца или заработной плате свыше 100 тысяч рублей в месяц) и трудового договора (в том числе при внешнем совместительстве).

Желательно подготавливать документ на фирменном бланке.

Уведомление заверяют бывший госслужащий и лицо, принявшее его на работу.

Оно должно быть направлено в течение 10 рабочих дней с даты, следующей за днем подписания трудового договора или ГПХ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *