Административная ответственность должностных лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная ответственность должностных лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Все действия государственных служащих, осуществляющих контроль за соблюдением правопорядка, а также наказания за неисполнение своих обязанностей, отражаются в федеральных законах и распоряжениях. Основным документом, регулирующим ответственность сотрудников полиции, является принятый в 2011 году Федеральный закон. Он называется «Дежурство в органах внутренних дел и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Этот вопрос регламентируется КоАП, Конституцией РФ и дисциплинарным уставом. Привлекают к административной ответственности сотрудников полиции, деяния которых носят противоправный характер.

Основные меры наказания:

  • Предупреждение. Это самый мягкий способ воздействия на нарушителя. Согласно механизму правоотношений административного характера, государство не стремится сразу жестко воздействовать на провинившееся уполномоченное лицо. Естественно, при этом учитывается такой фактор, как социальная опасность проступка. Если полицейский совершил мелкое нарушение, оно не создало угрозу для окружающих людей и среды, и это деяние было осуществлено впервые, это считается смягчающими обстоятельствами. Сотрудник получает предупреждение в письменной форме.
  • Административный штраф. Размер его зависит от совершенного нарушения. Согласно КоАП, штраф накладывается на сотрудников, совершивших деяния средней степени тяжести, но при этом серьезной угрозы для окружающих людей не возникло.
  • Дисквалификация. Как правило, основанием для увольнения полицейского является деяние, которое порочит честь и достоинство сотрудника. Ярким примером является управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Важно знать о том, что за совершенные правонарушения может быть наложена дисциплинарная ответственность. Сотруднику полиции, например, добавят количество дежурств. Административный арест в отношении государственных служащих не применяется.

Когда накладывается административная ответственность

Есть несколько условий, при которых выбирается мера пресечения в отношении сотрудника полиции. Государственные служащие привлекаются к административной ответственности в следующих случаях:

  • За совершение действий, не соответствующих правилам поведения уполномоченных лиц.
  • За публикацию заказов, приказов и других документов, нарушающих действующие правила, то есть не соответствующих им.
  • За невыполнение возложенных на них задач, в том числе за осуществление контроля над подчиненными.
  • За превышение полномочий. Обязанности, возложенные на сотрудников полиции, отражены в нормативных документах и ​​должностных инструкциях.

Основанием для привлечения к ответственности является состав раскрытого преступления.

Уголовная ответственность

Согласно действующему законодательству, это происходит при совершении преступлений, представляющих опасность для общества. Уголовная ответственность сотрудников полиции предусмотрена за нарушения, которые считаются преступлениями против государства. К ним относятся коррупция, превышение полномочий, служебная фальсификация, незнание приказов начальства. В таких ситуациях Уголовный кодекс является государственным документом.

Этот вид ответственности возникает также при нарушении работником свобод и прав граждан. Например, нарушает тайну телефонных разговоров, конфиденциальность, отказывается предоставить информацию.

За серьезные преступления, такие как убийство, автокатастрофа со смертельным исходом, кража и т.д., полицейских судят так же, как и обычных граждан. Положение человека не является смягчающим обстоятельством при вынесении приговора.

Порядок привлечения должностных лиц к ответственности, предусмотренной КоАП РФ

Процессуальный порядок и сроки привлечения должностных лиц к административной ответственности общие, каких-либо специальных процедур административный закон не предусматривает. Аналогичны и сроки давности для назначения наказаний (ст. 4.5 КоАП РФ).

Пошаговая процедура выглядит следующим образом:

  1. Возбуждение производства. Перечень поводов для этого перечислен в ст. 28.1 КоАП РФ. По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, при возбуждении процедуры оформляется протокол (исключения составляют случаи, когда дело возбуждает прокурор, осуществляется автоматическая съемка нарушения и в некоторых других случаях).
  2. Протокол передается на рассмотрение.
  3. Дело рассматривается, по результатам выносится постановление о привлечении к ответственности либо о прекращении производства.

Виды юридической ответственности и основания привлечения к ней ОВД и следственных органов

Сотрудники ОВД могут принимать участие в проведении налоговыми органами контролирующих операций и проверок в случае их привлечения к делу путем направления соответствующего запроса.

В случае совершения представителями ОВД противозаконных действий во время реализации контролирующих и проверочных мероприятий, нарушители привлекаются к разным видам юридической ответственности.

Виды ответственности ОВД за неправомерные действия и преступное бездействие их сотрудников во время исполнения служебных обязанностей:

  • дисциплинарная;
  • административная;
  • гражданско-правовая;
  • материальная;
  • уголовная.

Этот вопрос регламентируется КоАП, Конституцией РФ и дисциплинарным уставом. Привлекают к административной ответственности сотрудников полиции, деяния которых носят противоправный характер.

Основные меры наказания:

  • Предупреждение. Это самый мягкий способ воздействия на нарушителя. Согласно механизму правоотношений административного характера, государство не стремится сразу жестко воздействовать на провинившееся уполномоченное лицо. Естественно, при этом учитывается такой фактор, как социальная опасность проступка. Если полицейский совершил мелкое нарушение, оно не создало угрозу для окружающих людей и среды, и это деяние было осуществлено впервые, это считается смягчающими обстоятельствами. Сотрудник получает предупреждение в письменной форме.
  • Административный штраф. Размер его зависит от совершенного нарушения. Согласно КоАП, штраф накладывается на сотрудников, совершивших деяния средней степени тяжести, но при этом серьезной угрозы для окружающих людей не возникло.
  • Дисквалификация. Как правило, основанием для увольнения полицейского является деяние, которое порочит честь и достоинство сотрудника. Ярким примером является управление транспортным средством в состоянии опьянения.
Читайте также:  Разрешение на оружие в 2023: пошагово как получить

Важно знать о том, что за совершенные правонарушения может быть наложена дисциплинарная ответственность. Сотруднику полиции, например, добавят количество дежурств. Административный арест в отношении государственных служащих не применяется.

Какова ответственность за преступное бездействие по УК РФ

  1. Законодательных или иных нормативных актов. Примером здесь может служить обязанность гражданина платить законно установленные налоги, обязанность работника следовать положениям инструкции по технике безопасности и т. п.
  2. Вступившего в силу решения суда. Все решения, которые вступили в законную силу, обязаны для исполнения всеми лицами. В случае если лицо злостно уклоняется от исполнения обязанности, его поведение трактуется именно как преступное бездействие.
  3. Особенностей существующей связи между виновным и пострадавшим. Например, речь может идти об обязанности матери осуществлять действия, направленные на сохранение жизни и здоровья своих детей, либо об аналогичных обязанностях лиц, осуществляющих уход за недееспособными гражданами.
  4. Договоров, профессиональных особенностей. Например, некоторые из них обязывают людей выполнять свой служебный долг в т. ч. во внерабочее время либо при наступлении чрезвычайных обстоятельств. К таким профессиям можно отнести, например, врачей или сотрудников правоохранительных органов. К другой категории лиц, подпадающих под условие наступления уголовной ответственности за бездействие в этом случае, относятся работники, трудовое соглашение с которыми предусматривает совершение ими в рабочее время определенных действий.

Ограничение административной ответственности

Ограничение административной ответственности – это установленные законом запреты на применение определенных мер административного воздействия.

  • 1 группа случаев – лицо совершило административное правонарушение и к нему надлежит применить административную санкцию, однако это невозможно ввиду его статуса или состояния. К примеру, беременная женщина является должником по административному производству, но не может быть подвергнута административному приводу по поводу своего состояния.
  • 2 группа случаев – ограничиваются основания для применения мер административной ответственности. К этой группе случаев относят применение мер дисциплинарной ответственности к лицам, совершившим административное правонарушение и обладающих соответствующим статусом. При этом речь идет не об освобождении их от административной ответственности, а о применениях к ним административных санкций. На общих основаниях лица, подчиняющиеся дисциплинарным уставам, несут ответственность за нарушения ПДД, правил охоты, рыболовства, контрабанду, нарушения при пересечении границы страны. Однако в случае совершения ими административного правонарушения иного характера, к ним не могут быть применены исправительные работы, арест, штраф.

Административная ответственность сотрудников органов внутренних дел

Административная ответственность сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания, регламентирована ст. 2.5 КоАП РФ.

Так, с целью обеспечения единообразного и правильного применения закона, а также для совершенствования правоприменительной практики после введения в действие с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) были приняты необходимые конкретизирующие документы подзаконного характера. Кроме того, государственные органы, наделенные административно-юрисдикционными полномочиями, издали ведомственные документы (приказы): о должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание, устанавливающие образцы процессуальных документов, определяющие порядок исполнения некоторых видов административных наказаний и применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Под административной ответственностью на государственной службе А.Ф. Ноздрачев понимает применение к государственным служащим, являющимся должностными лицами и не являющимся таковыми, административных санкций за нарушения ими своих должностных обязанностей, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях в качестве административных проступков.

Между тем проблема административной ответственности государственного органа как юридического лица нуждается в научном анализе и чрезвычайно важна, прежде всего, в практическом плане.

Если исходить из того положения, что одним из важнейших принципов правового государства является принцип взаимной ответственности личности и государства, то государство, его органы и должностные лица обязаны в равной мере быть ответственными перед гражданином за свои противоправные действия (решения). Не следует, на наш взгляд, подменять административную ответственность конституционно-правовой ответственностью, обладающей совершенно иной правовой природой и преследующей чаще всего цели политические или публичного порицания, но не наказательные.

К сожалению, пока нет прямого ответа и на вопрос о нормативном основании административной ответственности государственных органов как юридических лиц. Эта проблема уже вызвала к жизни научную дискуссию.

Общие правила назначения административных наказаний и особые условия их применения

Административные наказания назначаются органами (должностными лицами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях с соблюдением установленных КоАП РФ общих правил назначения административных наказаний.

Положения гл. 4 КоАП РФ устанавливают следующие общие правила назначения административных наказаний.

1. Административное наказание назначается в пределах, установленных КоАП РФ и законом субъекта РФ об административных правонарушениях, т.е. не ниже и не выше установленного соответствующей нормой размера (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

2. Административное наказание по общему правилу не может быть назначено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения или по истечении двух месяцев со дня обнаружения длящегося административного правонарушения. При этом под длящимся административным правонарушением согласно разъяснению Верховного Суда РФ, данному в постановлении Пленума этого органа от 24 марта 2005 г. № 5, следует понимать такое действие или бездействие, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

Читайте также:  Подробная инструкция по оформлению визы в Китай для граждан Казахстана

Примером длящегося административного правонарушения является осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем подлежащего лицензированию вида деятельности без соответствующей лицензии. в судебной практике не признается длящимся административным правонарушением неисполнение лицом возложенной на него обязанности к определенному установленному заранее сроку, например, непредставление к установленному сроку декларации, отчетности в компетентный административный орган.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения, с которого начинает исчисляться срок давности привлечения лица к административной ответственности, как разъяснил верховный суд РФ, является день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об этом административном правонарушении, выявило факт его совершения.

За некоторые виды административных правонарушений, в частности, за нарушение таможенного, антимонопольного, валютного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, о налогах и сборах, о рекламе, о товарных знаках, о защите прав потребителей, об использовании атомной энергии, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ и некоторых других видов законодательства, административное наказание может быть назначено в течение одного года со дня совершения соответствующего правонарушения или в течение одного года со дня обнаружения длящегося административного правонарушения.

3. При назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

4. При назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

5. Назначение административного наказания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой ему было назначено административное наказание (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

6. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ).

7. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ).

8. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, преду-сматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ).

В нормах федерального законодательства об административной ответственности закреплены факторы и условия, являющиеся обстоятельствами, которые исключают или ограничивают, смягчают или отягчают административную ответственность, а также факторы и условия, являющиеся обстоятельствами, кото-рые позволяют освободить правонарушителя от административной ответственности.

Установленные законодателем обстоятельства, исключающие, смягчающие, отягчающие, ограничивающие административную ответственность и освобождающие от административной ответственности, являются особыми условиями применения мер такой ответственности.

Обстоятельствами, исключающими административную ответственность, являются установленные Кодексом РФ об административных правонарушениях и принятыми в соответствии с ним законами факторы и условия, при наличии которых физическое или юридическое лицо, в действиях или бездействии которого имеются признаки административного правонарушения, не подлежит административной ответственности.

Обжалование неправомерных действий сотрудников полиции

Так, в соответствии со статьей 53 ФЗ «О полиции» действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

Под жалобой понимается обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу нарушения принадлежащих ему прав и свобод действиями или решениями органов государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и их должностными лицами.

Вопрос о порядке обжалования незаконных, по мнению гражданина, действий сотрудника полиции, решает сам гражданин. Это правило распространяется и на предприятия, учреждения, организации и должностных лиц.

Какая статья грозит полицейским за незаконное задержание

  1. Не лишним будет иметь съемку или запись задержания, так что по возможности попробуйте записать на камеру или диктофон процесс задержания;
  2. Если задержание с целью составления протокола, спросите почему его нельзя составить на месте;
  3. Вежливо общайтесь с сотрудником полиции, попросите разъяснений по поводу оснований для задержания, адреса отделения полиции куда вас везут;
  4. Свяжитесь со своим юристом или адвокатом;
  5. Если сотрудник полиции не представился, зафиксируйте номер его нагрудного значка, попросите представиться;
  6. Не сопротивляйтесь требованиям полицейского, если они законны. При совершении сотрудником незаконных действий, напомните ему об этом, но при этом помните и о собственной безопасности;
  7. Запомните или зафиксируйте время задержания, напрямую от этого зависит сколько вас продержат в полиции. По ч. 1 ст.27.5 КоАП РФ этот срок не более трех часов без исключительных обстоятельств. В исключительных случая, четко определенных законом (ч.2, 3 ст.27.5 КоАП РФ) этот срок может быть продлен до 48 ч.;
  8. После прибытия в отделение полиции, попросите уведомить ваших родственников, работодателя (если это произошло в рабочее время) о задержании.
  9. Отдельно у вас есть право на телефонный разговор не позднее трех часов с момента задержания (ч.7 ст.14 ФЗ «О полиции»).
  10. Если вам требуется медицинская помощь – вы имеете на нее право, уведомите об этом дежурного. С момента задержания охрана — обязанность полиции.

Административная ответственность индивидуальных предпринимателей

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Читайте также:  Получить свидетельство о рождении ребенка, какие документы нужны в 2023 году

Согласно п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о том, на основании каких норм КоАП РФ несут ответственность индивидуальные предприниматели, совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, судам необходимо руководствоваться примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ. Если административное правонарушение не связано с предпринимательской деятельностью, индивидуальный предприниматель несет ответственность как гражданин.

Нарушаем, но к ответственности не привлекаемся

Мы продолжаем цикл рассылки на тему ответственности за административные правонарушения в области ВЭД. Поскольку за нарушения законодательства в сфере ВЭД ее участники чаще всего подвергаются административной ответственности, то сегодняшняя рассылка будет полезна не только для «валютных» нарушителей, но также и нарушителей таможенных правил, ответственность за деятельность которых предусмотрена главой 16 КоАП РФ. Для наглядности и применимости тех советов, которые прозвучат сегодня, именно для ВЭДовцев, мы продолжим рассматривать вопросы на примере валютных нарушений.

Сегодня мы остановимся на таких важных аспектах, как формально-процедурные нарушения в процессе производства по делу об административном правонарушении. Зачастую они могут свести на нет все претензии контролирующих органов.

Административная ответственность за одно правонарушение и должностного и юридического лица

Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за то же правонарушение лица физического. Равно привлечение к административной (уголовной) ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за то же правонарушение юридического лица. Другими словами, по одному и тому же факту выявленных нарушений в деятельности юридического лица допускается привлечение к административной ответственности должностного лица (например, руководителя) соответствующего предприятия, организации.

Пример. Организация (общество) Управлением Роспотребнадзора привлечено к административной ответственности по ч. 2 статьи 14.8 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа. Управлением установлено, что в нарушение положений статьи 16 закона о защите прав потребителей в договор с гражданином-потребителем включены условия, нарушающие его права.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Таким образом, в силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности юридического лица (организации) не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение должностного лица (например, руководителя данной организации).

Выбор меры административного наказания к юридическому и должностному лицу

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

«При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности».

Порядок привлечения к административной ответственности

Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении. Одним из них, например, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев, определенных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ).

Согласно пп. 1 — 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.

Далее протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

Затем осуществляется рассмотрение дела об административном правонарушении, по результатам которого может быть вынесено постановление:

  1. о назначении административного наказания;
  2. о прекращении производства по делу об административном правонарушении (п. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *