Инструкция: как узнать категорию организации по гражданской обороне

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция: как узнать категорию организации по гражданской обороне». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Уполномоченный орган самостоятельно оценивает статус предприятия, после чему ему присваивается или не присваивается категория объекта по гражданской обороне, сама компания в этом процессе участия не принимает. По факту вынесения решения в компанию в течение месяца с момента принятия решения направляют уведомление о вхождении лица в классификацию по ГО.

Обязанности юрлиц, которые вошли в классификацию по ГО

Юридические лица, имеющие категории предприятий по гражданской обороне, обязаны:

  1. Создавать специальные подразделения, в обязанности которых входит проведение мероприятий по ГО.
  2. Создавать внештатные аварийно-спасательные формирования — это требуется от отдельных видов категорийных лиц. К таким относятся лица, в чьем ведении находятся опасные объекты, например радиационно опасные объекты или гидротехнические сооружения, а их деятельность связана с особыми рисками возникновения аварийных ситуаций.
  3. Иметь локальные системы оповещения. Это требование актуально только для отдельных лиц — тех же, которые обязаны иметь аварийно-спасательные формирования.

Кто и зачем делит организации на категории

Категории по ГО назначаются в соответствии с Правилами отнесения организаций к категориям по гражданской обороне. Первостепенное значение имеет то, какую роль в государственной экономике играет деятельность предприятия, какое влияние оказывает на безопасность персонала и населения (Постановление Правительства 804 от 16.08.2016). Гражданская оборона предполагает разработку и реализацию системы мероприятий для защиты людей и стратегических объектов от опасностей, которые возникают во время войны и стихийных бедствий.

Перечень предприятий формируется федеральными службами, госкомпаниями и корпорациями. Он согласуется с МЧС РФ, сведения передаются в органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся производственные объекты и учреждения.

В соответствии с этим списком организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, — это объекты, которые играют важную роль в защите государства, имеют стратегическое и экономическое значение. Такие предприятия имеют высокую степень угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, как в мирное, так и военное время, выполняют мобилизационные задания. Категорийными являются уникальные исторические культурные объекты, которые находятся под защитой государства.

Приказ МЧС РФ от 28.11.2016 № 632

  • Приложение к Приказу МЧС России
  • от 28 ноября 2016 года № 632
  • Показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне
№ п/п Виды экономической деятельности Наименование организации по видам экономической деятельности Значение показателей
организации особой важности организации первой категории организации второй категории
основные показатели Дополнительные показатели организаций основные показатели Дополнительные показатели организаций основные показатели Дополнительные показатели организаций
объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд и военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС) объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС) объем выпускаемой продукции (работ, услуг) дня государственных нужд в военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1. СЕЛЬСКОЕ И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА сельскохозяйственные организации, охотничьи и лесные хозяйства свыше 0,5 / 0,2 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
2. РЫБОЛОВСТВО рыболовецкие организации свыше 10 тыс. т от 5 до 10 тыс. т
3. ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ организации топливно-энергетического комплекса а) свыше 1 млн. т угля б) свыше 5 млн. т нефти в) свыше 20 млрд. куб. м газа г) свыше 6 млн. т породы (полезных ископаемых) свыше 0,5 / 0,34 а) от 0,5 до 1 млн. т угля б) от 1 до 5 млн. т нефти в) от 10 до 20 млрд. куб. м газа г) от 3 до 6 млн. т породы (полезных ископаемых) от 0,2 до 0,5 / от 0,13 до 0,34
организации по добыче полезных ископаемых, кроме организаций топливно-энергетического комплекса свыше 6 млн. т от 3 до 6 млн. т
организации по добыче драгоценных металлов (камней) свыше 20 т золота и (или) 25 т серебра, также драгоценных камней в количестве, равном денежному эквиваленту серебра от 10 до 20 т золота н (или) от 20 до 25 т серебра, также драгоценных камней в количестве, равном денежному эквиваленту серебра
организации по сжижению регазификации природного газа для транспортирования переработка свыше 10,0 млрд. куб. м газа свыше 0,5 / 0,2 переработка от 3,0 до 10,0 млрд. куб. м газа от 0,3 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
организации по извлечению гелия и сероводорода свыше 2,0 млрд. куб. м от 1,0 до 2,0 млрд. куб. м
4. ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА организации по производству пищевых продуктов, включая напитки а) свыше 5 тыс. т пищевых продуктов б) свыше 10 млн. литров напитков а) от 3 до 5 тыс. т пищевых продуктов б) от 5 до 10 млн. литров напитков
организации по обработке древесины и производству изделий из дерева свыше 0,5 / 0,2 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
организации целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности свыше 3,5/0,5 от 0,5 до 3,5 / от 0,2 до 0,5 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
организации по производству кокса и нефтепродуктов свыше 10 млн. т продукции от 5 до 10 млн. т продукции до 5 млн. т продукции
организации химического производства свыше 2,5/1,6 от 0,5 до 2,5 / от 0,34 до 1,6 от 0,2 до 0,5 / от 0,13 до 0,34
организации металлургического производства и производства готовых металлических изделий свыше 5,0/2,0 свыше 100 тыс. т от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 от 15 до 100 ты с. т ОТ 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
организации по производству машин и оборудования свыше 5,0/2,0 от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
организации по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования свыше 5,0/2,0 от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
организации по производству транспортных средств и оборудования свыше 5,0/2,0 от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ, ГАЗОМ И ПАРОМ организации по производству электроэнергии (ГРЭС, ТЭЦ, ТЭС, ГЭС, АЭС) а) свыше 1,2 млрд. кВт-ч в год б) свыше 500 тыс. куб. м воды в сутки свыше 5,0/2,0
  1. а) установленной мощностью свыше 1200 МВт
  2. б) напор воды 100 м п более
  3. в) наличие ядерного реактора
а) от 0,6 до 1,2 млрд. кВт-ч в год б) переработка свыше 10 млрд. куб. м газа в) хранение свыше 2,5 млрд. куб. м газа. г) перекачка свыше 100 млрд. куб. м газа д) от 200 до 500 тыс. куб. м воды в сутки от 0,5 до 5,0 / от 0,34 до 2,0 а) установленной мощностью от 600 до 1200 МВт б) напор воды от 50 до 100 м а) от 0,3 до 0,6 млрд. кВт-ч в год б) переработка от 5 до 10 млрд. куб. м газа в) хранение от 2 до 2,5 млрд. куб. м газа г) перекачка от 50 до 100 млрд. куб. м газа д) от 50 до 200 тыс. куб. м воды в сутки от 0,2 до 0,5/от 0,13 до 0,34 а) установленной мощностью от 300 до 600 МВт
организации по производству, распределению пара и горячен воды (тепловой энергии) установленной тепловой мощностью свыше 3000 Гкал/ч установленной тепловой мощностью от 2000 до 3000 Гкал/ч установленной тепловой мощностью от 500 до 2000 Гкал/ч
организации по реализации электроэнергии (сбытовые компании) объем реализации электроэнергии свыше 20 000 млн. кВт ч свыше 1,0 сбытовая компания является гарантирующим поставщиком электроэнергии объем реализации электроэнергии от 10 000 до 20 000 мл и. кВт-ч от 0,2 до 1,0 сбытовая компания является гарантирующим поставщиком электроэнергии
6. СТРОИТЕЛЬСТВО строительные организации свыше 0,5 / 0,2 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
7. ТРАНСПОРТ, СВЯЗЬ И ХРАНЕНИЕ организации транспорта и связи свыше 5,0 / 2,0 от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2
железнодорожные станции внеклассные 1 класса 2 класса
организации трубопроводного транспорта а) транспортирование по трубопроводам нефтепродуктов (конденсат газовый и газоконденсатная смесь) свыше 300,0 тыс. куб. м б) транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки свыше 100,0 млрд. куб. м а) транспортирование по трубопроводам нефтепродуктов (конденсат газовый и газоконденсатная смесь) от 100,0 до 300,0 тыс. куб. м б) транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки от 50,0 до 100,0 млрд. куб. м
организации по транспортировке нефти и нефтепродуктов свыше 0,5/0,3 площадные объекты с резервуарным парком нефти и нефтепродуктов свыше 500 тыс. т от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,3 площадные объекты с резервуарным парком нефти и нефтепродуктов свыше 500 тыс. т
организации складского хозяйства и вспомогательной транспортной деятельности а) хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки свыше 300,0 тыс. куб. м б) хранение и складирование газа н продуктов его переработки свыше 2,5 млрд. куб. м свыше 0,4/0,2 а) храпение и складирование нефти и продуктов ее переработки от 100,0 до 300,0 тыс. куб. м б) хранение и складирование газа и продуктов его переработки от 2,0 до 2,5 млрд. куб. м от 0,2 до 0,4 / от 0,1 до 0,2
организации топливно-энергетического комплекса а) транспортирование по трубопроводам газа свыше 100 млрд. куб. м б) транспортирование по трубопроводам продуктов переработки газа свыше 300 тыс. куб. м а) транспортирование по трубопроводам газа от 50 до 100 млрд. куб. м б) транспортирование по трубопроводам продуктов переработки газа от 100 до 300 тыс. куб. м
8. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ финансовые организации уставный капитал свыше 50 млрд. руб. уставный капитал от 30 до 50 млрд. руб. уставный капитал от 20 до 30 млрд. руб.
9. ОБРАЗОВАНИЕ образовательные организации свыше 0,5 / 0,2 выпускников свыше 1,5 тыс. чел. в год от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 выпускников от 0,2 до 1,5 тыс. чел. в год
10. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ организации со стационаром круглосуточного пребывания свыше 2,0 / 1,0 свыше 1000 штатных коек* от 1 до 2 / от 0,5 до 1 от 500 до 1000 штатных коек*
организации осуществляющие подготовку (переподготовку) медицинских и фармацевтических специалистов свыше 2,0 / 1,0 выпускников свыше 1,5 тыс. чел. в год от 1,0 до 2,0 / от 0,5 до 1,0 выпускников от 0,5 до 1,5 тыс. чел. в год
Читайте также:  Режим труда и отдыха водителей: нормы 2023 года

Обучение руководителей организаций, не отнесенных к категориям по ГО

Цель изучения программы: привитие должностным лицам и работникам ГО и РСЧС знаний и умений по организации и выполнению мероприятий ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС), а также выработка у них готовности и способности к использованию полученных знаний в интересах защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера (далее — военных конфликтах и ЧС).

Задачи обучения:

  • уяснение предназначения органов управления и составляющих сил ГО и РСЧС, решаемых ими задач, а также своих должностных обязанностей в области защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;
  • систематизация сведений по возможным опасностям, возникающих при военных конфликтах и ЧС, характерным для конкретного региона, муниципального образования или организации;
  • овладение знаниями и умениями по минимизации влияния на население и территории опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС, присущих конкретному региону, муниципальному образованию или организации, а также их совершенствование;
  • отработка приемов и способов выполнения функциональных обязанностей по предназначению;
  • осознание обучаемыми важности своей деятельности, а также необходимости объединения усилий органов управления и сил ГО и РСЧС для более эффективного выполнения задач по защите населения, территорий, материальных и культурных ценностей.
36 часов Очная форма обучения с применением дистанционных технологий. Без отрыва от производства По окончании выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца

Все юридические лица, государственные и коммерческие, обязаны:

  • организовывать и вести работу по гражданской обороне;
  • быть готовыми к чрезвычайным ситуациям.

Это требование ст. 9 ФЗ № 28 от 12.02.1998. Цель такой готовности:

  • сохранение жизни работников и населения в случае аварий, техногенных катастроф и военных действий;
  • умение проводить неотложные мероприятия в очаге катастрофы;
  • обеспечение работы объекта в чрезвычайной ситуации;
  • ограничение масштабов бедствия или катастрофы.
Читайте также:  Льготы и выплаты чернобыльцам в 2022 году и последние новости

Действующее законодательство о гражданской обороне (система защиты населения и материальных активов на случай войны или природных, техногенных катастроф) предусматривает отнесение предприятий, имеющих мобилизационные объекты (заданий и запасов, необходимых на случай ЧС и представляющих опасность возникновения на них ЧС), к категориям ГО И ЧС в зависимости от степени их экономического и оборонного значения.

Все субъекты экономической деятельности, независимо от принадлежности к категории по ГО организаций, обязаны:

  • планировать и проводить мероприятия по ГО;
  • готовиться к работе в военное время;
  • обучать работников.

В соответствии с законом 28-ФЗ от 12.02.1998 и подзаконными актами, организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, — это юридические лица, которые в силу специфики своей деятельности и экономических показателей имеют особые обязательства по отношению к обороне. Они выполняют мероприятия по ГО за собственный счет и силами работающих.

Как узнать категорию организации

Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, — организации, в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и /или представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (ст. 1 Закона № 28-ФЗ).

Законодатель предъявляет к таким субъектам расширенные требования по организации ГО и подготовке персонала. Порядок присвоения категории предприятию определен в Постановлении Правительства от 16.08.2016 г. № 804. Мы не приводим ссылку на текст документа, поскольку официально он не опубликован.

Все юридические лица, государственные и коммерческие, обязаны:

Это требование ст. 9 ФЗ № 28 от 12.02.1998. Цель такой готовности:

Действующее законодательство о гражданской обороне (система защиты населения и материальных активов на случай войны или природных, техногенных катастроф) предусматривает отнесение предприятий, имеющих мобилизационные объекты (заданий и запасов, необходимых на случай ЧС и представляющих опасность возникновения на них ЧС), к категориям ГО И ЧС в зависимости от степени их экономического и оборонного значения.

Читайте также:  Порядок действий при продаже автомобиля в 2023 году

Все субъекты экономической деятельности, независимо от принадлежности к категории по ГО организаций, обязаны:

В соответствии с законом 28-ФЗ от 12.02.1998 и подзаконными актами, организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, — это юридические лица, которые в силу специфики своей деятельности и экономических показателей имеют особые обязательства по отношению к обороне. Они выполняют мероприятия по ГО за собственный счет и силами работающих.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной.

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Го и ЧС. Оперативная информация по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

ЛКО предназначены для оперативного оповещения населения близлежащих к предприятию населенных пунктов, поэтому сигнал сирен должен распространяться в радиусе 5 км при угрозе утечки радиации, 2,5 км для химических комбинатов, 6 км для гидроэлектростанций в нижнем бьефе, а также в зонах затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.

Если основные показатели организации по объему выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время и численности работающих в военное время относятся к разным категориям по гражданской обороне, то категория по гражданской обороне устанавливается по наивысшему показателю (работ, услуг).

К третьей группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

  • численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс. человек;
  • численность населения составляет от 50 тыс. до 250 тыс. человек и на ней расположены одна организация особой важности по гражданской обороне либо более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
  • менее 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Признать утратившим силу Приказ МЧС России от 11.09.2012 № 53-6ДСП «Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 ноября 2012 г., регистрационный № 25873).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Современный перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне:

  • Предприятия, обладающие мобилизационным заказом.
  • Объекты с повышенным уровнем опасности при ЧС и во время войны.
  • Организации с высокой культурной ценностью.
  • Источник: Постановление Правительства Российской Федерации от 2016 года.
  • Категорирование предприятий по гражданской обороне проводится в точном соответствии с показателями, с помощью которых определяется их важная роль в экономике.
  • Также учитывается ряд следующих условий:
  1. Степень существующей опасности внезапного возникновения ЧС.
  2. Место нахождения организации.
  3. Значимость компании как уникального объекта.

Основные этапы становления и развития системы защиты населения и территорий

Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и опасностей возникающих при военных действиях — является актуальной проблемой государства и общества.

Катастрофы и стихийные бедствия являются постоянно действующими факторами на развитие экономики и политическую ситуацию. Крупнейшие аварии и катастрофы причиняют больший и часто невосполнимый ущерб окружающий среде. Экономические затраты на ликвидации их последствий достигают сотен миллиардов долларов.

Для России защита населения и территорий от ЧП актуальная по ряду причин:

  • Возрастание риска технических аварий из за НТП
  • Увеличение плотности населения, урбанизация, рост последствий антропогенного воздействия и глобального изменения климата
  • Снижение профессионализма рабочих, падение производственной дисциплины, изношенность производственных фондов

Актуальная проблема государства и общества — защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие их.

По мере развития общества и НТП возрасла роль государства в обеспечении защиты населения и территорий от стихийных бедствий, катарстроф и техногенных аварий. Для успешной борьбы с этими опасными явлениями необходима целенаправленная государственная политика. С этой целью во всем мире создано и активно функционирует большое число международных и государственных организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Их задача обеспечить национальную безопасность государства и его жителей. Созданная в России Единая государственная система предупреждения и ликвидации ситуаций (РСЧС) удачно вписалась в систему государственного управления и стала востребована обществом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *