Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция: как узнать категорию организации по гражданской обороне». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уполномоченный орган самостоятельно оценивает статус предприятия, после чему ему присваивается или не присваивается категория объекта по гражданской обороне, сама компания в этом процессе участия не принимает. По факту вынесения решения в компанию в течение месяца с момента принятия решения направляют уведомление о вхождении лица в классификацию по ГО.
Обязанности юрлиц, которые вошли в классификацию по ГО
Юридические лица, имеющие категории предприятий по гражданской обороне, обязаны:
- Создавать специальные подразделения, в обязанности которых входит проведение мероприятий по ГО.
- Создавать внештатные аварийно-спасательные формирования — это требуется от отдельных видов категорийных лиц. К таким относятся лица, в чьем ведении находятся опасные объекты, например радиационно опасные объекты или гидротехнические сооружения, а их деятельность связана с особыми рисками возникновения аварийных ситуаций.
- Иметь локальные системы оповещения. Это требование актуально только для отдельных лиц — тех же, которые обязаны иметь аварийно-спасательные формирования.
Кто и зачем делит организации на категории
Категории по ГО назначаются в соответствии с Правилами отнесения организаций к категориям по гражданской обороне. Первостепенное значение имеет то, какую роль в государственной экономике играет деятельность предприятия, какое влияние оказывает на безопасность персонала и населения (Постановление Правительства 804 от 16.08.2016). Гражданская оборона предполагает разработку и реализацию системы мероприятий для защиты людей и стратегических объектов от опасностей, которые возникают во время войны и стихийных бедствий.
Перечень предприятий формируется федеральными службами, госкомпаниями и корпорациями. Он согласуется с МЧС РФ, сведения передаются в органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся производственные объекты и учреждения.
В соответствии с этим списком организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, — это объекты, которые играют важную роль в защите государства, имеют стратегическое и экономическое значение. Такие предприятия имеют высокую степень угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, как в мирное, так и военное время, выполняют мобилизационные задания. Категорийными являются уникальные исторические культурные объекты, которые находятся под защитой государства.
Приказ МЧС РФ от 28.11.2016 № 632
- Приложение к Приказу МЧС России
- от 28 ноября 2016 года № 632
- Показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне
№ п/п | Виды экономической деятельности | Наименование организации по видам экономической деятельности | Значение показателей | ||||||||
организации особой важности | организации первой категории | организации второй категории | |||||||||
основные показатели | Дополнительные показатели организаций | основные показатели | Дополнительные показатели организаций | основные показатели | Дополнительные показатели организаций | ||||||
объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд и военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год | численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС) | объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год | численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС) | объем выпускаемой продукции (работ, услуг) дня государственных нужд в военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год | численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. | СЕЛЬСКОЕ И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА | сельскохозяйственные организации, охотничьи и лесные хозяйства | свыше 0,5 / 0,2 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | |||||||
2. | РЫБОЛОВСТВО | рыболовецкие организации | свыше 10 тыс. т | от 5 до 10 тыс. т | |||||||
3. | ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | организации топливно-энергетического комплекса | а) свыше 1 млн. т угля б) свыше 5 млн. т нефти в) свыше 20 млрд. куб. м газа г) свыше 6 млн. т породы (полезных ископаемых) | свыше 0,5 / 0,34 | а) от 0,5 до 1 млн. т угля б) от 1 до 5 млн. т нефти в) от 10 до 20 млрд. куб. м газа г) от 3 до 6 млн. т породы (полезных ископаемых) | от 0,2 до 0,5 / от 0,13 до 0,34 | |||||
организации по добыче полезных ископаемых, кроме организаций топливно-энергетического комплекса | свыше 6 млн. т | от 3 до 6 млн. т | |||||||||
организации по добыче драгоценных металлов (камней) | свыше 20 т золота и (или) 25 т серебра, также драгоценных камней в количестве, равном денежному эквиваленту серебра | от 10 до 20 т золота н (или) от 20 до 25 т серебра, также драгоценных камней в количестве, равном денежному эквиваленту серебра | |||||||||
организации по сжижению регазификации природного газа для транспортирования | переработка свыше 10,0 млрд. куб. м газа | свыше 0,5 / 0,2 | переработка от 3,0 до 10,0 млрд. куб. м газа | от 0,3 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | |||||||
организации по извлечению гелия и сероводорода | свыше 2,0 млрд. куб. м | от 1,0 до 2,0 млрд. куб. м | |||||||||
4. | ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА | организации по производству пищевых продуктов, включая напитки | а) свыше 5 тыс. т пищевых продуктов б) свыше 10 млн. литров напитков | а) от 3 до 5 тыс. т пищевых продуктов б) от 5 до 10 млн. литров напитков | |||||||
организации по обработке древесины и производству изделий из дерева | свыше 0,5 / 0,2 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | |||||||||
организации целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности | свыше 3,5/0,5 | от 0,5 до 3,5 / от 0,2 до 0,5 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | ||||||||
организации по производству кокса и нефтепродуктов | свыше 10 млн. т продукции | от 5 до 10 млн. т продукции | — | до 5 млн. т продукции | |||||||
организации химического производства | свыше 2,5/1,6 | от 0,5 до 2,5 / от 0,34 до 1,6 | от 0,2 до 0,5 / от 0,13 до 0,34 | ||||||||
организации металлургического производства и производства готовых металлических изделий | свыше 5,0/2,0 | свыше 100 тыс. т | от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 | от 15 до 100 ты с. т | ОТ 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | ||||||
организации по производству машин и оборудования | свыше 5,0/2,0 | от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | ||||||||
организации по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования | свыше 5,0/2,0 | от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | ||||||||
организации по производству транспортных средств и оборудования | свыше 5,0/2,0 | от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | ||||||||
5. | ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ, ГАЗОМ И ПАРОМ | организации по производству электроэнергии (ГРЭС, ТЭЦ, ТЭС, ГЭС, АЭС) | а) свыше 1,2 млрд. кВт-ч в год б) свыше 500 тыс. куб. м воды в сутки | свыше 5,0/2,0 |
|
а) от 0,6 до 1,2 млрд. кВт-ч в год б) переработка свыше 10 млрд. куб. м газа в) хранение свыше 2,5 млрд. куб. м газа. г) перекачка свыше 100 млрд. куб. м газа д) от 200 до 500 тыс. куб. м воды в сутки | от 0,5 до 5,0 / от 0,34 до 2,0 | а) установленной мощностью от 600 до 1200 МВт б) напор воды от 50 до 100 м | а) от 0,3 до 0,6 млрд. кВт-ч в год б) переработка от 5 до 10 млрд. куб. м газа в) хранение от 2 до 2,5 млрд. куб. м газа г) перекачка от 50 до 100 млрд. куб. м газа д) от 50 до 200 тыс. куб. м воды в сутки | от 0,2 до 0,5/от 0,13 до 0,34 | а) установленной мощностью от 300 до 600 МВт |
организации по производству, распределению пара и горячен воды (тепловой энергии) | установленной тепловой мощностью свыше 3000 Гкал/ч | установленной тепловой мощностью от 2000 до 3000 Гкал/ч | установленной тепловой мощностью от 500 до 2000 Гкал/ч | ||||||||
организации по реализации электроэнергии (сбытовые компании) | объем реализации электроэнергии свыше 20 000 млн. кВт ч | свыше 1,0 | сбытовая компания является гарантирующим поставщиком электроэнергии | объем реализации электроэнергии от 10 000 до 20 000 мл и. кВт-ч | от 0,2 до 1,0 | сбытовая компания является гарантирующим поставщиком электроэнергии | |||||
6. | СТРОИТЕЛЬСТВО | строительные организации | свыше 0,5 / 0,2 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | |||||||
7. | ТРАНСПОРТ, СВЯЗЬ И ХРАНЕНИЕ | организации транспорта и связи | свыше 5,0 / 2,0 | от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | ||||||
железнодорожные станции | внеклассные | 1 класса | 2 класса | ||||||||
организации трубопроводного транспорта | а) транспортирование по трубопроводам нефтепродуктов (конденсат газовый и газоконденсатная смесь) свыше 300,0 тыс. куб. м б) транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки свыше 100,0 млрд. куб. м | а) транспортирование по трубопроводам нефтепродуктов (конденсат газовый и газоконденсатная смесь) от 100,0 до 300,0 тыс. куб. м б) транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки от 50,0 до 100,0 млрд. куб. м | |||||||||
организации по транспортировке нефти и нефтепродуктов | свыше 0,5/0,3 | площадные объекты с резервуарным парком нефти и нефтепродуктов свыше 500 тыс. т | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,3 | площадные объекты с резервуарным парком нефти и нефтепродуктов свыше 500 тыс. т | |||||||
организации складского хозяйства и вспомогательной транспортной деятельности | а) хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки свыше 300,0 тыс. куб. м б) хранение и складирование газа н продуктов его переработки свыше 2,5 млрд. куб. м | свыше 0,4/0,2 | а) храпение и складирование нефти и продуктов ее переработки от 100,0 до 300,0 тыс. куб. м б) хранение и складирование газа и продуктов его переработки от 2,0 до 2,5 млрд. куб. м | от 0,2 до 0,4 / от 0,1 до 0,2 | |||||||
организации топливно-энергетического комплекса | а) транспортирование по трубопроводам газа свыше 100 млрд. куб. м б) транспортирование по трубопроводам продуктов переработки газа свыше 300 тыс. куб. м | а) транспортирование по трубопроводам газа от 50 до 100 млрд. куб. м б) транспортирование по трубопроводам продуктов переработки газа от 100 до 300 тыс. куб. м | |||||||||
8. | ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | финансовые организации | уставный капитал свыше 50 млрд. руб. | уставный капитал от 30 до 50 млрд. руб. | уставный капитал от 20 до 30 млрд. руб. | ||||||
9. | ОБРАЗОВАНИЕ | образовательные организации | свыше 0,5 / 0,2 | выпускников свыше 1,5 тыс. чел. в год | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | выпускников от 0,2 до 1,5 тыс. чел. в год | |||||
10. | ЗДРАВООХРАНЕНИЕ | организации со стационаром круглосуточного пребывания | свыше 2,0 / 1,0 | свыше 1000 штатных коек* | от 1 до 2 / от 0,5 до 1 | от 500 до 1000 штатных коек* | |||||
организации осуществляющие подготовку (переподготовку) медицинских и фармацевтических специалистов | свыше 2,0 / 1,0 | выпускников свыше 1,5 тыс. чел. в год | от 1,0 до 2,0 / от 0,5 до 1,0 | выпускников от 0,5 до 1,5 тыс. чел. в год |
Обучение руководителей организаций, не отнесенных к категориям по ГО
Цель изучения программы: привитие должностным лицам и работникам ГО и РСЧС знаний и умений по организации и выполнению мероприятий ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС), а также выработка у них готовности и способности к использованию полученных знаний в интересах защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера (далее — военных конфликтах и ЧС).
Задачи обучения:
- уяснение предназначения органов управления и составляющих сил ГО и РСЧС, решаемых ими задач, а также своих должностных обязанностей в области защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;
- систематизация сведений по возможным опасностям, возникающих при военных конфликтах и ЧС, характерным для конкретного региона, муниципального образования или организации;
- овладение знаниями и умениями по минимизации влияния на население и территории опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС, присущих конкретному региону, муниципальному образованию или организации, а также их совершенствование;
- отработка приемов и способов выполнения функциональных обязанностей по предназначению;
- осознание обучаемыми важности своей деятельности, а также необходимости объединения усилий органов управления и сил ГО и РСЧС для более эффективного выполнения задач по защите населения, территорий, материальных и культурных ценностей.
36 часов | Очная форма обучения с применением дистанционных технологий. Без отрыва от производства | По окончании выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца |
Все юридические лица, государственные и коммерческие, обязаны:
- организовывать и вести работу по гражданской обороне;
- быть готовыми к чрезвычайным ситуациям.
Это требование ст. 9 ФЗ № 28 от 12.02.1998. Цель такой готовности:
- сохранение жизни работников и населения в случае аварий, техногенных катастроф и военных действий;
- умение проводить неотложные мероприятия в очаге катастрофы;
- обеспечение работы объекта в чрезвычайной ситуации;
- ограничение масштабов бедствия или катастрофы.
Действующее законодательство о гражданской обороне (система защиты населения и материальных активов на случай войны или природных, техногенных катастроф) предусматривает отнесение предприятий, имеющих мобилизационные объекты (заданий и запасов, необходимых на случай ЧС и представляющих опасность возникновения на них ЧС), к категориям ГО И ЧС в зависимости от степени их экономического и оборонного значения.
Все субъекты экономической деятельности, независимо от принадлежности к категории по ГО организаций, обязаны:
- планировать и проводить мероприятия по ГО;
- готовиться к работе в военное время;
- обучать работников.
В соответствии с законом 28-ФЗ от 12.02.1998 и подзаконными актами, организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, — это юридические лица, которые в силу специфики своей деятельности и экономических показателей имеют особые обязательства по отношению к обороне. Они выполняют мероприятия по ГО за собственный счет и силами работающих.
Как узнать категорию организации
Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, — организации, в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и /или представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (ст. 1 Закона № 28-ФЗ).
Законодатель предъявляет к таким субъектам расширенные требования по организации ГО и подготовке персонала. Порядок присвоения категории предприятию определен в Постановлении Правительства от 16.08.2016 г. № 804. Мы не приводим ссылку на текст документа, поскольку официально он не опубликован.
Все юридические лица, государственные и коммерческие, обязаны:
Это требование ст. 9 ФЗ № 28 от 12.02.1998. Цель такой готовности:
Действующее законодательство о гражданской обороне (система защиты населения и материальных активов на случай войны или природных, техногенных катастроф) предусматривает отнесение предприятий, имеющих мобилизационные объекты (заданий и запасов, необходимых на случай ЧС и представляющих опасность возникновения на них ЧС), к категориям ГО И ЧС в зависимости от степени их экономического и оборонного значения.
Все субъекты экономической деятельности, независимо от принадлежности к категории по ГО организаций, обязаны:
В соответствии с законом 28-ФЗ от 12.02.1998 и подзаконными актами, организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, — это юридические лица, которые в силу специфики своей деятельности и экономических показателей имеют особые обязательства по отношению к обороне. Они выполняют мероприятия по ГО за собственный счет и силами работающих.
Суть гражданской обороны
Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной.
Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.
Го и ЧС. Оперативная информация по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.
ЛКО предназначены для оперативного оповещения населения близлежащих к предприятию населенных пунктов, поэтому сигнал сирен должен распространяться в радиусе 5 км при угрозе утечки радиации, 2,5 км для химических комбинатов, 6 км для гидроэлектростанций в нижнем бьефе, а также в зонах затопления.
К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.
Если основные показатели организации по объему выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время и численности работающих в военное время относятся к разным категориям по гражданской обороне, то категория по гражданской обороне устанавливается по наивысшему показателю (работ, услуг).
К третьей группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:
- численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс. человек;
- численность населения составляет от 50 тыс. до 250 тыс. человек и на ней расположены одна организация особой важности по гражданской обороне либо более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
- менее 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
Признать утратившим силу Приказ МЧС России от 11.09.2012 № 53-6ДСП «Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 ноября 2012 г., регистрационный № 25873).
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Современный перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне:
- Предприятия, обладающие мобилизационным заказом.
- Объекты с повышенным уровнем опасности при ЧС и во время войны.
- Организации с высокой культурной ценностью.
- Источник: Постановление Правительства Российской Федерации от 2016 года.
- Категорирование предприятий по гражданской обороне проводится в точном соответствии с показателями, с помощью которых определяется их важная роль в экономике.
- Также учитывается ряд следующих условий:
- Степень существующей опасности внезапного возникновения ЧС.
- Место нахождения организации.
- Значимость компании как уникального объекта.
Основные этапы становления и развития системы защиты населения и территорий
Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и опасностей возникающих при военных действиях — является актуальной проблемой государства и общества.
Катастрофы и стихийные бедствия являются постоянно действующими факторами на развитие экономики и политическую ситуацию. Крупнейшие аварии и катастрофы причиняют больший и часто невосполнимый ущерб окружающий среде. Экономические затраты на ликвидации их последствий достигают сотен миллиардов долларов.
Для России защита населения и территорий от ЧП актуальная по ряду причин:
- Возрастание риска технических аварий из за НТП
- Увеличение плотности населения, урбанизация, рост последствий антропогенного воздействия и глобального изменения климата
- Снижение профессионализма рабочих, падение производственной дисциплины, изношенность производственных фондов
Актуальная проблема государства и общества — защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие их.
По мере развития общества и НТП возрасла роль государства в обеспечении защиты населения и территорий от стихийных бедствий, катарстроф и техногенных аварий. Для успешной борьбы с этими опасными явлениями необходима целенаправленная государственная политика. С этой целью во всем мире создано и активно функционирует большое число международных и государственных организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Их задача обеспечить национальную безопасность государства и его жителей. Созданная в России Единая государственная система предупреждения и ликвидации ситуаций (РСЧС) удачно вписалась в систему государственного управления и стала востребована обществом.