Как в 2022 году не попасть под выездную налоговую проверку

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как в 2022 году не попасть под выездную налоговую проверку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Экспертиза назначается в случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле. Экспертиза производится экспертами соответствующих учреждений либо иными специалистами, назначенными лицом, производящим дознание, следователем, прокурором и судом. В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения. Требование лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда о вызове эксперта обязательно для руководителя предприятия, учреждения или организации, где работает эксперт. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

Выездная проверка может быть продлена на срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 (письмо Минфина от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516). Примером такого случая является наличие у организации 10 и более обособленных подразделений. Что касается прочих оснований для продления проверки на 6 месяцев, то закон их точно не определяет. То есть в каждой конкретной ситуации специалисты ФНС принимают решение самостоятельно.

Но это не значит, что продлевать проверку можно безосновательно. Если налогоплательщик усомнился в целесообразности такого решения ФНС, он может обратиться в суд. В практике есть примеры, когда арбитры подтверждали — оснований для продления проверки нет (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012).

Помимо продления проверки, налоговый орган может принять решение о ее приостановке. Такое право дает пункт 9 статьи 89 НК РФ. Это распространяется и на проверки основной организации, и на проверки подразделений. Приостановка означает, что ВНП прерывается на определенный срок, а после возобновляется вновь. Например, проверка проводилась в течение одного месяца. Далее принято решение о приостановке на 15 дней. Спустя 15 дней, проверка продолжается, при этом у специалистов ФНС есть еще один месяц до ее окончания.

Общий срок приостановления выездной налоговой проверки (максимально возможный) — полгода. Вот и получается: 6 месяцев проверки + 6 месяцев приостановки = 1 год. Ровно столько, и ни днем больше, может длиться выездная проверка. Срок исчисляется с даты вынесения решения о проверке и до даты составления справки об окончании проверки.

Что могут и не могут делать инспекторы во время приостановки? Ответ содержится в пункте 9 статьи 89 НК РФ и поясняется в письмах ФНС от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395@ и от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Инспектор должны освободить территорию налогоплательщика, вернуть ему все оригиналы документов, кроме изъятых при выемке, а также перестать требовать представления новых документов. ФНС уточняет, что на период приостановки инспекторам запрещается производить выемку документов и предметов, осмотр, инвентаризацию, изучение документов на территории налогоплательщика.

Вместе с тем инспекторы вправе производить во время приостановки действия, которые не связаны с нахождением на территории проверяемого субъекта. Минфин считает, что противоречия Налоговому кодексу в этом нет (письмо от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156). Например, инспекторы могут рассылать запросы третьим лицам о предоставлении информации по проверяемому налогоплательщику.

Нередко во время приостановки инспектора практикуют допрос свидетелей. Однако законно это или нет — вопрос спорный. Подобные действия становятся объектом жалоб со стороны проверяемых налогоплательщиков.

Результатом экспертизы является письменное заключение эксперта, лично им подписанное и заверенное печатью экспертной организации, в которой он работает.

В заключении эксперт указывает использованные им материалы и методы, дает исчерпывающие и объективные ответы на поставленные вопросы, указывает этапы исследования, перечисляет присутствующих при анализе, а также, если это необходимо, прикрепляет видео и фотоматериалы, таблицы и схемы. Резюмирует все полученные промежуточные выводы с тщательным и четким обоснованием каждого.

Далее документ передается заказчику — проверяемому лицу, органам следствия или заказчику (налогоплательщику).

При необходимости налоговые или следственные органы могут назначить повторную или дополнительную экспертизы.

Деятельность Центра основана на Федеральном законе № 73-ФЗ от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Наши заключения соответствуют законодательству РФ и принимаются судами и правоохранительными органами.

Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки

По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:

  • привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
  • отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).

Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:

  • акт налоговой проверки;
  • материалы, представленные в ходе проверки;
  • возражения налогоплательщика.

При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:

  • Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
  • Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
  • Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?
Читайте также:  Ежемесячное пособие на ребёнка в 2023 году

Ответственность за дачу заведомо ложного заключения

В правоприменительной практике продолжаются споры и по вопросу необходимости предупреждения привлеченного эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Действующие нормы ст. 95 НК РФ не содержат требования о предупреждении эксперта об уголовной ответственности. Эта статья не предусматривает и обязанности налогового органа при назначении экспертизы письменно разъяснять права и обязанности эксперта и предупреждать его об ответственности, предусмотренной ст. ст. 102 и 129 НК РФ. Более того, устанавливая требования к проведению экспертизы, эта статья вообще не содержит обязательного требования о необходимости предупреждения эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Тем не менее, к примеру, анализ текста Постановлений ФАС Западно-Сибирского округа от 16.02.2012 по делу N А27-3932/2011 и Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 по делу N А03-4627/2012 показывает, что в попавших на рассмотрение суда спорах представители налоговых органов сочли необходимым перед проведением экспертного исследования взять у эксперта подписку о предупреждении его об ответственности за дачу ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса РФ, ст. ст. 102, 129 Налогового кодекса РФ, ст. 17.9 или ст. 19.26 КоАП РФ.

Распространенные заблуждения

Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет. По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет. Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.

Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.

Еще один миф, что инспекторы гарантированно проведут выездную проверку, если к ним поступила тревожная информация о налогоплательщике из банка, полиции, прокуратуры, трудинспекции и т.д. К сообщениям из других ведомств контролеры действительно прислушиваются в рамках межведомственного взаимодействия (Соглашение ФНС РФ и Роструда № ММВ-23-2/24@ от 25.11.2016 года). Но одного только поступления сигнала из соседнего ведомства недостаточно для инициирования выездной проверки. ФНС в первую очередь волнуют нарушения связанные с оплатой налогов и страховых взносов, то есть собственные интересы.

Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к. юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила. ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.

Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).

Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:

  • налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

  • убытки в течение 2-х лет подряд;

  • высокая доля вычетов НДС (более 89%);

  • расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);

  • среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

  • частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

  • расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

  • всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

  • непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

  • смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

  • существенное отклонение уровня рентабельности;

  • ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

Читайте также:  Пенсия на Украине: как живут и сколько получают украинские пенсионеры?

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить

Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.

Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.

Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.

В практике был случай, когда в легковом автомобиле, перевозившем документы на проверку в ИФНС, произошло внезапное короткое замыкание, приведшее к возгоранию транспортного средства, при этом водителю «чудом» удалось спастись. Правоохранительные органы не сумели доказать, что автомобиль моментально полностью сгорел вместе со всей первичкой и отчетностью злонамеренно. В результате выездная налоговая проверка была приостановлена, а компании дали приличный срок на восстановление утраченных документов, несмотря на то, что происшествие наводит на определенные мысли…

НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Если проверка проведена налоговиками обоснованно и в установленных пределах, то есть еще одна возможность оспорить решение по формальным основаниям — это нарушение проверяющими процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

НК РФ выделяет существенные нарушения процедуры, влекущие безусловную отмену решения инспекции по итогам налоговой проверки, а именно (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ):

  • обеспечение возможности проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
  • обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения,и прочие нарушения процедуры, которые могут являться основаниями для отмены решения налогового органа, если только они привели или могли привести к принятию неправомерного решения (абз. 1, 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Существенность ошибок проверяющих при рассмотрении материалов налоговой проверки оценивается в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств дела.

В судебно-арбитражной практике ошибки признаются существенными при обоснованности, в частности, следующих выводов:

1) налоговики не приняли исчерпывающие меры по извещению налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Такой вывод можно сделать, например, если налоговики, не доказав уклонение общества от вручения ему акта камеральной налоговой проверки и уведомления о рассмотрении материалов налоговой проверки, направили документы по почте согласно почтовому реестру инспекции, причем данные по представленным инспекцией идентификаторам почтовых шифров отсутствуют на официальном сайте ФГУП «Поста России» .
При этом данный вывод применим, если только в ходе судебного разбирательства не будет установлено, что указанное лицо фактически приняло участие в рассмотрении соответствующих материалов ;

2) налоговики не ознакомили налогоплательщика с доказательственными материалами.
Такая ситуация имеет место, например, когда материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля по истребованию информации (документов) по налогоплательщику у третьих лиц (ст.93.1 НК РФ) не содержат сведений об ознакомлении налогоплательщика с полученной информацией (документами) ;

3) в акте проверки налоговики не указали выводы об установленных правонарушениях, за совершение которых налогоплательщик привлечен к ответственности.
В подобной ситуации налогоплательщик просто лишен возможности подготовить свои возражения и дать объяснения в процессе рассмотрения материалов проверки;

4) выводы налоговиков в акте проверки и впоследствии в решении по итогам налоговой проверки сделаны налоговиками без ссылки на подтверждающие документы или сведения.
Указанное обстоятельство принимается судами, если влияет на объективность рассмотрения материалов проверки и лишает налогоплательщика возможности в полной мере реализовать право на защиту своих интересов.

Распространенной процедурной ошибкой налоговиков является вынесение решения по итогам камеральной налоговой проверки после истечения установленного срока ее проведения, который в общем случае составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.2 ст.88 НК РФ). Данная ошибка не является существенной и потому сама по себе не влечет отмены итогового решения .

В то же время существенное нарушение срока камеральной проверки может быть учтено судом в совокупности с другими обстоятельствами, такими, как, например:

  • налогоплательщик располагал документальным подтверждением вычетов по НДС, а непредставление их инспекции было вызвано истребованием документов после истечения срока камеральной проверки ;
  • налоговики не сообщили о выявленных в представленных налогоплательщиком документах недостатках, в связи с чем у него не было возможности представить свои пояснения и внести исправления ;
  • налоговики не направили уведомление о рассмотрении материалов проверки .

Порядок назначения и проведения экспертизы

То, как именно назначается и проводится экспертиза в процессе выездной налоговой проверки, установлено в статье 95 НК РФ. Согласно действующему законодательству сотрудники ФНС РФ сами принимают решение о целесообразности подобного исследования. Также они вправе выбрать конкретную экспертную организацию и назначить определенного специалиста.

Обычно инспекторов интересуют ответы на следующие вопросы:

  1. Когда именно был создан отдельно взятый документ? Вносились ли в него с тех пор какие-то изменения? Обратите внимание на то, что в современном мире речь может идти и об электронном файле.
  2. Подписывало ли конкретное лицо определенный документ? Что в целом можно сказать о почерке? В некоторых ситуациях сотрудников налоговых органов интересует, нет ли указаний на недееспособность подписавшегося. Однако это далеко не всегда реально установить.
  3. К какому именно виду или же категории относится тот или иной товар? Аналогично в отношении услуги.
  4. Точная цена основных средств предприятия, стоимость товара или же услуг. Причем устанавливать могут конкретную сумму как в настоящем, так и на момент проведения сделки с учетом произошедших с тех пор изменений.
Читайте также:  Как индексируются алименты?

Заключение эксперта (всегда составляется в письменном виде) может подтвердить выводы налогового органа или же опровергнуть их.

Необходимо отметить, что привлечение специалиста сотрудниками ФНС РФ не мешает тому прийти к мнению, которое будет свидетельствовать в пользу налогоплательщика.

В первую очередь эксперт остается независимым и объективным. Любое давление на него вне зависимости от того, кто его оказывал, станет основанием для опротестования сделанного заключения. Результаты экспертизы часто используются в качестве доказательств в суде. Однако, как уже и было сказано, их можно обжаловать.

Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения

Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).

Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.

Когда проводится повторная налоговая проверка?

Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):

  • в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
  • при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.

Как пройти налоговую проверку: оцениваем свои риски

Компания может самостоятельно оценить свои риски подпасть под выездную налоговую проверку. Для этого можно использовать общедоступные критерии из приложения 2 к Приказу № ММ-3-06/333@.

Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:

  • имеют низкую налоговую нагрузку;
  • низкорентабельны;
  • указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
  • на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
  • имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
  • динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
  • компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
  • компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.

Пользуйтесь судебной практикой. Она на вашей стороне

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2018 N 09АП-17207/2018 по делу N А40-150662/17 (оставлено без изменений Поставнолением АС Московского округа от 22.08.2018 № Ф05-13289/2018):

«…Инспекцией были представлены: заключение специалиста ООО «Криминалистическое Экспертное Гражданское Бюро» Ларюхина Е.Л. N 245-08/16-ПЭ от 08.08.2016 г.;заключение специалиста ООО «Криминалистическое Экспертное Гражданское Бюро» Ларюхина Е.Л. N 079-03/17-ПЭ от 22.03.2017 г. Из данных документов усматривается, что вместо экспертизы, возможность проведения которой в рамках ДМНК предусмотрено ст. ст. 95, п. 6 ст. 101 НК РФ, Инспекцией к проведению исследования недопустимо привлечен специалист (ст. 96 НК РФ), что существенным образом нарушило права налогоплательщика и не позволило ему реализовать права, предусмотренные п. 7 ст. 95 НК РФ, и привело к возникновению недопустимого доказательства.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2017 N 09АП-36073/2017 по делу N А40-21004/17

Заключение специалиста не предусмотрено НК РФ и не может подменять собой полученное в соответствии со ст. 95 НК РФ заключение эксперта. Право специалиста на дачу каких-либо заключений в НК РФ не предусмотрено. В отличие от эксперта специалист не проводит исследований и не дает заключений, а лишь содействует проведению налогового контроля. Следовательно, если налоговый орган выносит решение о привлечении специалиста в соответствии со статьей 96 НК РФ, а привлеченное лицо составляет заключение, в котором содержатся обоснованные ответы на поставленные вопросы, такое действие налогового органа следует рассматривать как привлечение эксперта и нарушение порядка проведения экспертизы.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017 N 09АП-15142/2017 по делу N А40-215012/16 (Постановлением АС Московского округа от 27.07.2017 № Ф05-10257/2017 оставлено без изменений):

Представленное налоговым органом Заключение специалиста (почерковедческое исследование) от 15.03.2016 N 060-03/16-ПЭ, проведенное в порядке ст. 96 НК РФ, не может служить допустимым доказательством по делу в силу ст. 68 АПК РФ, поскольку в полномочия этого лица не входит выдача каких-либо заключений (статья 96 НК РФ).

Назначаются при расследовании

Налоговая экспертиза должна производиться специалистами, которые обладают определенными знаниями, навыками и умениями.

При расследовании назначается судебными или налоговыми органами.

Условия, при которых эксперт не имеет право проводить налоговую экспертизу:

  • личная заинтересованность специалиста;
  • родственные связи с руководителем проверяемой организации;
  • заявления в СМИ, касаемо рассматриваемого дела или организации/лиц в отношении которого оно назначено;
  • зависимость от лиц, задействованных в проверке;
  • в результате каких-либо событий объективность и непредвзятость эксперта поставлена под сомнение.

Алгоритм проведения налоговой экспертизы:

  • правильное составление заявки и сбор стандартного пакета документов;
  • составление договора: рассмотрение основных пунктов договора, сроки проведения исследования, стоимость и оплата, составление заключения;
  • предоставление документов, подтверждающих оплату;
  • проведение налоговой экспертизы;
  • предоставление проверяющим органом документов, подтверждающих проведение экспертизы.

Образец договора вы можете скачать здесь.

Отказ от процедуры проведения экспертизы возможен в случаях:

  • отсутствуют документы для проведения исследования;
  • оплата произведена не в полном объеме или не произведена вообще.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *