Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Соглашение о разделе продукции (СРП) является формой инвестиционной деятельности, осуществляемой в процессе поиска, разведки и добычи минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Рис 2.1. Организация инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений.

инвесторы, заказчики, подрядчики и пользователи объектов капитальных вложений.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения с использованием собственных, привлеченных или заемных средств. Инвесторами могут быть:

  • физические лица;

  • юридические лица любой организационно-правовой формы;

  • не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц;

  • государственные органы власти;

  • органы местного самоуправления;

  • иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы).

Если инвестор обладает правами на земельный участок под застройку, он называется застройщиком. Как участник инвестиционного процесса (см. рис. 1.1) инвестор может выступать в роли поставщика и потребителя капитала, а также в роли финансового посредника. Как субъект инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений, инвестор может выполнять функции собственно инвестора, кредитора, застройщика, заказчика и пользователя объектов капитальных вложений (см. ниже).

По российскому законодательству все инвесторы имеют равные права на:

  • осуществление инвестиционной деятельности в виде капитальных вложений за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;

  • самостоятельное определение объектов и направлений использования капитальных вложений;

  • заключение договоров с другими субъектами данной деятельности (заказчиками, подрядчиками и др.)

  • владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;

  • передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты другим физическим и юридическим лицам, а также органам государственной власти и местного самоуправления;

  • осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;

  • объединение своих, привлеченных или заемных средств со средствами других инвесторов для совместного осуществления капитальных вложений.

Заказчики – уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционного решения (в какой объект капитальных вложений должны быть превращены средства инвестора). Заказчиками могут быть сами инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения собственностью инвестора на период этой реализации. Имея данные полномочия, заказчик выполняет следующие примерные задачи по реализации инвестиционного решения:

  • заключает договор с проектно-строительной организацией и оплачивает проектно-изыскательские работы;

  • заключает договор со строительной подрядной организацией и оплачивает строительство необходимых зданий и сооружений;

  • покупает и оплачивает доставку и монтаж технологического оборудования;

  • организует и финансирует подготовку и повышение квалификации кадров для работы на новом объекте;

  • принимает законченный объект в эксплуатацию и т.д.

Подрядчики – физические и юридические лица, которые выполняют работы по заключаемому с заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом РФ договору подряда и (или) государственному контракту. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, под которые они привлекаются к участию в реализации инвестиционного решения.

Пользователи объектов капитальных вложенийфизические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства и международные организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы. Если пользователь объекта таковым не является, то взаимоотношения между ним и инвестором строятся на договорной основе.

Таким образом, субъект инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений, вправе совмещать функции двух и более участников – инвестора, застройщика, заказчика или пользователя объекта капитальных вложений. Кроме них в данной деятельности принимают участие субъекты, не относящиеся к выше охарактеризованным основным. К подобным второстепенным участникам инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений, относятся коммерческие банки (если они не являются инвесторами или кредиторами, а только осуществляют расчеты по поручению заказчика или инвестора), а также страховые, консалтинговые фирмы, посредники, поставщики и др.

Все субъекты инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений, обязаны:

  • осуществлять эту деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законами и правовыми актами Российской Федерации и её субъектов, а также утвержденными стандартами, нормами и правилами;

  • исполнять требования государственных органов и их должностных лиц, не противоречащих нормам законодательства Российской Федерации;

  • использовать средства направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

Ответственность субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений:

  • в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации, условий договора и (или) государственного контракта субъекты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • споры, связанные с данной деятельностью, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и ее международными договорами.

Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме соглашения о разделе продукции

СРП касается крупных инвестиций, осуществляемых как российскими, так и иностранными инвесторами.

Правовое регулирование СРП осуществляется Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции», Налоговым кодексом РФ (в части особенностей налогообложения СРП), другими федеральными законами и иными правовыми актами, совокупность которых составляет правовую инфраструктуру этой формы инвестиционной деятельности.

Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела между сторонами соглашения произведенной продукции в соответствии с положениями, установленными Законом о СРП.

Вопрос о правовой природе соглашения о разделе продукции дискутируется среди специалистов.

По мнению одних, СРП, несмотря на наличие специфических условий, относится к гражданско-правовым договорам.

Другие считают, что СРП является инвестиционным контрактом, построенным по модели административного договора.

Административный договор отличается рядом особенностей, присущих также и СРП: участием в договоре субъекта, обладающего властными полномочиями, регулированием отношений, основанных на административном подчинении (налоговые, экологические и т.п.), системой лицензирования.

В то же время имеются существенные различия между СРП и административными контрактами.

Это судебный порядок разрешения споров, регулирование СРП значительного количества гражданско-правовых отношений и, наконец, отсутствие каких-либо преимуществ государства перед инвестором после заключения соглашения.

Еще одна группа специалистов склонна предполагать, что СРП имеет форму экономической концессии.

Сходство между концессионным договором и СРП заключается в том, что оба договора предусматривают передачу государством прав пользования имуществом иностранному или российскому инвестору; передаваемое имущество находится в исключительной государственной собственности; правовое регулирование отношений в рамках пользования передаваемым имуществом одинаково для российских и иностранных инвесторов.

Однако Россия не пошла по пути концессионных договоров.

СРП и договор экономической концессии различаются, в частности, по порядку налогообложения, праву собственности на произведенную продукцию, порядку поступления платежей в бюджет.

Представляется наиболее отражающей правовую природу соглашения о разделе продукции точка зрения, согласно которой СРП, сочетая в себе гражданско-правовые и публично-правовые нормы, является по сути смешанным предпринимательским договором.

В литературе отмечается, что соглашение содержит три основные группы условий: разрешительные, разрешительно-договорные, договорные.

Поэтому СРП не может быть чисто гражданско-правовым договором, основанным на принципах равенства сторон, автономии воли, имущественной самостоятельности.

В любом случае, поскольку предметом данного договора является специфичная деятельность в сфере природопользования, неизбежна публично-правовая регламентация отношений в части предоставления в пользование участков недр, содержащих полезные ископаемые, а также в части установления налоговых правил.

Перечни участков недр, право пользования которыми предоставляется на условиях СРП, устанавливаются федеральными законами, а в отдельных случаях, предусмотренных Законом о СРП (незначительные по объему добываемого сырья месторождения или содержащие минеральное сырье, не относящееся к стратегическим видам), — решениями Правительства РФ и органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

На условиях раздела продукции разрешается предоставление не более 30% разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых (п.3 ст.2 Закона о СРП).

Соглашения о разделе продукции являются привлекательной формой организации инвестиционной деятельности как для самого инвестора, так и для государства.

Для инвесторов СРП привлекательно тем, что обеспечивает стабильность и предсказуемость, чрезвычайно важные для любых крупных инвестиций, хотя не гарантирующие от коммерческого риска.

Для государства преимущества СРП заключаются в том, что соглашения обеспечивают приток крупных инвестиционных вложений и, в отличие от форм заимствования, раздел продукции не грозит усилением долгового бремени или потерей контроля над недрами и сырьевыми ресурсами, поскольку речь идет не о продаже недр, а об их аренде в течение определенного срока.

Читайте также:  Как получить единовременную выплату из накопительной части пенсии в 2023 году

Инвестиционный характер СРП определяется, в числе прочего, основаниями для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции.

Такими основаниями являются обстоятельства, требующие привлечения значительных инвестиций для поиска, разведки и добычи полезных ископаемых.

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме соглашения о разделе продукции, являются Российская Федерация (государство), от имени которой выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый участок недр, или уполномоченные ими органы, и инвесторы — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях СРП.

На стороне государства в соглашении выступают Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, поскольку в соответствии со ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Принцип совместного ведения, связанный с федеративным устройством России, получил в литературе наименование принципа «двух ключей».

Для обеспечения эффективности инвестиционных вложений СРП заключаются, как правило, по итогам конкурса или аукциона, проводимого в установленном действующим законодательством порядке.

Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения по каждому объекту недропользования осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Капитальные вложения представляют собой один из главных видов инвестиций в экономике и имеют целью инвестирование в создание новых или воспроизводство действующих основных фондов. Естественно поэтому, что уровнем их практического осуществления является именно уровень предприятий и организаций, где и происходит процесс использования основных фондов, а следовательно, возникают проблемы их восстановления и развития. В современных условиях не только новое строительство, но и простое воспроизводство потребленных основных фондов должно содержать инновационные элементы, т.е. если речь идет о новом строительстве, то это должен быть современный объект с прогрессивной технологической структурой основных фондов, эффективной организацией производства и труда и выпуском высококачественной, конкурентоспособной продукции. Если же капиталовложения направляются в воспроизводство прежних основных фондов, то такое их применение должно быть связано с реконструкцией и модернизацией этих фондов, а значит, с их совершенствованием. Именно на такое использованию имеющихся у предприятий средств направлена и действующая амортизационная политика (о чем говорилось выше), и вся совокупность других нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность в сфере капитальных вложений.

Статья 6. Права инвесторов

Инвесторы имеют равные права на:

осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;

самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;

передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;

объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 13. Порядок принятия решений об осуществлении государственных капитальных вложений

1. Решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:

в федеральном бюджете — при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации;

в бюджетах субъектов Российской Федерации — при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы.

4. Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, а порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, образуют региональные инвестиционные программы.

5. Решения об использовании средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов и (или) инвестиционных программ, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, принимаются после заключения Российской Федерацией соответствующих межгосударственных соглашений.

6. Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации при реализации соответствующих инвестиционных проектов производится государственными заказчиками путем проведения конкурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют Счетная палата Российской Федерации, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляют уполномоченные на то соответствующими субъектами Российской Федерации органы.

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 215-ФЗ статья 14 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ статья 14 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 2 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Существует следующая классификация инвестиций.

1. В зависимости от объекта инвестирования:

1) реальные (капиталообразующие) инвестиции.

– вложение в создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. Это средства, направляемые как в основной, так и в оборотный капитал.

Реальные инвестиции на предприятии включают инвестиции:

– на развитие производства (реконструкцию и техническое перевооружение; расширение производства; выпуск новой продукции; модернизацию продукции и освоение новых ресурсов; приобретение нематериальных активов);

– на развитие непроизводственной сферы (жилищное строительство; сооружение спортивных и оздоровительных объектов и др.);

2) финансовые инвестиции – вложение средств в ценные бумаги, активы других предприятий, банковские депозиты, долговые права.

По отношению к совокупности реальных и финансовых инвестиций на предприятиях применяют понятие инвестиционного портфеля, а инвестиции в различные виды активов, связанные единой инвестиционной политикой, называются портфельными инвестициями;

3) интеллектуальные инвестиции – подготовка специалистов на курсах, передача опыта, лицензий и ноухау, совместные научные разработки и др.

2. По характеру участия в инвестировании:

1) прямые инвестиции – непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложения средств;

2) непрямые (косвенные) инвестиции – инвестирование, осуществляемое инвестиционными или иными финансовыми посредниками.

3. По периоду инвестирования:

1) краткосрочные инвестиции (не более 1 года);

2) долгосрочные инвестиции (более 1 года).

4. По формам собственности инвестора:

1) частные инвестиции – вложения средств, осуществляемые гражданами, предприятиями негосударственных форм собственности;

2) государственные инвестиции – инвестиции, осуществляемые центральными и местными органами власти и управления за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также предприятиями и организациями государственной формы собственности;

3) иностранные инвестиции – вложения, осуществляемые иностранными гражданами, юридическими лицами, государствами, союзами государств и международными организациями;

4) совместные инвестиции – вложения, осуществляемые субъектами данной страны и субъектами иностранных государств.

5. По региональному признаку – инвестиции внутри страны и за рубежом.

6. В зависимости от видов источников финансирования инвестиций: 1) собственные (амортизационный фонд, прибыль, финансовые резервы);

2) заемные (кредиты, облигационные займы);

3) привлеченные (посредством эмиссии акций).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА. ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

Государственная инвестиционная политика в РФ предусматривает:

Наличие условий для развития в РФ инвестиционной деятельности; участие государства в инвестиционной деятельности.

Методы развития инвестиционной деятельности в РФ: совершенствование системы налогообложения и амортизационных отчислений; установление налоговых режимов; защита интересов инвесторов; предоставление льгот; расширение использования средств населения и внебюджетных источников финансирования жилищного строительства, развитие ипотечного жилищного кредитования; проведение антимонопольной политики; развитие финансового лизинга и залогов при осуществлении кредитования; проведение переоценки основных фондов с инфляцией; создание собственных инвестиционных фондов; участие государства в инвестиционной деятельности.

РФ с иностранными государствами разрабатывает, утверждает и финансирует инвестиционные проекты. Правительство РФ утверждает перечень строек и объектов технического перевооружения для государственных нужд, предоставляет на конкурсной основе государственные гарантии по инвестиционным проектам, размещает на конкурсной основе средства федерального бюджета и средства бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов, размещает на возвратной, платной и срочной основе или закрепляет в государственной собственности соответствующую часть акций создаваемого акционерного общества.

Читайте также:  Стоянок все меньше, цены все больше. Как «обхитрить» платную парковку

Также проводит экспертизы инвестиционных проектов, защищает организации РФ от поставок некачественных техники, технологии и т. п., выпускает облигационные займы для финансирования инвестиционных проектов и др.

Гарантией для инвестора является стабильность условий и режима реализации инвестиционного проекта. Суть ее в том, что изменения в законодательстве, связанные с размером таможенных пошлин, федеральных налогов, увеличивают налоговую нагрузку на деятельность инвестора, не применяются в отношении инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект в период его окупаемости, не более семи лет с начала финансирования.

Важную роль в инвестиционной политике РФ играют иностранные инвестиции, которые на территории РФ пользуются полной правовой защитой.

Иностранные инвестиции на территории РФ пользуются полной правовой защитой, которая обеспечивается законом.

Иностранные инвестиции в РФ не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты конфискации, предусмотренно й законом. В случаях национализации иностранному инвестору выплачивается быстрая и адекватная компенсация.

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты;

инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

срок окупаемости инвестиционного проекта — срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение;

совокупная налоговая нагрузка — расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) инвестором, осуществляющим инвестиционный проект, на день начала финансирования инвестиционного проекта.

Статья 11. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используют следующие формы и методы::

1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

защиты интересов инвесторов;

предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

принятия антимонопольных мер;

расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

развития финансового лизинга в Российской Федерации;

проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

ежегодного формирования федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и плановый период, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности, и ее реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

абзац четвертый исключен согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ;

размещения средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;

проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

абзац восьмой подпункта 2 пункта 2 статьи 11 признан утратившим силу согласно Федеральному закону от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ;

выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, могут использовать следующие формы и методы:

разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;

предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется законами соответствующих субъектов Российской Федерации;

размещение средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в собственности субъекта Российской Федерации соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;

выпуск облигационных займов субъектов Российской Федерации, гарантированных целевых займов;

вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

1. Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Порядок возмещения убытков субъектам инвестиционной деятельности в случае прекращения или приостановления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, определяется законодательством Российской Федерации и заключенными договорами и (или) государственными контрактами.

Пункт 3 вступает в силу с 1 февраля 2012 г. согласно Федеральному закону от 12 декабря 2011 г. № 427-ФЗ

3. Договор, заключенный до 1 января 2011 года с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием и предусматривающий строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и расположенном в границах субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, может быть расторгнут досрочно в одностороннем порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием в случае указанных в настоящей статье существенного нарушения условий данного договора и (или) существенного изменения обстоятельств, из которых стороны данного договора исходили при его заключении.

Данный договор считается расторгнутым по истечении одного месяца со дня направления органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием уведомления о расторжении договора.

До истечения указанного месячного срока сторона по данному договору вправе направить в орган государственной власти или орган местного самоуправления письменные возражения по вопросу расторжения данного договора. В случае получения органом государственной власти или органом местного самоуправления этих возражений до истечения указанного месячного срока данный договор считается расторгнутым со дня направления органом государственной власти или органом местного самоуправления уведомления о подтверждении ранее принятого решения о расторжении данного договора.

Читайте также:  5 мер государственной поддержки для бизнеса, о которых знают не все. А зря!

Существенным нарушением условий данного договора, по которому допускается его расторжение в одностороннем порядке соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием, является:

неисполнение обязательств по строительству, реконструкции объекта недвижимого имущества в срок, предусмотренный данным договором или договором аренды соответствующего земельного участка, либо при отсутствии такого срока в данных договорах в срок, на который выдано разрешение на строительство, реконструкцию этого объекта, в случае, если строительная готовность объекта недвижимого имущества на последний день такого срока составляет менее чем сорок процентов общего объема его строительства, реконструкции, предусмотренного утвержденной в установленном законодательством Российской Федерации порядке проектной документацией;

отсутствие по истечении пяти лет со дня заключения данного договора разрешения на строительство, реконструкцию этого объекта недвижимого имущества в случае, если в данном договоре не предусмотрен срок окончания строительства, реконструкции этого объекта.

Существенным изменением обстоятельств, из которых стороны данного договора исходили при заключении договора, по которому допускается его расторжение в одностороннем порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием, является невозможность исполнения обязательств по осуществлению строительства, реконструкции объектов недвижимого имущества в связи с невозможностью предоставления земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также в связи с наличием обременении земельного участка или расположенного на нем объекта недвижимого имущества правами третьих лиц, препятствующих строительству, реконструкции объекта недвижимого имущества.

Расторжение данного договора в связи с иными существенными нарушениями его условий и (или) существенным изменением обстоятельств, из которых стороны данного договора исходили при его заключении, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 3. Объекты капитальных вложений

1. Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

2. Запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству Российской Федерации.

3. Объект инвестиционной деятельности, строительство которого осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами данного договора, признается долевой собственностью сторон данного договора до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в соответствии со статьей 24.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с учетом распределения долей, предусмотренного данным договором.

Государственная регистрация права долевой собственности на эти незавершенные объекты инвестиционной деятельности не требуется.

Статья 6. Права инвесторов

Инвесторы имеют равные права на:

осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;

самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;

передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;

объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Субъекты инвестирования

Те лица, которые непосредственно осуществляют указанную деятельность, являются ее субъектами. В призме инвестиционных отношений вложением средств и получением дохода занимаются инвесторы – поставщики ресурсов для нового или развивающегося производства. Любому предприятию выгодно привлекать инвесторов, так как они являются главным звеном при финансировании.

Данными субъектами могут выступать лица, как физические, так и юридические, иностранные граждане, организации, выступающие на международной арене, а также государственные или уполномоченные региональные органы и даже государства. Как у участника инвестиционного процесса, у инвестора имеются права, закрепленные за ним договором либо государственным контрактом:

  • самостоятельно определять объем размер вкладываемых денежных средств, а также круг участников инвестиционной деятельности;
  • вести контроль, учет их целевого использования;
  • передавать свои права другим лицам, привлекать соинвесторов.

Главная цель для субъектов – реализация подготовленного проекта, который необходимо развивать или продвигать за счет привлеченных материальных средств. Это означает, что классификация субъектов бессмысленна, так как инвестором могут выступать другие лица, например, заказчик проекта или исполнитель. На законодательном уровне такое объединение не ограничено.

Обязанности и ответственность субъектов инвестиционной деятельности

Законодательством определены следующие обязанности субъектов инвестиционной деятельности:

  • Совершать действия согласно федеральным законам и международным договорам РФ, а также установленному порядку и правовым актам.
  • Выполнять требования, которые предъявляются органами исполнительной власти и их должностными лицами, если они не противоречат законодательным нормам.
  • Применять денежные средства, которые направляются на капитальные вклады, по их целевому назначению.
  • Субъекты инвестиционной деятельности капитальные вложения должны совершать на основании контрактов или договоров, которые составляются согласно Гражданскому кодексу.

Стоит отметить, что условия договора между субъектами деятельности будут сохранять свою юридическую силу на протяжении всего срока их действия. Законодательством также предусмотрены исключения для данных случаев.

Субъекты инвестирования несут следующую ответственность:

  • Ответственность в соответствии с установленными законами при нарушении условий контрактов и договоров, а также законодательных требований.
  • Конфликтные ситуации, которые происходят в процессе инвестирования, будут разрешаться в порядке, определенном международными договорами и законодательством.
  • Обеспечение защиты капитальных вложений путем их страхования.

Стоит отметить, что капитальные вложения подвергаются национализации только в том случае, если государство заранее возмещает убытки, которые были причинены субъектам инвестирования. Также они могут реквизироваться в соответствии с решением государственных органов только на тех условиях, которые установлены ГК РФ.

Проблемы инвестиционной деятельности в России

Многие эксперты сходятся во мнении о том, что проблематичность осуществления инвестиций на территории Российской Федерации во многом кроется в нерешенности базисных моментов, формирующих инвестиционные отношения, а также незавершенности законотворческой деятельности в части инвестирования.

Проблемными участками экономики выступает ее реальный сектор, его слабое развитие и конкурентоспособность, плохая структура отраслей народного хозяйства, а также огромная необходимость в замене и ремонте морально и материально устаревших производственных фондов. Все это является причинами нестабильных инвестиций в нашу страну.

Однако в течении последних лет складывается ситуация, что некоторые отрасли начали показывать положительную динамику привлечения инвестиций, которая превосходит даже уровень оживления в самой отрасли.

Примером может быть развитие сельского хозяйства.

Решение всех существующих проблем, связанных с инвестиционной деятельностью, возможно. Для этого государству при разработке его инвестиционной политики необходимо поддерживать баланс между состоянием экономики страны в моменте «здесь и сейчас» и достижением ее ключевых экономических показателей (ВВП, уровень инфляции, снижение уровня безработицы и т.д.).

В России существует достаточно много проблем, связанных с ведением инвестиционной деятельности на территории нашей страны. Происходит это по причине того, что Россия не так давно и не так активно начала переход к полноценной рыночной экономике. В связи с небольшим периодом развития рыночных отношений в нашей стране сфера инвестиций развита также недостаточно хорошо.

Проблемы инвестиционной деятельности в России возникают и по другим причинам (неразвитая финансовая система, недостаточно высокий уровень жизни населения и т.п.), рассмотрим основные:

  1. отсутствие единой стандартизированной утвержденной формы оценки стоимости инвестиционного проекта
  2. отсутствие единого стандартизированного утвержденного регламента по управлению инвестиционной деятельностью
  3. отсутствие сфер ответственности между участниками одного инвестиционного проекта
  4. слабый уровень контроля в рамках одного проекта
  5. нежелание правительства вести социально ориентированную инвестиционную деятельность (обеспечение социальных и культурных интересов граждан страны)
  6. слабое развитие институтов негосударственного инвестирования
  7. отсутствие системы бюджетирования
  8. отсутствие центров финансовой ответственности.

Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений

  1. Понятие и объекты капитальных вложений.
  2. Источники финансирования капитальных вложений (см. тему 1).
  3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемое в форме капитальных вложений.
  • Капитальные вложения — инвестиции в основной капитал:
  • 1.затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий
  • 2. приобретение машин, оборудования, техники
  • Виды инвестиций
  • 1)оборонительные инвестиции – направлены на снижение риска
  • 2)наступательные инвестиции
  • 3)социальные
  • 4)обязательные инвестиции
  • 5)представительские инвестиции
  • На предприятии:
  • 1)начальные инвестиции
  • 2)экстенсивные – на расширение производственного потенциала
  • 3)реинвестиции – вложения высвободившихся инвестиционных средств на покупку или изготовление новых средств производства
  • 4)брутто-инвестиции — начальные инвестиции+реинвестиции
  • Зависимость между видами инвестиций и уровнем риска.
1.Инвестиции в замену оборудования 2.Инвестиции в модернизацию оборудования 3.Инвестиции в расширение производства 4.Инвестиции на диверсификацию производства 5.Стратегические инвестиции


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *