Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения служебного расследования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодняшний день нет стандартного унифицированного образца приказа о служебном расследовании в отношении провинившегося работника. Предприятия и организации могут писать его в произвольной форме или использовать шаблон, разработанный внутри предприятия, исходя из его потребностей (в этом случае форма приказа должны быть утверждена в четной политике фирмы).
Служебная проверка в организации : полномочия работодателя
Н.И. Тимофеев, А.М. Ильина
Опубликовано в номере: Кадры предприятия N2 / 2004
ПОНЯТИЕ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ В каждой организации рано или поздно возникают ситуации, когда работодатель вынужден принимать управленческие решения, негативным образом отражающиеся на отдельных работниках.
Речь идет, в частности, о привлечении работников к дисциплинарной или материальной ответственности, увольнении работников по некоторым предусмотренным Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами основаниям и других подобных ситуациях.
Заметим, что в число таких работников могут попадать и руководители организаций.
- Издание подобных распорядительных актов (приказов или распоряжений), оформляющих указанные решения работодателя, как следует из положений трудового законодательства, должно базироваться на установлении соответствующих фактических обстоятельств, с одной стороны, предопределяемых каждый раз непосредственно самой конкретной ситуацией, а, с другой, — оцениваемых с применением некоторых общих подходов.
- Именно этой цели, то есть установлению совокупности фактических обстоятельств, предшествующему принятию работодателем того или иного решения, и служит так называемый «институт служебной проверки».
Уточним, что единого порядка проведения служебных проверок в организациях ни Трудовым кодексом РФ, ни каким-либо другим общезначимым нормативным актом федерального уровня не установлено. К тому же сам термин «служебная проверка» законодательно закреплен лишь в нормативных актах, регулирующих прохождение отдельных видов государственной службы.
Тем не менее, в ряде достаточно крупных организаций со значительной численностью работающего в ней персонала применяются локальные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения служебных проверок.
При этом нередко должностные лица, в первую очередь, из числа административно-управленческого персонала организации, сталкиваясь с необходимостью установления тех или иных обстоятельств (например, обстоятельств совершения работником дисциплинарного проступка), фактически проводят служебные проверки, не соотнося свои действия с нормами законодательства (без надлежащего документального оформления, используя недопустимое вторжение в частную жизнь работников и т.п.).
Наконец, нельзя не отметить и то обстоятельство, что результаты правильно проведенной служебной проверки, оформленные соответствующим образом, могут стать дополнительным доказательством правомерности действий работодателя в случае возникновения трудового спора.
В этой связи рассмотрим в общем виде некоторые вопросы, которые, как представляется, не следует оставлять без внимания работодателю при проведении служебных проверок.
Вопросы, связанные с расследованием несчастных случаев на производстве, регулирование которых осуществляется в соответствии со статьями 227 — 231 Трудового кодекса РФ и Федеральным законом от 24.07.
1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в рамках данной статьи не рассматриваются.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЛЕКУЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ
К числу таких обстоятельств (случаев), по нашему мнению, можно отнести следующие: 1. Совершение работником дисциплинарного проступка (статьи 192, 193, 195 Трудового кодекса РФ).
При принятии решения о необходимости проведения служебной проверки работодателю, в первую очередь, нужно исходить как из характера совершенного проступка, так и из тех негативных последствий (в том числе материальных), которые возникли или могут возникнуть в связи с этим.
Также следует иметь в виду и то, какой именно вид дисциплинарного взыскания (увольнение, выговор или замечание) может быть применен к виновному работнику.
Например, проводить служебную проверку, конечно же, необходимо в случаях, когда речь может идти об увольнении по одному из оснований, предусмотренных статьей 81 Кодекса 1) по пункту 5 — за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
2) пункту 6 — за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, к числу которых относятся:
- прогул (подпункт «а»);
- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (подпункт «б»);
- разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подпункт «в»);
- совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий (подпункт «г»);
- нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подпункт «д»);
Кто участвует в служебном расследовании
Обычно служебной проверкой занимается служба безопасности и/или подразделение внутреннего аудита. В небольших компаниях эти функции нередко на себя берет кадровая служба. Как уже говорилось выше, для служебного расследования можно привлекать и сторонних специалистов (юристов, бухгалтеров и т.д.). В расследовании должен участвовать непосредственный начальник работника, в отношении которого оно проводится. При этом важно знать, что для объективности проводимой проверки непосредственный начальник не может быть членом специальной комиссии. Это требование касается и руководителей организации, принимающих решения по вынесению дисциплинарного взыскания. Таким образом, в комиссию могут входить сотрудники службы безопасности и персонала, а также профсоюзной организации. Как правило, в ее составе находится не менее трех человек, возглавляемых начальником службы безопасности.
Организация процедуры
Чтобы начать мероприятия по проверке выявленных нарушений, нужно установить их характер. Процесс организации расследования будет различаться при дисциплинарном проступке и нанесении предприятию материального ущерба.
Статья 192 ТК РФ определяет, как правильно провести такое служебное расследование, если был установлен дисциплинарный проступок. Организация мероприятий будет предполагать следующее:
- Получение объяснений со стороны работника. Фиксировать информацию нужно письменно. Если же лицо откажется написать объяснительную записку, то об отказе составляется акт.
- Вынесение решения о дисциплинарном взыскании. Здесь учитывается объяснение сотрудника, мнение непосредственного руководителя, а также иные сведения, подтверждающие факт нарушения.
При этом нужно учитывать характер проблемы, причины появления таковой и обстоятельства, при которых работник нарушил те или иные правила трудового распорядка.
Говоря о мерах ответственности, которые ожидают работника в случае вынесения комиссией соответствующего решения, их характер зависит от вида проступка. Последствия могут быть несерьезными, в виде выговора или предупреждения, а также приводящими к уголовной ответственности.
С позиции трудового законодательства к сотруднику, нарушившему дисциплинарный порядок, могут быть применимы предупреждение, выговор и увольнение. Расторжение трудового договора допустимо не с первого проступка, за исключением некоторых случаев, например, прогула.
Еще один виде ответственности – материальная. Здесь предполагается взыскание ущерба, который причинил сотрудник. Порядок определяется также согласно ТК РФ (ст. 248) и предусматривает взыскание с работника суммы, не превышающей его среднемесячный заработок. Если ущерб крупный, то возможно удержание денег в несколько этапов.
Обжалование результатов
Оспаривание решений комиссии не регламентируется трудовым законодательством в рамках служебного расследования. Только локальный акт может устанавливать возможность обжалования. Однако предусмотрено оспаривание решений, принятых работодателем. Сюда относят не сам результат проверка, а именно заключительный акт, а решение в виде мер воздействия.
Например, по результатам расследования было принято решение уволить сотрудника. Тот с этим не согласен. Работник обращается в уполномоченный орган с заявлением и доказательствами того, что сам факт увольнения был допущен незаконно. Основание – необоснованное решение комиссии, отсутствие доказательств и так далее.
Обратите внимание! Сотрудники, которым необходимо обжаловать решение работодателя, могут обращаться в Трудовую инспекцию или суд.
Документооборот и порядок
При наличии оснований для проведения служебного расследования создаётся специальная комиссия для изучения обстоятельств, оценки размера ущерба и привлечения виновника. В состав включаются сотрудники подразделения, в котором допущено отклонение и представители соответствующих служб. Например, при выявлении недостачи, привлекаются сотрудники бухгалтерии, при установлении факта воровства специалисты службы внутренней безопасности, при получении взятки ответственные лица отдела по борьбе с коррупцией.
Что такое служебное расследование?
Служебное расследование (далее — СР) — это внутреннее мероприятие, заключающееся в сборе, проверке и анализе материалов о проступке в целях наиболее полного и объективного выяснения обстоятельств его совершения сотрудником. Как таковое определение понятия «служебное расследование» в законодательстве отсутствует, однако в ст. 247 ТК РФ работодателю вменяется в обязанность провести проверку в случае причинения ему ущерба для установления размера и причин возникновения последнего. Для такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Выяснение причин происшествия является наиболее важным аспектом СР, поскольку способствует пресечению будущих нарушений путем проведения профилактических мероприятий.
Как проводится служебное расследование?
После издания приказа о проведении СР и назначении комиссии ее члены приступают к работе. В зависимости от того, известен ли потенциальный виновник происшествия, первоначальные действия разнятся. Если виновное лицо известно, с него запрашивается объяснительная записка (ч. 2 ст. 247 ТК РФ). Если же виновника только предстоит выявить, служебное расследование лучше всего замаскировать под обычную проверку. Проведение СР будет облегчено, если в автономном учреждении практикуются внезапные ревизии — в этом случае внеплановые контрольные мероприятия не покажутся трудовому коллективу чем-то экстраординарным и, соответственно, не вызовут кривотолков. Объяснения следует начинать собирать с тех лиц, которые вряд ли причастны к нарушению, постепенно суживая круг подозреваемых. Подобная практика даст возможность не бросать тень на невиновных и не вызовет подозрений у тех, кто замешан в нарушениях.
Объяснительная записка составляется на основании уведомления, оформляемого секретарем комиссии. В уведомлении описывается происшествие, приводится список вопросов, на которые должен ответить сотрудник. В том экземпляре уведомления, который остается в делах комиссии, сотрудник должен указать дату получения уведомления и расписаться. У работодателя есть право опросить сотрудников, а у них — право отказаться от дачи пояснений. Если работник отказывается или уклоняется от представления письменного объяснения, в соответствии с ч. 1 ст. 193 и ч. 2 ст. 247 ТК РФ этот факт фиксируется в акте об отказе дать объяснения, который составляется секретарем комиссии, а подписывается (для исключения конфликта интересов) лицами, не проводящими расследование. Работник должен поставить свою подпись в подтверждение ознакомления с этим актом, а если он отказывается расписываться и в нем, этот факт также фиксируется подписями независимых лиц.
Согласно ст. 193 ТК РФ у работника есть два дня на дачу пояснений. Объяснительная составляется в произвольной форме от руки на имя руководителя, указывается дата и ставится подпись. Если работник признает свою вину, он имеет право в объяснительной записке указать наличие смягчающих обстоятельств.
Кроме объяснительной записки комиссия собирает иные документы, способные пролить свет на обстоятельства происшествия: докладные и служебные записки очевидцев инцидента, протоколы опросов свидетелей, акты инвентаризации, заключения аудиторов и независимых экспертов, акты замеров показаний контрольно-измерительного оборудования.
Для простых дисциплинарных проступков (например, ухода с рабочего места, опоздания) обычно хватает объяснительной записки. Если же речь идет о серьезных нарушениях (воровстве, хищении, подкупе), необходимо провести полноценное расследование, которое заключается в сборе улик. По способу получения их можно разделить на следующие группы:
- улики, полученные в результате свидетельских показаний (опросов);
- документальные улики, для получения которых применяют аудиторские проверки, экспертизы документов, инвентаризации имущества;
- улики, полученные в результате слежки.
По окончании СР комиссия составляет итоговый документ — акт о проведении СР, состоящий из трех частей:
- вводной (факт и дата нарушения, состав комиссии, время проведения СР);
- описательной (доказательства СР и обстоятельства нарушения);
- резолютивной (кто и в чем виновен, наличие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств).
Пошаговая инструкция по составлению приказа
Распоряжение можно условно разделить на три структурные части: шапка документа, основная часть и подписи сторон. Начать следует с заполнения шапки. В ней необходимо будет указать реквизиты организации (полное наименование юридического лица с организационно-правовой формой и так далее). В этом смысле лучше использовать фирменный бланк предприятия, так как на нём уже изначально прописаны эти моменты.
Далее документу присваивается название (приказ о проведении служебного расследования) и выдаётся номер для внутреннего документооборота в рамках предприятия.
Сразу под названием пишется дата составления документа и населённый пункт. На этом заполнение шапки окончено.
Переходя к основной части, отмечаем причину проведения расследования и документ, который является основанием для его проведения (при наличии такового). Это может быть докладная записка на имя руководителя.
Ниже по документу начинаем по пунктам обозначать следующие моменты:
- распоряжаемся провести по факту случившегося инцидента служебное расследование;
- назначаем для этих целей специальную комиссию. В этом же пункте перечисляем полностью состав комиссии с указанием ФИО и должности каждого её участника;
- обозначаем крайние сроки проведения проверки (не более месяца), указываем какие именно документы необходимо будет предоставить по окончанию расследования;
- назначаем ответственное за проведение процедуры лицо. Именно этот сотрудник и будет отчитываться по факту окончания проверки.
Проступки, требующие проведения служебного расследования
Ниже приведен основной перечень возможных проступков, за которые сотрудник несет личную ответственность.
Прогул или неявка на рабочее место
Оформляется акт, который ежедневно по факту отсутствия сотрудника на рабочем месте, будет дополняться служебными записками, копиями об отсутствии отметок о приходе и уходе подчиненного в соответствующем журнале, уведомлениями о врученных заказных письмах с вызовом на работу и другими документами.
Явка на работу в нетрезвом виде, под действиями наркотиков
По факту явки на рабочее место сотрудника в нетрезвом виде либо под воздействием наркотических препаратов составляется акт, дополняемый объяснительной самого подчиненного, специальным актом медицинского учреждения и подписями не менее двух свидетелей. Сотрудник имеет право, в соответствии с российским законодательством, требовать прекращения освидетельствования либо просто отказаться от него.
Порядок проведения расследования
При некоторых видах правонарушений проведение расследования является обязанностью работодателя, в других же случаях оно является добровольной инициативой руководителя. Если такое расследование не провести, то сотрудник в дальнейшем сможет обжаловать дисциплинарное наказание, которому был подвергнут.
Однако процедура расследования достаточно трудоемкая и ответственная, поэтому для нее отдельным приказом назначается специальная комиссия. Основная ее задача: выяснение обстоятельств случившегося, беседы с предполагаемыми виновниками, установление степени их вины, подсчет нанесенного организации ущерба.
В состав комиссии должно входить не менее трех человек из разных подразделений компании. Все они должны быть достаточно квалифицированными и грамотными специалистами, чтобы провести расследование качественно, на должном уровне, разобрав все мотивы, причинно-следственные связи и прочие обстоятельства. При этом действовать нужно предельно аккуратно, не допуская нарушения прав работников. Как правило, в комиссию включаются:
- представитель внутренней службы безопасности,
- юрист,
- сотрудник бухгалтерского отдела или экономист,
- технический работник, например, инженер и т.п.
В комиссию может входить и руководитель компании.
На сегодняшний день нет стандартного унифицированного образца приказа о служебном расследовании в отношении провинившегося работника. Предприятия и организации могут писать его в произвольной форме или использовать шаблон, разработанный внутри предприятия, исходя из его потребностей (в этом случае форма приказа должны быть утверждена в четной политике фирмы).
Приказ о расследовании должен включать в себя ряд основных сведений. Это:
- название компании-работодателя,
- персональные данные сотрудника: его должность, ФИО, информация о случившемся,
- ссылку на основание,
- сведения об ответственных за его исполнение лицах.
Также приказ обязательно должен быть пронумерован и датирован. Ставить печать на документе не обязательно, т.к. с 2021 года требование закона к юридическим лицам (как ранее и к ИП) о применении в работе штампов и печатей отменено.