Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Частые вопросы по обращению с ТКО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.
Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?
По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.
Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах…», № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.
Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.
Какова роль УО и ТСЖ в новой схеме обращения с ТКО
Одним из самых частых вопросов, которые поступали на горячую линию Минприроды РФ, стал вопрос о роли управляющих организаций, ТСЖ и кооперативов в новой схеме работы с твёрдыми коммунальными отходами.
Согласно ответу ведомства, УО и ТСЖ оставлено всего несколько функций:
- Создавать, содержать и убирать контейнерные площадки в том случае, если площадка расположена на придомовой территории МКД, которая включена в состав общего имущества МКД.
- По решению общего собрания собственников помещений в доме УО может стать исполнителем коммунальной услуги по обращению ТКО, от имени собственников заключать договоры с регоператором и закупать контейнеры для сбора отходов.
Утилизацией твердых бытовых отходов: что изменилось в законодательстве
Закон №89-ФЗ должен был изменить существующую систему сбора, утилизации и хранения бытовых отходов. Новый порядок обращения с ТКО осуществляется через единого регионального оператора, а не через управляющую компанию.
Оплата за вывоз мусора теперь считается обязательной коммунальной услугой. Платеж в большинстве регионов с 2020 года зависит от количества проживающих. До реформы расчет осуществлялся по площади помещения. Место для сбора ТКО в 2020 году для каждого дома определяется индивидуально. Региональные органы управления должны рассчитывать норму потребления и количество контейнеров, расположенных на придомовой территории. В новые тарифы заложены расходы на утилизацию ТКО, постройку перерабатывающих заводов и новых полигонов, меры по защите экологии и озонового слоя.
По новому регламенту коммунальные отходы должны сортироваться и утилизироваться отдельно по категориям. На данный момент раздельный сбор мусора осуществляется не во всех регионах. Переход на такой сбор оказался технически сложным.
Что относится к твердым бытовым отходам согласно 89 федеральному закону?
Внесенные в ФЗ № 89 поправки об региональных операторах и отходах от деятельности юридических лиц не отменяют определения твердых бытовых отходов, данного этим законом. В законе указывается не только, какие отходы относятсяк ТБО, но также легализуется право регионального оператора осуществлять вывоз на городские полигоны мусора 4 и 5 класса опасности, не относящегося к ТБО. Это право закреплено в ст. 24.7.
К такому бытовому мусору относится много лома, изготовленного из разнообразных ценных для промышленности материалов, которые могут быть ценным сырьем для вторичной переработки остатки:
- картонной продукции;
- бумаги;
- металлических конструкций;
- текстильных изделий;
- пластика;
- органических отходов;
- резины;
- стеклянного лома;
- кожаной продукции;
- остатков деревянных изделий.
Развитие технологий и внедрение их в производство товаров массового потребления привело к тому, что в безопасное некогда ТБО теперь все чаще попадают и опасные для здоровья человека и экологии материалы, которые нельзя отправлять на свалку с бумажными упаковками и деревянным хламом. Речь идет о:
- старых аккумуляторах;
- батарейках от гаджетов и электроприборов;
- строительных лаках;
- электроприборах;
- косметических средства и старых лекарствах;
- красках;
- пестицидах;
- химикатах, использующихся в быту;
- удобрениях и остатках пестицидов;
- медицинских отходов;
- бытовых осветительных приборах, содержащих ртуть.
Это все больше заостряет проблему сортировки на этапе накопления такого утиля, который остается после потребляющего население. Увеличение с каждым годом объемов такого хлама обостряет проблему его вторичной переработки, которая в РФ еще решается очень плохо.
Утилизация ТКО — распространенные способы
Проблема с коммунальным мусором актуальна для всех российских регионов. На территории РФ используют 4 способа утилизации отходов. Обычно мусор перерабатывается путем:
- Сжигания. Способ финансово экономичен. Однако при сгорании токсичные вещества выделяются в атмосферу. Это пагубно отражается на экологической ситуации в стране.
- Захоронения. Способ популярен, так как недорогой. Но для удовлетворения потребностей населения в вывозе мусора, особенно в больших городах, требуются огромные свободные площади.
- Компостирования. Такой вариант используют для отходов растительного и пищевого происхождения. Проблема заключается в предварительной сортировке мусора на органический и неорганический.
- Повторного использования. Такой способ распространяется на искусственные материалы. Повторное применение подходит для металлолома, пластика и стекла, которые являются вторичным сырьем.
Состоянием на 2022 год в России нет рационально организованной системы обращения с ТКО по сравнению со странами Европы. Однако в перспективе намечаются положительные результаты благодаря внедрению новой экологической программы. Она направлена на повышение качества сортировки и переработки мусора объемом до 60% к 2024 г.
Деятельность регоператоров регламентируется ст. 24.6 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потреблении».
В Федеральном Законе дано определение регионального оператора, в ответственность которого входят все аспекты работы с отходами в субъекте федерации. Единый региональный оператор – это юридическое лицо, которое обязано заключать договора на оказание услуг по обращению с коммунальными отходами с собственниками ТКО, проживающими и действующими в зоне контроля РО (в том числе в частном секторе).
Указаны основания для осуществления деятельности компании:
- В соответствии с региональной программой;
- С территориальной схемой;
- В соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными законодательством.
Операторы обязаны принимать мусор у населения только при наличии договоров, заключенных с РСО, и не вправе отказать в заключении их.
Как узнать нормативы для своего региона?
Норматив накопления твердых бытовых отходов в среднем составляет 2,1–2,5 кубометра на одного человека в год. Например, годовой норматив ТКО на 1 м2 площади в Московской области для квартир – 0,113 м3, а для жилых домов – 0,123 м3.
Справочно
Формулы для расчета нормативов определены законом, но рассчитываются они самостоятельно самими субъектами РФ. Узнать их можно в местных органах власти или у региональных операторов обращения с ТКО, в том числе и в интернете.
Нормативы могут корректироваться в зависимости от действительных расходов, которые несут операторы. Влияет и количество неплательщиков за услуги ЖКХ.
В 2022 году был подготовлен проект постановления, который предусматривает постепенный переход на нормативы накопления ТКО для жилых помещений по количеству постоянно и временно проживающих граждан или исходя из общей площади квартиры. Нормативы накопления ТКО для различных категорий потребителей услуги документом предлагается определять методом сравнительного анализа в соответствии с уровнем генерации отходов в многоквартирных домах, а также доли крупногабаритных отходов в общем составе твердых коммунальных отходов.
- До 1 января 2021 года на услуги организаций применяются тарифы, которые утверждены N 210-ФЗ.
- До 1 сентября 2021 года регулируемые организации направляют в органы регулирования предложение об установлении предельных тарифов на услугу регионального оператора (п. 6 ПП РФ N 484).
- Органы регулирования установят предельные тарифы до двадцатого декабря 2021 года.
- Содержать контейнерные площадки, которые относятся к общему имуществу МКД должны собственники помещений такого дома.
- Если контейнерные площадки не входят в состав общего имущества, их содержат собственники земельного участка, на котором находятся площадки.
- Деятельность по обработке ТКО регулируется отдельно, поэтому учёт затрат регионального оператора на обработку ТКО при установлении единого тарифа на его услугу не учитывается.
Компания-оператор устанавливает тарифы на вывоз мусора, а местные органы власти регулируют стоимость услуг. Тарифной компанией субъекта федерации определяются предельные тарифы. Если собственники ТКО считают, что стоимость услуги завышена, они могут подать жалобы в Роспотребнадзор, Антимонопольный комитет и другие контролирующие органы.
Так как услуга по обращению с ТКО коммунальная, она может индексироваться 1 января и 1 июля каждого года.
Справедливость определения нормативов потребители услуг могут проверить, запросив данные о результатах замеров и экономических выводов в местной администрации. При выявлении нарушений, тарифы можно оспорить, обратившись в прокуратуру или ФАС.
При неправильном начислении стоимости услуги, ее можно пересчитать, написав требование в управляющую компанию. Потребитель предоставляет свои данные и данные оператора, объясняет суть претензии. Согласно Постановления Правительства № 416, срок рассмотрения жалобы – 3 дня. При игнорировании обращения, следует уведомить об этом региональную Госжилинспекцию.
Ответственность за неуплату
Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса. Отказаться от ее исполнения невозможно. Поэтому те, кто не будет своевременно вносить плату за обращение с ТКО, автоматически перейдут в разряд должников с вытекающими отсюда последствиями. А это пени на задолженность и последующее взыскание ее в судебном порядке.
Но, как и для других коммунальных платежей, здесь имеются льготные положения для некоторых категорий граждан. Федеральное законодательство устанавливает для них ежемесячные компенсации.
К таким категориям относятся:
- федеральные льготники (инвалиды, участники ВОВ, «чернобыльцы» и т.д.);
- региональные власти вправе установить категории, которым предоставляет льготы на своем уровне.
Юрлица и ИП, которые осуществляют деятельность в сфере обращения с отходами, операторы по обращению с ТКО, региональные операторы по обращению с ТКО должны сдавать отчет не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.
Т.е., если вы организация, относящаяся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и у вас:
- образуются ТКО массой не менее 0.1т;
- заключен договор с региональным оператором;
- не осуществляется деятельность в области обращения с отходами производства и потребления
Наименование отхода | Код ФККО |
---|---|
отходы (мусор) от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания несортированные |
7 36 210 01 72 4 |
мусор от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания, содержащий преимущественно материалы, отходы которых отнесены к V классу опасности |
7 36 211 11 72 5 |
отходы (мусор) от уборки территории и помещений социально-реабилитационных учреждений |
7 36 411 11 72 5 |
отходы очистки воздуховодов вентиляционных систем гостиниц, отелей и других мест временного проживания |
7 36 911 11 42 4 |
Что относится к твердым коммунальным отходам
Какие отходы следует относить к твердым коммунальным? Первичная идентификация производится согласно формулировке в 89-ФЗ. А именно:
«твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.»
Обратите внимание, что имеются в виду отходы, образующиеся в помещениях. Иными словами, уличный смет, остатки от обрезки деревьев и кустов, ветки, листья, отходы парков и кладбищ по формулировке 89-ФЗ к ТКО не относятся, ибо они не могу образоваться в помещении.
Федеральный классификационный каталог отходов содержит целый раздел в блоке 7, посвященный коммунальным отходами:
7 30 000 00 00 0 — отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению.
К твердым коммунальным отходам относятся позиции отходов, входящих в подтипы (но не все виды) :
7 31 000 00 00 0 — отходы коммунальные твердые;
7 33 000 00 00 0 — отходы потребления на производстве, подобные коммунальным.
Ниже приведен список основных видов отходов, относящихся к твердым коммунальным, внесенных в ФККО:.
7 31 110 01 72 4 |
отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) |
7 31 110 02 21 5 |
отходы из жилищ крупногабаритные |
7 33 100 01 72 4 |
мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) |
7 33 100 02 72 5 |
мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный |
7 33 151 01 72 4 |
мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров |
Закон о вывозе мусора
Закон о «мусорной реформе» заработал в России с 1 января 2019 года. Новая система обращения с отходами инициирована вступившими в силу поправками в закон от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ «Об отходах производства и потребления«.
Согласно поправкам, к началу 2021 года все регионы РФ, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, должны были создать и представить территориальные схемы обращения с отходами, а также провести аукционы по выбору региональных операторов. Те регионы, кто не смогли найти регоператора по конкурсу, имеют право отсрочить работу с положениями о «мусорной реформе» до января 2021 года.
Также за субъектами РФ закреплено право самостоятельно вводить нормативы по накоплению мусора и определять алгоритм внедрения раздельного сбора ТБО и прочих отходов. Для Петербурга, Москвы и Севастополя переход на новую систему перенесен на 1 января 2022 года.
Мнение эксперта
Анна
Юрист по призванию!
Важно! Плата за вывоз и сортировку мусора возлагается на всех тех, кто его производит. Речь не только о собственников магазинов и иных нежилых помещений, но и жильцов МКД, жителей частного сектора, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ.
Какие изменения произошли для россиян
- Плата за вывоз мусора теперь относится к категории коммунальных платежей. Она указывается отдельной строкой в ежемесячной квитанции за коммунальные услуги. Тарификация услуги регулируется государственными органами.
- В регионе действует лишь один оператор по вывозу и утилизации мусора, вместо нескольких небольших фирм, как было ранее.
- Все собственники жилых и нежилых помещений обязаны заключить договор с региональным оператором и производить плату за вывоз мусора. Даже при отсутствии договора, в случае неоплаты услуги, она будет востребована в судебном порядке.
- Плата за вывоз мусора теперь рассчитывается не по количеству квадратных метров в жилище, а по количеству проживающих в нём жильцов.
- Тарифы для различных категорий объектов (многоквартирный дом, частное домовладение, нежилое помещение) могут отличаться.
- Дачники тоже теперь обязаны оплачивать услуги по вывозу ТБО, поэтому дачные кооперативы и садоводческие товарищества обязаны заключить с оператором договоры на вывоз мусора.
- Для исключения монополизации рынка и необоснованного роста тарифов Правительство предусмотрело возможность общественного обсуждения тарифной ставки с целью приведения её к уровню, устраивающего как оператора, так и плательщиков.