Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Положения указанной статьи обязаны исполнять все государственные и муниципальные заказчики, которые подпадают под действие законодательства о контрактной системе 44-ФЗ в случае закупки ими товаров из утвержденного Постановлениями Правительства перечня.

Что регулирует статья 14 №44-ФЗ

Ст. 14 44-ФЗ устанавливает правила применения национального режима закупок и ситуации, когда такой режим должен применяться государственными и муниципальными заказчиками в рамках контрактной системы. Такой режим предполагает предоставление преференций для отечественных производителей перед иностранными.

Согласно Постановлению Правительства №925 от 2016 года, преференции, указанные в ст. 14 44-ФЗ, предоставляются не только российским товарам, но и товарам, произведенным в странах ЕАЭС (Казахстане и Беларуси).

Ст. 14 структурно включает в себя 6 частей. За время действия 44-ФЗ она менялась дважды: в 2015 и 2017 годах. Так, в 2015 году статья дополнилась ч. 6, в которой сказано, что в нормативно-правовых актах может содержаться информация о невозможности замены страны происхождения или товара в рамках определенной закупки.

Какие требования предъявляются в статье 14

В статье 14 44-ФЗ речь идет о применении национального режима при осуществлении закупок. Законодатель устанавливает ограничение на приобретение отдельных товаров, произведенных на территории иностранных государств. Запрещено приобретать отдельную продукцию иностранного производства, предназначенную для обеспечения безопасности России.

Такие запреты и ограничения государство вводит с целью обеспечения обороноспособности нашей страны, а также поддержания производственного потенциала в определенных областях. Поставщики, предлагающие к поставке товары, произведенные на территории России, получают ценовое преимущество в ходе закупки.

Подробно изучить этот вопрос вы можете, ознакомившись со статьей Национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ. В ней рассмотрены основные цели введения данной статьи, а также приведены примеры ее реализации, а также статьей Ограничение и запрет на допуск товаров происходящих из иностранных государств.

Изменения с 2020 года

С 2020 г. национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ не распространяется на товары, работы, услуги, происходящие из Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии, которые входят в состав стран ЕАЭС.

Т. е. продукция этих государств не считается на территории РФ иностранной.

Кроме того, отныне запрет не применяется в случаях, когда:

  • имеется разрешение на закупку товара иностранного происхождения, выданное при помощи государственной информационной системы промышленности (ГИСП) в соответствии с требованиями Минпромторга РФ;
  • требуется взаимодействие используемых заказчиком товаров с совместимыми с ними товарами иностранного происхождения;
  • закупаются запчасти и расходные материалы для машин, которые использует заказчик, по имеющийся техдокументации;
  • закупается единица товара стоимостью не свыше 50000 руб. или если стоимость совокупности таких товаров составляет менее 1 млн. руб.;
  • закупки проводятся в интересах ФСБ, ФСО, СВР, МВД, Росгвардии, Управления делами Президента и Главного управления спецпрограмм Президента;
  • поставляются принятая на вооружение техника, военная и специальная техника, разработанные согласно конструкторской документации, снабжённой литерой не ниже «О»;
  • закупается продукция в рамках реализации программы приграничного сотрудничества.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Что регулирует статья 14 №44-ФЗ

Ст. 14 44-ФЗ устанавливает правила применения национального режима закупок и ситуации, когда такой режим должен применяться государственными и муниципальными заказчиками в рамках контрактной системы. Такой режим предполагает предоставление преференций для отечественных производителей перед иностранными.

Согласно Постановлению Правительства №925 от 2016 года, преференции, указанные в ст. 14 44-ФЗ, предоставляются не только российским товарам, но и товарам, произведенным в странах ЕАЭС (Казахстане и Беларуси).

Ст. 14 структурно включает в себя 6 частей. За время действия 44-ФЗ она менялась дважды: в 2015 и 2017 годах. Так, в 2015 году статья дополнилась ч. 6, в которой сказано, что в нормативно-правовых актах может содержаться информация о невозможности замены страны происхождения или товара в рамках определенной закупки.

На кого распространяются положения статьи

Положения указанной статьи обязаны исполнять все государственные и муниципальные заказчики, которые подпадают под действие законодательства о контрактной системе 44-ФЗ в случае закупки ими товаров из утвержденного Постановлениями Правительства перечня.

Читайте также:  Авто на абхазских номерах 2023 год

Перечни иностранных товаров, которые запрещено закупать по 44-ФЗ, включают продукцию машиностроения из Постановлений Правительства №656, №1224 (вагоны, прицепы, тракторы), легкой промышленности по ПП №791 (одежда, сумки, обувь и пр.), программного обеспечения по ПП №1236, товары для обороны и безопасности государства по ПП №9, мебель по ПП №1072.

Перечни товаров, при которых иностранные товары ограничиваются, включают лекарства из числа ЖНВЛ по ПП№1286, медицинские изделия по ПП №102 (включая хирургическое оборудование и ортопедические изделия), радиоэлектронную продукцию по ПП №986, пищевую продукцию по ПП №832.

Перечни товаров, которые имеют ценовые преимущества, содержатся в Приказе Минфина №126н от 2018 года. Сюда включены продукты питания, мебель, посуда и некоторые другие товары.

Здесь, в частности, описаны ситуации, когда национальный режим не применяется. Это такие случаи:

  1. Если в рамках лота закупается несколько групп товаров и некоторые под национальный режим не подпадают.
  2. Если конкурс или аукцион признали несостоявшимся.
  3. Если в поступивших заявках нет предложений поставок российских товаров или о поставках иностранных.

Минэкономразвития рекомендует при закупках с нацрежимом требовать от поставщиков декларацию о том, что товар был произведен в РФ, и отклонять заявки с неуказанной в них страной происхождения.

Таким образом, в ст. 14 44-ФЗ приводятся особенности применения национального режима при осуществлении закупочной деятельности. Законодателем устанавливаются ограничения или полный запрет на закупках в рамках контрактной системы отдельных видов товаров, работ и услуг, которые произведены за пределами РФ.

Ограничения и условия

Ч. 1 статьи 14 44 ФЗ гласит о том, что национальный режим применяется в отношении товаров иностранного происхождения, которые были произведены вне территории Российской Федерации.

При осуществлении госзакупок в рамках национального режима, ограничения делятся на 3 группы:

  • Первая группа ограничений — запрещается поставлять импортную продукцию в рамках госконтракта. Распространяется на следующие отрасли: машиностроительная, легкая промышленность, производство мебели, программное обеспечение, товары с оборонным предназначением. Если при осуществлении такого рода закупок заявка одного из участников предполагает необходимость поставлять иностранные товары, она будет отклонена.
  • Вторая группа — ограничение в допуске товаров иностранного производства. Подразумевает, что заказчик может рассмотреть заявку любого из участников с предложением иностранного товара, но есть условия — не должно быть российского подобного продукта. Основное распространение подобных правил закупки распространяется на такие сферы, как — лекарственные препараты, радиоэлектроника, медицинские изделия.
  • Третья группа — преимущество предоставляется товарам российского производства. При осуществлении подобных закупок, заказчик вправе рассматривать все заявки, поступившие от участников. Но, только те заявки, которые содержат предложения на поставку товаров отечественного производства, будут обладать преимуществом.

Статья 14 ФЗ 44 раскрывает и нюансы касательно цены товаров. Так, если заявки участников предполагают поставку российских товаров, они оцениваются по цене, предложенной участником, но сниженной дополнительно на 15%. Если заявка получила одобрение, договор заключается по той цене, которая изначально была предложена участником.

В любой момент до заключения контракта заказчик должен отстранить участника от процедуры определения поставщика в следующих случаях:

  1. Участник закупки не соответствует общим требованиям, которые изложены в ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (к примеру, не обладает действующими лицензиями, сертификатами, проводится ликвидация, имеется решение арбитражного суда о признании организации банкротом, участник не соответствует дополнительным требованиям о наличии соответствующего опыта работ и пр.).
  2. Участник предоставил недостоверную информацию о том, что он соответствует указанным условиям. К примеру, предоставленная лицензия о соответствии оказалась подделкой (ч. 9 ст. 31).
  3. При закупке жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств предельная цена не зарегистрирована или предлагаемая цена превышает их предельную отпускную при условиях, которые указаны в п. 2 ч. 10 ст. 31.
  4. Выявлена недостоверность информации, которая содержится в документах, указанных в ч. 3 и 5 ст. 66 (первые и вторые части) согласно ч. 6.1 ст. 66. К примеру, содержащиеся в первой части характеристики являются недостоверными согласно ГОСТу, указанному в техническом задании.

Какие сведения признаются недостоверными

В законе о контрактной системе 44-ФЗ не прописаны критерии для признания информации недостоверной, однако правоприменительная практика определяет два случая подтверждения недостоверности предоставленных участником закупки сведений.

В первую очередь сведения признаются недостоверными в том случае, когда они не соответствуют действительности. Примером может служить факт указания в закупочной документации технических характеристик тех или иных ТРУ, которые не соответствуют реальным характеристикам. Еще один яркий пример — указание в заявке лицензии, которая либо просрочена, либо вообще ему не выдавалась. В таких случаях закупочная комиссия должна отстранить участника на любом этапе процедуры на основании обнаружения недостоверности предоставленных в заявке данных.

Второй случай — в заявке указаны противоречащие друг другу данные. Пример: указание в первой части поданной заявки характеристик ТРУ, которые не соответствуют подтвердительной документации на данные ТРУ.

Источниками получения данных о достоверности (недостоверности) указанных сведений могут служить:

  • открытые и общедоступные средства информации, такие как интернет;
  • официальные письма от производителей продукции или иных уполномоченных лиц.

Какие документы прикреплять согласно ст14 Федерального закона 44-ФЗ — в 2020 году

Для принятия непосредственного участия в электронных аукционах всем без исключения потенциальным поставщикам нужно в обязательном порядке сформировать заявку, которая состоит из двух частей. Данная процедура в полной мере регулируется федеральным законодательством.

Читайте также:  Отмена договора дарения, дарственной между близкими людьми

Подтверждение соответствия заявленным требованиям происходит с помощью приложения определенной сопровождающей документации. Закон не содержит прямых указаний на то, какие именно бумаги необходимы. Именно поэтому у поставщиков могут возникнуть вопросы, которые желательно решить незамедлительно.

Для понимания того, какие документы прикреплять согласно ст. 14 Федерального закона 44-ФЗ, необходимо внимательно ознакомиться с основными положениями нормативного акта, последними изменениями, ключевыми принципами государственных закупок и с понятием национального режима.

Ст 14 44 фз какие это документы образец

Какие документы приложить ко второй части заявки.

Чтобы соблюсти все нормы статьи 14 44-ФЗ потенциальный поставщик обязан подтвердить страну происхождения предлагаемого им товара.

Сделать это можно, приложив ко второй части заявки сертификат или декларацию соответствия на продукцию.

Однако, такие требования распространяются на узкий круг товаров, попадающих под действия отдельных постановлений Правительства и предназначающихся для обеспечения потребностей обороны страны.

Если реализуется закупка товаров, включенных в перечень Правительства России № 1224 от 24 декабря 2013 года, то на участника возлагается обязанность подтвердить, что компания является резидентом РФ. Для этого достаточно выписки из ЕГРЮЛ.

Обязательным условием становится указание страны происхождения товаров при подаче заявок. Наименование страны включается в описание предлагаемой продукции в первой части заявки.

В некоторых случаях заказчики не вникают в особенности применения статьи 14 и включают такое требование в документацию ко всем закупкам.

Нередко заявки отклоняются по причине отсутствия документа, подтверждающего соответствие статье 14. Оспорить такое отклонение можно, но на это потребуются трудозатраты и время. Поэтому лучше постараться этого избежать.

Сформируйте документ (декларацию) в свободной форме. Ниже представлен образец.

Какаие документы приложить в соответствии со ст 14 фз 44

С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в часть 3 статьи 14 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции. 3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Если у заказчика нет определенных требований к сопроводительным документам, то для удовлетворения требованиям статьи 14 достаточно приложить декларацию соответствия участника аукциона требованиям статьи 31, части 1, пункты 3-9. Статья 14 44 Федерального закона защищает внутренний рынок, а также по этой статье защиту получает производитель и поставщик от зарубежных (исключая Белоруссию и Казахстан, которые входят в Таможенный Союз) производителей. Так вот, эта статья не подразумевает перечень, какие должны быть необходимые документы.

Перечень документов должен быть обозначен в заявке от электронного аукциона. То есть, заказчик требует и определяет, какие документы ему конкретно нужны. Заказчик сам решает, какие именно документы или их копии должны быть прикреплены к заявке в соответствии со статьей 14 44-го Ф.

Ограничения и условия

Согласно ч. 1 ст. 14 44-ФЗ, национальный режим применяется по отношению к иностранным товарам, произведенным за пределами РФ. Все мероприятия, которые проводятся при госзакупках в его рамках, разделяются на три крупные группы:

  1. Первая группа ограничений предполагает полный запрет к поставке импортной продукции в рамках госконтракта. Он, в частности, распространяется на продукцию машиностроительной отрасли, легкой промышленности, программному обеспечению, мебельной продукции, а также на товары с оборонным предназначением. При таких закупках, если заявка от участника предполагает поставку товаров иностранного производства, она подлежит отклонению.
  2. Вторая группа ограничивает допуск товаров иностранного производства. В этом случае заказчик вправе рассматривать поступившую заявку от участника с предложением иностранного товара только в том случае, если российский аналог такой продукции отсутствует. Эти правила закупок распространяются на лекарственные препараты, радиоэлектронику, медицинские изделия.
  3. Третья группа предполагает предоставление преференций для товаров российского производства. При закупках подобного рода заказчик может рассматривать все поступившие заявки, но те, которые содержат предложения на поставку товаров отечественного производства, обладают ценовым преимуществом.

При рассмотрении заявок на участие, которые предполагают поставку товаров российского производства, их оценка производится по цене, предложенной участником, сниженной дополнительно на 15%. Если указанная заявка победит, то договор заключается по цене, которую ранее предложил участник.

Например, на участие в закупочной процедуре участник подал 2 заявки. В первой был товар российского производства с ценой в 105 р., а во второй – иностранный товар с ценой в 100 р. При обычной закупке победил бы второй участник. Но так как российскому производителю предоставляются преференции, то считается, что он предложил цену в 89,25 р. (105-15%) и именно он становится победителем. Но контракт с ним заключается по предложенной цене в 105 р.

Если же закупка предполагает проведение торгов и в ней победил участник, который предложил товары иностранного производства, то с ним подписывается контракт по цене ниже на 15% от предложенной.

Преференции не предоставляются, если закупка признана несостоявшейся, и контракт заключен с единственным поставщиком.

При этом ст. 14 44-ФЗ содержит отсылочные нормы и не устанавливает перечень товаров, которые подпадают под действие национального режима. Они устанавливаются Постановлениями Правительства.

Читайте также:  Определение порядка общения родителей с детьми

Согласно ч. 3 ст. 14 44-ФЗ, внедрение национального режима закупок имеет такие цели:

  1. Оно направлено на обеспечение безопасности страны и поддержание ее обороноспособности.
  2. Поддержка и развитие национальной экономики.
  3. Защита конституционного строя.
  4. Стимулирование внутреннего рынка.
  5. Поддержка отечественных производителей.

Согласно п. 4 ст. 14 44-ФЗ Правительство может ввести запрет или ограничения на поставку товаров из определенной страны, даже если на них не распространяется национальный режим. Применение такого режима может быть направлено на предотвращение участия в госзакупках стран, которые потеряли доверие Правительства. Так, с января 2016 года были установлены ограничения на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд турецкими организациями (с юрисдикцией в Турции).

Согласно ч. 3 ст. 14 44-ФЗ, при невозможности применения национального режима заказчик обязан разместить обоснование своего решения в ЕИС.

Согласно ч. 5 ст. 14 44-ФЗ, нормативные акты с условиями поставки товаров в рамках национального режима подлежат публикации в ЕИС в течение 3 дней после их утверждения.

Предоставление преимуществ

1. Учреждениям и предприятиям УИС – при закупке товаров из ПП № 649 от 14.07.2014 (27 позиций).

Преимущество предоставляется при заключении контракта с учреждением УИС путем увеличения цены контракта до 15 % (при условии, что информация о данном преимуществе была указана в извещении и документации, и победитель решил им воспользоваться).

Важно! Преимущество предоставляется только по итогам конкурентных закупок.

2. Организациям инвалидов — при закупке продукции и услуг из ПП № 341 от 15.04.2014 (57 позиций).

Преимущество предоставляется по тому же принципу, что и учреждениям УИС.

3. СМП и СОНКО — на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 закона № 44-ФЗ, путем установления «галочки» в извещении в блоке «Преимущества».

Странное преимущество, если в закупке априори будут принимать участие только СМП и СОНКО.

4. Участникам, заявки которых содержат предложения о поставке продукции российского происхождения, а также из ЕАЭС – при закупке товаров, включенных в Приказ Минфина России от 04.06.2018. № 126н).

Преимущество предоставляется поставщикам, предлагающим к поставке товары исключительно российского происхождения, а также из ЕАЭС:

а) при оценке заявок (окончательных предложений) на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений применяется понижающий 15-процентный коэффициент (контракт заключается по цене, предложенной поставщиком);

б) контракт с победителем аукциона, предложившим товары из ЕАЭС, заключается по предложенной им цене. Это будет считаться преимуществом, так как если аукцион выиграл поставщик, предлагающий к поставке хоть часть иностранной продукции, контракт с ним будет заключен по сниженной на 15 % стоимости.

Легкая промышленность

Запрет на допуск товаров иностранного происхождения устанавливает ограничения при покупке товаров легкой промышленности, а также услуг по их прокату, к которым относятся:

ткани текстильные;

одеяла;

белье постельное, столовое, туалетное;

ковры и прочее.

Предусмотрены два перечня: отдельно для федеральных нужд и отдельно для нужд субъекта и муниципальных нужд. Федеральный перечень охватывает большее количество групп.

Дополнительным требованием к поставщикам является не только поставка продукции, произведенной в ЕАЭС, но и использование при их производстве или оказании услуг материалов или полуфабрикатов также из стран ЕАЭС. К примеру, при покупке одеял нитки, из которых они сделаны, также не должны быть иностранного происхождения.

Подтверждающим документом является декларация поставщиков о стране происхождения.

Есть исключение: если такая продукция легкой промышленности не производится на территории ЕАЭС. Заключение об этом выдает Министерство промышленности и торговли РФ.

Требования подразделяются на 3 типа:

  1. Единые. Это требования, которые заказчик обязан установить в закупке. Все они изложены в пункте 1 статьи 31 закона 44-ФЗ.
  2. Необязательные. Требования, которые заказчик вправе предусмотреть. Это часть 1.1 статьи 31 закона, в соответствии с которой заказчик может потребовать отсутствия поставщиков в РНП, отсутствия в реестре сведения об учредителях, директоре и членах коллегиального исполнительного органа.
  3. Дополнительные. Такие требования регулируются частью 2 статьи 31 закона и устанавливаются Правительством в отношении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, аналогичных закрытых конкурсных процедур или аукциона. Также носят обязательный характер для включения в документацию, если установлены.

Сегодня расскажем только о первой части — о единых требованиях.

Кто может участвовать в госзакупках

В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.

Участвовать в закупках не могут организации, ИП или физлица, которые:

  • Находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства или конкурсного производства.
  • Имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости активов.
  • Имеют судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.
  • Привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (дача взятки) в течение двух лет до момента подачи заявки.
  • Имеют конфликт интересов с заказчиком или другим участником закупки (близкие родственные связи).
  • Являются офшорной компанией.
  • Входят в реестр недобросовестных поставщиков.
  • Подпадают под ограничения для участия в закупках, которые установило Правительство РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *