Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какая отчетность меняется с 2023 года и когда это будет в 1С». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начиная с 2023 года все налогоплательщики перечисляют налоги и взносы в составе единого налогового платежа (ЕНП). Вместе с введением ЕНП для целей уплаты большинства налогов установлен один общий крайний срок – 28 число (согласно п. 6 ст. 226 НК).
Вид отчетности | Отчетный период | Срок сдачи |
---|---|---|
Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М) | Декабрь 2022 года | 16.01.2023 (15 января — воскресенье) |
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ) и Сведения по страхователю, передаваемые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта (ОДВ-1) | 2022 год | 01.03.2023 |
Расчет 4-ФСС (на бумаге) | 2022 год | 20.01.2023 |
Расчет 4-ФСС (в электронном виде) | 2022 год | 25.01.2023 |
Подтверждение основного вида деятельности | 2022 год | 17.04.2023 |
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Часть предприятий познакомились с аббревиатурой «ЕНП» еще в этом году, так как в июле стартовал пилотный проект по использованию Единого налогового платежа юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Но, начиная с 1 января 2023 года, использовать ЕНП обязательно всем организациям.
Суть ЕНП состоит в том, что теперь все платежи юридические и физические лица будут перечислять на общий счет, а далее инспекция будет распределять поступившие средства по целям. Так, в Налоговом кодексе будет введено новое понятие «Совокупная обязанность», которое означает сумму всех платежей, которое лицо обязано перечислить на единый счет.
В совокупную обязанность будут включены налоги, авансовые платежи, взносы, сборы, пени, штрафы и суммы налога, подлежащие возврату.
Приоритетность зачета сумм будет происходить в следующей последовательности:
1. Недоимки, начиная с наиболее раннего момента выявления;
2. Налоги, взносы;
3. Пени;
4. Проценты;
5. Штрафы.
Срок уплаты налог на прибыль и авансовых платежей останется неизменным – это касается, как налога за год, так и ежемесячных и ежеквартальных платежей.
Но декларацию следуют предоставлять в налоговые органы теперь до 25 числа месяца, следующего за отчетным.
Вид декларации |
Срок |
Декларация по налогу на прибыль за год |
Не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом) |
Декларация по налогу н прибыль за отчетный период (квартал) |
Не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом |
Новые сроки уплаты НДФЛ в 2023 году
ФНС обращает внимание налогоплательщиков на основные изменения, касающиеся НДФЛ, привнесенные законом № 263-ФЗ. Среди них: иной расчетный период НДФЛ, другие сроки уплаты налога агентами и сроки сдачи 6-НДФЛ.
Расчетный период НДФЛ по-новому – это промежуток времени с 23 числа предыдущего месяца и вплоть до 22 числа текущего. Платить налог с 2023 г. нужно помесячно, не позднее 28 числа. Отсюда и следуют выше обозначенные сроки списания денег для целей уплаты налога. То есть, если НДФЛ удержали с 01.01 по 22.01, то заплатить его должны до 28.01 и т. д.
Таким образом, начиная с 2023 г. меняются не только сроки, но и принцип уплаты НДФЛ. До сего момента на сроки уплаты влияло то, с каких доходов удерживали данный налог. А вот уже в 2023 г. многое поменялось, и доминирующее значение приобрела дата его исчисления, удержания. Проследить эти перемены можно на уплате налога с зарплаты, выданной работникам за декабрь 2022-го.
Таблица: сроки сдачи отчетности за 4 квартал 2022 года в 2023 году
Отчетность |
Отчетный период |
Срок сдачи отчетности |
СЗВ-ТД |
Декабрь 2022 год |
16 января 2023 |
СЗВ-М |
Декабрь 2022 год |
16 января 2023 |
4-ФСС на бумаге |
IV квартал 2022 год |
20 января 2023 |
4-ФСС электронно |
IV квартал 2022 год |
25 января 2023 |
Декларация по НДС |
IV квартал 2022 год |
25 января 2023 |
РСВ |
2022 год |
25 января 2023 |
6-НДФЛ |
2022 год |
27 февраля 2023 |
СЗВ-СТАЖ |
2022 год |
01 марта 2023 |
Декларация по налогу на прибыль |
2022 год |
27 марта 2023 |
Декларация по ЕСХН |
2022 год |
27 марта 2023 |
Декларация по налогу на имущество |
2022 год |
27 марта 2023 |
Декларация по УСН (сдает юридическое лицо) |
2022 год |
27 марта 2023 |
Бухгалтерская отчетность |
2022 год |
31 марта 2023 |
Декларация по УСН (сдает индивидуальный предприниматель) |
2022 год |
25 апреля 2023 |
Срок сдачи отчётности ЕФС-1 в 2023 году
Вид отчётности | Период представления | Срок представления |
---|---|---|
Сведения о периодах работы (стажа) | За 2023 год | 25.01.2024 |
Сведения о взносах на травматизм | За I квартал 2023 года | 25.04.2023 |
За I полугодие 2023 года | 25.07.2023 | |
За 9 месяцев 2023 года | 25.10.2023 | |
За 2023 год | 25.01.2024 | |
Сведения о дополнительных взносах на накопительную пенсию | За I квартал 2023 года | 25.04.2023 |
За I полугодие 2023 года | 25.07.2023 | |
За 9 месяцев 2023 года | 25.10.2023 | |
За 2023 год | 25.01.2024 |
Камеральный контроль и блокировка ЭСФ
Текущая редакция |
Новая редакция |
Комментарий |
---|---|---|
Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля 2. Камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом. |
Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля 2. Камеральный контроль проводится после выписки счетов-фактур в электронной форме и (или) за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом. |
Уточнено, что камеральный контроль проводится после выписки ЭСФ. |
Статья 96. Результаты камерального контроля 1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются: по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений; по нарушениям со средней степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений. Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности, для сведения. Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом. Положения настоящего пункта не распространяются на нарушения с незначительной степенью риска, выявленные по результатам камерального контроля, и учитываются в системе управления рисками. |
Статья 96. Результаты камерального контроля «1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются: по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска. При этом нарушениями с высокой степенью риска являются нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, проведенного после выписки счетов-фактур в электронной форме в целях установления фактического совершения оборота по реализации товаров, оказанию работ и услуг;
по нарушениям со средней степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска; по нарушениям с низкой степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска. Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности для сведения. Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.»; |
Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля (после выписки ЭСФ), в целях установления фактического совершения оборота, относятся к нарушениям с высокой степенью риска. По нарушениям со средней степенью риска, будет оформляться уведомление (сейчас извещение). По нарушениям с низкой степенью риска, оформляется извещение (раньше их не было). |
Статья 96. Результаты камерального контроля 1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговый агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями – представление налогоплательщиком (налоговый агентом) пояснения по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. В пояснении должны быть указаны: дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения); идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля; номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства, являющиеся основаниями и доказательствами несогласия лица, представившего пояснение. В случае, если в пояснении в качестве основания для несогласия лица, представившего пояснение, в качестве подтверждения доказательств указываются документы, то копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению. Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется. |
Статья 96. Результаты камерального контроля «1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; отзыва, исправления или дополнения счетов-фактур, выписанных в электронной форме, в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями со средней степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения об отсутствии нарушений с приложением выписок из регистров налогового и (или) бухгалтерского учетов (учета) и (или) документов, относящихся к указанным нарушениям, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;»; «3) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями с высокой степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения с приложением копий документов, подтверждающих факт осуществления операций (сделок), указанных в нарушениях.»; «2-1. В пояснениях, предусмотренных подпунктами 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи, должны быть указаны: дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем
личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);
идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об
устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;
номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства несогласия лица, представившего пояснение,
с указанными в уведомлении нарушениями с обязательным приложением документов, указанных в подпунктах 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи.
В рамках исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем представления пояснения требование документов, не относящихся к описанным в уведомлении нарушениям, не допускается.»; |
В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями, налогоплательщик устраняет их путем отзыва, исправления или дополнения ЭСФ. Действия налогоплательщика в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями, зависят от степени их риска (прописаны отдельно для нарушений со средней и высокой степенью риска). |
Статья 96. Результаты камерального контроля |
Статья 96. Результаты камерального контроля 6-1. По нарушениям с высокой степенью риска неисполнение в установленный срок и (или) признание неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, влечет ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса. |
При нарушениях с высокой степенью риска, неисполнение уведомления, влечет ограничение в выписке ЭСФ. |
Отсутствует |
Статья 120-1. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур 1. Налоговые органы по нарушениям с высокой степенью риска производят ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в случае неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля. 2. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур производится в течение одного рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, по нарушениям с высокой степенью риска, на основании решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур, вынесенного в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом. 3. Решение об ограничении выписки электронных счетов-фактур направляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 2 настоящей статьи, электронным способом в информационную систему электронных счетов-фактур, веб-приложение, личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства». 4. Налоговые органы производят отмену ограничения выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов- фактур в течение одного рабочего дня со дня исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля по нарушениям с высокой степенью риска, путем вынесения решения об отмене ограничения в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом. 5. Обжалование налогоплательщиком решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур не приостанавливает его действие. |
Добавлена новая статья по ограничению в выписке ЭСФ. Ограничение устанавливается при нарушениях с высокой степенью риска (в случае неисполнения уведомления). Ограничение накладывается в течение 1 рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения уведомления. Отмена ограничения – в течение 1 рабочего дня со дня исполнения уведомления. |
Статья 145. Виды налоговых проверок 1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска; … 2. Налоговыми проверками, проводимыми по особому порядку на основе оценки степени риска, являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов). |
Статья 145. Виды налоговых проверок 1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска;»; … 2. Периодическими налоговыми проверками на основе оценки степени риска являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информаций, по деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов). Основанием для назначения периодических налоговых проверок на основе оценки степени риска является полугодовой график, утвержденный решением уполномоченного органа.
Не допускается внесение изменений в полугодовые графики проведения проверок.
Уполномоченный орган размещает полугодовой сводный график проведения проверок на интернет-ресурсе в срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения проверок, и до 25 мая текущего календарного года. |
С 01.01.2023 года Скорректированы требования по налоговым проверкам на основе оценки степени риска. Основанием для назначения проверки – является полугодовой график. Уполномоченный орган размещает полугодовой график до 25 декабря и до 25 мая. |
Статья 158. Завершение налоговой проверки
|
Статья 158. Завершение налоговой проверки «При отказе налогоплательщика (налогового агента) в получении акта налоговой проверки производится соответствующая запись в акте налоговой проверки с составлением протокола (акта), предусмотренного статьей 71 настоящего Кодекса.
При этом датой вручения акта налоговой проверки является дата составления протокола (акта). |
В случае отказа налогоплательщика в получении акта налоговой проверки, делается запись и составляется протокол. Дата вручения акта признается датой составления протокола. |
Индивидуальный подоходный налог (ИПН)
Текущая редакция |
Новая редакция |
Комментарий |
---|---|---|
Статья 319. Годовой доход физического лица 2. Не рассматриваются в качестве дохода физического лица: 1) компенсационные выплаты работникам в случаях, когда их работа протекает в пути, имеет разъездной характер, связана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков, – за каждый день такой работы в размере 0,35-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату начисления таких выплат; |
Статья 319. Годовой доход физического лица 2. Не рассматриваются в качестве дохода физического лица: 1) компенсационные выплаты работникам в случаях, когда их работа протекает в пути, имеет разъездной характер, связана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков, – в пределах норм, установленных коллективным, трудовым договорами и (или) актом работодателя |
С 01.01.2018 года Исключаются пределы по компенсационным выплатам за работу в пути (не доход физ. лица). Аналогичная норма в законе «О введении». |
Статья 319. Годовой доход физического лица |
Статья 319. Годовой доход физического лица 39-1) сумма вознаграждения, полученная в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 14 статьи 22 настоящего Кодекса;»; |
С 01.01.2023 года Не является доходом физ. лица (освобождается от ИПН), вознаграждение, выплаченное за сообщение о фактах невыдачи чека, отказа в приеме банковской карты, в случае подтверждения такого факта. Аналогичная норма в законе о введении. |
Статья 347. Налоговый вычет по добровольным пенсионным взносам 2. Подтверждающими документами для применения налогового вычета по добровольным пенсионным взносам являются: договор о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов; документ, подтверждающий уплату добровольных пенсионных взносов. |
Статья 347. Налоговый вычет по добровольным пенсионным взносам 2. Подтверждающим документом для применения налогового вычета по добровольным пенсионным взносам является документ, подтверждающий уплату добровольных пенсионных взносов. |
С 01.01.2023 года Корректируется перечень подтверждающих документов для применения вычета по добровольным пенсионным взносам. Больше не требуется договор о пенсионном обеспечении (так как с мая 2021 года пенсионный счет для учета добровольных пенсионных взносов открывается без заключения договора о пенсионном обеспечении). Аналогичная норма вносится в закон о введении |
Как уменьшить налоги: инструкция для физических лиц
– Да, не нужно будет оформлять отдельное платёжное поручение для каждого вида необходимых сборов. Достаточно сделать просто одну платёжку и перевести всю сумму единым налоговым платежом. Налоговики сами распределят деньги, включённые в его состав, на погашение совокупной обязанности. Но также отмечу, что в некоторых случаях потребуется дополнительная информация от плательщика, чтобы корректно распределить ЕНП.
Если вы не подали уведомление в срок, налоговая инспекция имеет право выставить штраф и начислять пени. Способ подачи: ТКС, лично, через СБИС или личный кабинет.
– На налоговом счёте должна лежать сумма, которая покроет все необходимые платежи. А если будет недостаточно денег или, наоборот, переплата?
– Главное понятие в новой системе – это сальдо ЕНС. Оно отражает разницу между поступлениями на счёт и обязательствами перед бюджетом. Если сальдо положительное (больше 0), значит, вы внесли на счёт больше средств, чем требуется. Нулевое – выполнены все финансовые обязательства. Если отрицательное – есть задолженность, инспектор начислит недоимку.
– А если сальдо положительное, как вернуть переплату?
– Заявление о возврате суммы переплаты можно подать в налоговый орган по месту своего учёта в письменном или электронном виде.
– И когда её вернут?
– Раньше налоговая принимала решение за 10 дней, сумма возвращалась в течение месяца. Теперь всё происходит намного быстрее. Заявление от налогоплательщика уже на следующий день будет передано в казначейство, а возврат осуществляется в трёхдневный срок.
– Напомните важные даты, которые каждый налогоплательщик должен отметить в календаре.
Вводится единый налоговый платёж
С 1 января 2023 для каждой компании будет открыт единый налоговый счёт, в котором будут отражаться все обязательства перед бюджетом в виде сальдо. Если сальдо положительное — компания переплатила по налогам и взносам. Отрицательное сальдо, наоборот, укажет на недоимку. Счёт можно будет пополнить единым платежом, указав в платёжке сумму и ИНН компании. По КБК платежи распределит ФНС на основании отчётов и уведомлений. Пополнить единый налоговый счёт можно через личный кабинет налогоплательщика. Здесь же можно отслеживать сальдо расчётов с бюджетом.
Как ФНС будет учитывать поступающие на счёт средства
Порядок разнесения поступивших платежей прописан в законопроекте (п. 8 ст. 45 НК РФ в новой редакции):
- недоимки, начиная с самых ранних;
- текущие платежи по налогам, сборам, авансовые платежи, страховые взносы — с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Что такое ЕНП и как он отразится на бизнесе?
Хотим сразу успокоить тех, кто отвечает за начисление и уплату налогов в своей организации: ни состав, ни сроки уплаты, ни используемая система налогообложения не поменяются. Какой же сферы коснутся эти изменения? Они будут связаны со схемой, по которой происходят перечисления денежных средств в бюджет.
Схема проста: для каждого бизнеса будет открыт единый лицевой счет. Именно туда будут перечисляться все без исключения налоги, взносы, сборы. Федеральное казначейство укажет каждому плательщику его реквизиты. Для пополнения счета нужно будет указать лишь ИНН, сумму, которую следует перечислить, и код бюджетной классификации (сокращенно — КБК).
Эта ситуация в корне отличается от той, которая действовала раньше, когда для каждого вида налога существовал свой отдельный счет. Теперь же никакого разделения не будет. Этими вопросами впредь будет заниматься налоговая инспекция, задача бизнеса — лишь перечислить эти деньги.
Выводы: что будет нового в связи с ЕНП в 2023 году
Изменения с 2023 года по налоговым платежам:
- Порядок расчета налогов и состав остаются неизменными
- В реквизитах платежки на уплату налогов указываются только сумма платежа и ИНН плательщика.
- Порядок списания средств с единого счета определен заранее
- Возможность использования одной единой платежки для оплаты налогов
- Необходимо отправлять уведомления в ФНС за 5 дней до отправки платежа
- Предполагается, что больше не будут «теряться» налоговые платежи в связи с введением единого лицевого счета и единого сальдо расчетов с бюджетом.
- Налогоплательщик моет заранее внести денежные средства на единый счет, а может непосредственно перед датой обязательного платежа.
- Возможен возврат средств с единого счета по заявлению налогоплательщика
Какие нововведения в связи с ЕНП следует помнить:
- ЕНП будут применять все налогоплательщики без исключения
- Изменились сроки предоставления отчетности
- Меняются сроки уплаты налогов
- Уведомление об исчисленной сумме налогов и взносов нужно подавать не позднее 25 числа месяца, в котором наступает срок уплаты налога.
- У налогоплательщика есть 1 день на возврат переплаты
- Сумму переплаты можно зачесть в пользу третьих лиц, а вот вернуть в пользу третьих лиц переплату невозможно.
Для расчета налога на имущество за налоговый период 2022 года во всех регионах (за исключением ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области) в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога действуют понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:
- 0,4 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
- 0,6 — для десяти регионов (Республики Алтай, Крыма, Алтайского и Приморского краев, Волгоградской, Иркутской, Курганской, Свердловской и Томской областей, Чукотского автономного округа), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
- 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
- 0,6 в отношении объекта, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости — применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).