Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ВС разобрался, когда исправления в протоколе не спасут от наказания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Срок рассмотрения дела начинает отсчитываться со дня получения уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении судьей, органом, должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов. Комментируемый Кодекс установил срок рассмотрения дела в пятнадцать дней. Установленный срок может быть продлен в двух случаях. Во-первых, в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении и, во-вторых, когда возникла необходимость в дополнительном выяснении обстоятельств дела. Решение о продлении установленного срока принимается судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело в форме мотивированного определения. Срок может быть продлен не более чем на один месяц.
Комментарии к ст. 29.6 КОАП РФ
1. В качестве общего правила для всех субъектов административной юрисдикции, кроме судей, срок рассмотрения дела установлен продолжительностью 15 дней. Этот срок исчисляется со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» был установлен специально для судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола и других материалов дела.
В течение установленного срока осуществляется подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, в ходе которой выясняются необходимые вопросы, непосредственно связанные с рассмотрением дела (см. комментарий к ст. 29.1). При подготовке к рассмотрению дела принимаются различные решения процессуального характера, выносимые в форме определений, либо выносится постановление о прекращении производства по делу.
2. Срок рассмотрения дела может быть продлен органом, должностным лицом, рассматривающим дело. Продолжительность срока такого продления не может превышать одного месяца, что соответствует положениям Кодекса, устанавливающим давность привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.5).
Решение о продлении срока рассмотрения дела может быть принято в случае получения ходатайств от участников производства по делу. Так, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица вправе заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.4).
Аналогичное решение может быть принято и по инициативе самого субъекта (судьи, органа, должностного лица), уполномоченного рассматривать дело, в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела.
Решение о продлении срока рассмотрения дела должно быть мотивированным. Оно выносится в виде определения.
3. Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2) возможно продление только сроков, предусмотренных в ч. 1 комментируемой статьи. Продление сокращенных сроков рассмотрения дел недопустимо.
4. Для рассмотрения дел об административных правонарушениях в области законодательства о выборах и референдумах установлен сокращенный срок продолжительностью пять дней. Он исчисляется аналогично тому, как предусмотрено ч. 1 настоящей статьи. Однако в отличие от общего правила продление данного срока не допускается.
5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного ареста либо административного выдворения, должно быть рассмотрено в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В отношении лица, подвергнутого административному задержанию, дело должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента его задержания. Дело в том, что согласно ч. 3 ст. 27.5 Кодекса, соответствующей ст. 22 Конституции РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (см. комментарий к ст. 27.5). Аналогичное требование касается и рассмотрения дела о правонарушении, влекущем назначение административного выдворения (см. ч. 4 комментируемой статьи).
6. Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности (см. комментарий к ст. 27.16), рассматривается не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а равно эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности, что имеет непосредственное отношение к исполнению данного вида наказания (см. комментарий к ст. 32.12).
В каких случаях составляется протокол об административном правонарушении?
Рассмотрим статью 142 административного регламента ГИБДД:
142. Основаниями составления протокола об административном правонарушении являются:
- выявление административного правонарушения в случае, если рассмотрение дела о данном административном правонарушении не находится в компетенции сотрудника;
- оспаривание лицом, в отношении которого в соответствии с частью 1 статьи 28.6 Кодекса возбуждено дело об административном правонарушении, наличия события административного правонарушения и (или) назначенного ему административного наказания либо отказ от соответствующей подписи в постановлении по делу об административном правонарушении;
- выявление административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним, достигшим возраста шестнадцати лет;
- выявление административного правонарушения, не влекущего предупреждения, совершенного сержантом, старшиной, солдатом, матросом, проходящими военную службу по призыву, либо курсантом военного образовательного учреждения профессионального образования до заключения с ним контракта о прохождении военной службы.
Срок рассмотрения дела
Время проведения разбора аварийной ситуации зависит от обстоятельств инцидента. Участники происшествия обязаны быть осведомлены, в какой срок должен быть составлен акт расследования причин аварии. Согласно п.5 ст. 28.7 КоАП РФ период изучения ДТП без потерпевших — не более 30 дней с момента возбуждения дела. Процедура вынесения приговора может быть продлена на 1 месяц в исключительных случаях по решению главы группы разбора.
Важно знать! Для рассмотрения инцидента, один из участников которого скрылся с места аварии, отводится 60 дней. Если виновник не был найден в течение установленного периода, дело об административном правонарушении закрывается.
Срок разбора может быть продлен до 6 месяцев, если в результате ДТП были потерпевшие. Нормативно-правовыми актами допустимо увеличение времени расследования до года в сложных ситуациях выяснения обстоятельств инцидента.
Постановление по делу об административном правонарушении
В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
- должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;
- дата и место рассмотрения дела;
- сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
- обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
- статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
- мотивированное решение по делу;
- срок и порядок обжалования постановления.
Собственно рассмотрение дела об административном правонарушении
Прежде чем начать говорить об этом этапе, необходимо остановиться на том, кто, какие органы вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, тем более, что лицам, уполномоченным их рассматривать посвящен отдельный раздел КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются следующими лицами в пределах их компетенции:
- судьями (мировыми судьями);
- комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
- органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;
- органами, осуществляющими федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней.
КоАП РФ в главе 23 дает перечень более чем из 70 наименований лиц (судьи, органы и должностные лица), в компетенцию которых входит рассмотрение определенных дел об АП.
Основания для составления постановления
Основаниями для составления постановления могут послужить незначительные и мелкие правонарушения, не повлекшие за собой серьезных последствий – поворот или разворот совершенный не с той полосы, неправильное перестроение, незначительное превышение скоростного режима на конкретном участке дороги, непристегнутый ремень.
Инспектор, выписывая постановление, таким образом, предупреждает водителя на будущее не совершать подобных действий на дороге, но одновременно это и исполнительный документ, то есть водителю предписывается исполнить то, что в нем отображено.
Но! Здесь важно соблюсти одно обязательное условие – вы обязательно должны признать, что имело место нарушение, в противном случае действия инспектора можно признать незаконными.
С развитием IP технологий все больше водителей стали получать автоматически созданные постановления обо всех неправомерных действиях с камер видео наблюдений. Такое постановление можно обжаловать, если вы считаете, что невиновны в течение 10 суток.
Особенности вынесения постановления сотрудниками ГИБДД
Вынесение постановления ГИБДД регулируется нормами статьи 29.10 КОАП, на основании них этот распорядительный акт выносится по следующему алгоритму.
- Сотрудник ГИБДД, уполномоченный принимать такие решения, должен внимательно ознакомиться с собранными материалами.
- На основании их анализа (делается это исходя из норм закона и внутренних убеждений), он должен вынести постановление либо закрыть производство.
- Если вынесено постановление, сотрудник должен определить сумму штрафа, вынести предупреждение, соблюсти форму этого распорядительного акта и уведомить об этом водителя (нарушителя ПДД).
Нужно запомнить, что постановление вынесенное сотрудником ГИБДД набирает законную силу в течении 10 дней с даты его составления, если автолюбитель не воспользовался своим правом его обжалования в суд или вышестоящий орган.
Как проходит суд по административному правонарушению
Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.
До начала заседания правонарушитель обязан подписать документ, разъясняющий ему его права. Обычно это расписка.
Заседание начинается с представления сторон судьей и краткого изложения сути процесса:
- судья представляет правонарушителя;
- разъясняет ему его права и обязанности;
- принимает ходатайства, если они есть;
- принимает отводы.
После ознакомительной части федеральный судья выслушивает точку зрения нарушителя, уточняет информацию при необходимости и удаляется для вынесения Решения. На основе полученных сведений выносит судебный акт.
Срок действия штрафов по результатам фотофиксации на дорогах
Многие водители хотят знать, сколько действует штраф ГИБДД в случае совершения нарушений под камерами, когда он получает на почту письмо, содержащее постановление о наложении взыскания. Данный документ выписывается уполномоченным лицом – сотрудником ГИБДД без составления протокола не позднее, чем в 2-месячный срок после совершения противоправного действия, и после его получения на руки либо обнаружении в базах ГИБДД нарушитель имеет 10 дней на его обжалование, после чего постановление должно быть удовлетворено, либо отклонено.
При признании водителем вины, то есть принятии на себя обязательств на уплату штрафа сроки к исполнению документа назначаются те же, что и при выносе постановления по решению суда либо на основании протокола об административном правонарушении.
Обратите внимание! При данном методе выявления правонарушений никакие дополнительные дисциплинарные меры в виде ареста или исправительных работ на нарушителя накладываться не будут. Всё, что будут требовать приставы с неплательщика – это уплата 100% штрафа и исполнительный сбор.
Каков порядок составления протокола об административном правонарушении?
Протокол об административном нарушении — это составленный уполномоченным должностным лицом документ, в котором отображается событие нарушения закона (правонарушение). О том, что собой представляет документ, какие сведения должен содержать и как должен быть составлен, пойдет речь в этой статье.
- Протокол об административном правонарушении
- Сроки составления протокола об административном правонарушении
- Образец составления протокола об административном правонарушении
- Ошибки в протоколе об административном правонарушении
- Назначение наказания без составления протокола об административном правонарушении
Презумпция невиновности
В соответствии с принципом презумпции невиновности государственные органы и должностные лица обязаны доказать вашу вину. При этом «неустранимые
сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица» (ч. 4 ст. 1.5 КоАП).
Норма закона
«При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лица, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием» (ст. 2.9 КоАП).
Однако на практике довольно часто свидетелями по делу проходят инспекторы ДПС, в том числе и инспектор, составивший протокол. В связи с этим положение водителя в суде настолько шаткое, что стало предметом/ поговорки: «Презумпция невиновности — это право гражданина доказывать свою невиновность в суде». Однако от того, как составлен протокол, во многом зависит, какое наказание вы понесете и понесете ли его вообще.
Норма закона
Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. (ч.1. ст. 28.5 КоАП)
Ваши права и обязанности
Если перед составлением протокола инспектор не разъяснил вам ваши права и обязанности, в соответствующем месте протокола не расписывайтесь, а напишите «Нет» или поставьте прочерк. При этом учтите, что предложение инспектора прочитать ваши права на обороте бланка протокола разъяснением не считается. Если инспектор зачитал права по памяти или с листка, вы можете поинтересоваться, что именно входит в перечень «иных процессуальных прав», а также вписать в протокол «Требую защитника».
Требовать защитника можно лишь в том случае, если инспектор разъяснил ваши права, фраза об этом поможет оспорить в суде постановление. Этот документ может выписать второй инспектор в машине, прочитав ваши пометки к протоколу. Учтите, протокол должен составлять один инспектор, а выписывать постановление — другой.
Постановление об отмене протокола
Протокол ГИБДД – лишь доказательство, которое должно быть подвергнуто оценке. Однако можно до судебных разбирательств сделать так, чтобы документ был признан недействительным.
Для этого понадобиться в первую очередь установить, какая структура будет заниматься рассмотрением дела. Если водителю грозит изъятие прав на управление транспортным средством или лишение свободы, то решение будет выноситься судом.
Если же максимальное наказание ограничено штрафом, то ситуация будет уточняться в отделе ГИБДД.
Чтобы отменить незаконный протокол ГИБДД, необходимо в данные органы предоставить подтверждающие факты его незаконности, будь то:
- схема ДТП;
- видеоматериалы;
- аудиоматериалы;
- справки.
Стандартно этого даже не требуется, так как документ обычно признается недействительным в связи с ошибками в процедуре оформления, а именно:
- отсутствует номер статьи, которому соответствует правонарушение;
- отражены сведения не всех свидетелей;
- не предоставлена копия документа обвиняемому;
- внесение изменений без ведома автолюбителя.