Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Физическая культура в системе методов повышения работоспособности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Профессиональная подготовка студентов подразумевает ознакомление с теорией и прохождение практики. Особенностью деятельности технолога в любой сфере общественного питания является высокий уровень профессиональной подготовки и глубокое владение основами специальности.
Параметры должностной инструкции
Поскольку Трудовой кодекс не содержит параметров, которым обязана соответствовать должностная инструкция, то она составляется работодателями на основании определенных стандартов документооборота. Стандартные инструкции состоят из следующих частей:
- Общие параметры.
- Функции специалиста.
- Его ответственность.
- Его права.
Крупные работодатели, со множеством разнообразных специалистов, стремясь документировать отношения с ними, включают в инструкцию и дополнительные части:
- Правила должностного взаимодействия.
- Особенности трудовой деятельности.
- Критерии для оценки успехов сотрудника.
- Квалификационные требования.
Внимание! Рекомендуется распечатывать инструкцию на официальном бланке, с включением основных признаков делового документа: даты составления, расшифровки подписей и пр.
Учитывая тот факт, что технолог выполняет широкий спектр функций, он просто обязан быть всесторонне развитым человеком, обладающим внушительным багажом теоретических знаний и практических навыков. Помимо, своих прямых обязанностей специалист, работающий на кухне, должен хорошо ориентироваться в кодексе правил охраны труда, стандартах качества и технологии приготовления кулинарной продукции, а также заполнять специализированные документы, регламентирующие его деятельность. Кроме того, технолог обязан:
- разбираться в работе кухонного (в частности, холодильного) оборудования;
- определять некачественные продукты питания;
- проводить профилактические мероприятия, соответствующие требованиям контролирующих организаций.
Претендовать на место технолога общепита могут люди с соответствующим профильным дипломом. В отдельных случаях (в зависимости от статуса организации), работодатель может потребовать от претендента на должность свидетельство о среднем или высшем образовании.
В различных колледжах и ВУЗах страны период обучения может быть разным. Остается неизменным лишь одно правило: осваивать программу обучения необходимо с максимальной ответственностью и самоотдачей. Особое внимание следует уделять практическим занятиям, от которых напрямую зависит приобретение важных профессиональных навыков. При наличии базового образования (не соответствующего специальности технолога) вам необходимо пройти курсы переквалификации.
Данный пункт также может состоять из достаточно длинного списка. Стоит перечислить самые главные компетенции специалиста.
Что должен знать химик-технолог.
- Принципы и методологию научного исследования и эксперимента.
- Порядок работы над выпуском новой продукции (веществ, составов).
- Технологии и правила использования профессионального оборудования, настройки и ремонта техники.
- Работу с ПО профессионального процесса.
- Основы грамотного (прежде всего, с юридической точки зрения) заполнения разных документов – от рабочего графика до составления смет и заявок на поставки.
- Основы аналитической обработки информации, составления отчетов и планов работы.
- Основы экономического знания относительно эффективности работы компании по своему профилю, а также экономической целесообразности запуска новых технологий (либо увеличения ассортимента) путем разработки и появления инновационного продукта.
- Принципы и технологии контроля качество продукции.
- Основные компетенции, связанные с управлением коллективом, работой подразделений, менеджмента в своей отрасли.
Современный химик-технолог – специалист, который постоянно учится и стремится к саморазвитию в профессии. Раньше считалось, что профессиональные знания, навыки нужно обновлять каждые 3 года. Сегодня эту цифру можно уменьшить. Технический прогресс, появление доминанты цифрового рынка, новые формы маркетинга, новые экологические стандарты вынуждают специалистов подстраиваться под новшества времени и профессионально соответствовать этим запросам.
Не лишним будет отметить, что хороший специалист должен знать иностранные языки. Обязательный английский сегодня часто является требованием к приему на работу: международные контакты предприятия, проекты с зарубежными компаниями, наконец, соблюдение международных протоколов требует уверенного знания хотя бы базового английского языка.
Работа технолога общественного питания заключается не только в работе с продуктами. Деятельность технолога гораздо шире и ответственнее.
Технолог:
- организует производство (размещает оборудование, обучает правилам пользования);
- составляет меню;
- распределяет обязанности между поварами и контролирует их работу;
- проверяет нормы выхода блюд продукции;
- внедряет прогрессивные технологии в производство продукции;
- отвечает за исправность кухонного оборудования и качество готовой пищи;
- разрабатывает новые рецептуры, оформляя соответствующие нормативные документы;
- изучает новые тенденции на рынке общепита и координирует работу в соответствии с ними;
- предлагает новый ассортимент блюд с целью повышения спроса;
- контролирует соблюдение санитарных норм;
- составляет технологические карты новых блюд (расчет количества продуктов, калорийности и т.д.);
- осуществляет своевременное снабжение производства сырьем, инструментами, инвентарем и т.д.;
- принимает участие в переподготовке и повышении квалификации производственных кадров с учетом требований современности.
Циклические виды спорта.
Большую пользу в деле восстановления работоспособности, сохранения и укрепления здоровья, а также совершенствования специальной физической подготовленности работающих приносят выполнение циклических упражнений и занятия определенными видами спорта. Существует немало видов циклических упражнений: бег, плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах. Но наиболее доступным и популярным видом физических упражнений является ходьба. Она может быть рекомендована лицам всех возрастов, имеющих различные физическую подготовленность и состояние здоровья, независимо от их профессиональной деятельности. Во время ходьбы сокращение мышц чередуется с расслаблением их, что позволяет длительно выполнять физическую работу. Во время ходьбы в работу вовлекаются основные мышечные группы, умеренно увеличивается деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем.
При подъеме по лестнице энергии затрачивается значительно больше, чем при ходьбе по ровной местности. Пешеходные прогулки надо выполнять в любое время года и систематически. Лучшее время для прогулок – утро, вечер. Лицам, склонным к полноте, можно рекомендовать ходьбу в медленном темпе после приема пищи. Маршруты должны проходить по улице, где меньше движение транспорта и чище воздух. В выходные дни прогулки лучше совершать за городом. Во время ходьбы не следует сутулиться и опускать голову.
Ходьбу необходимо сочетать с дыханием. Для этого вначале следует сознательно сочетать дыхание с движением (вдох – на 2-4 шага, выдох – на 3-6 шагов). В дальнейшем дыхание становится ритмичным и его можно не контролировать. Физическая нагрузка во время ходьбы в основном дозируется величиной дистанции и скоростью движения. Начинать ходьбу можно с 1-2 км и, прибавляя в день по 250-500 м, доводить пешеходную прогулку до 10 км и более. Расстояние и время прогулок увеличивают не только в зависимости от продолжительности использования их, но и от самочувствия занимающегося ходьбой. Благоприятными признаками считаются: ровное незатрудненное дыхание, легкая испарина, чувство удовлетворения, небольшая физическая усталость, повышение пульса после прогулки на 10-20 ударов в минуту по сравнению с исходными величинами и нормализация его через 5-10 мин. отдыха.
Далеко не секрет, что шедевры повара напрямую зависят от рук мастера. Рукам ни в коем случае нельзя давать уставать. Перед, после и во время работы необходимо разминать запястья и пальцы рук, тем более, если выполняется шинковка. Существует целый комплекс упражнений:
1. Поиграйте несколько секунд пальцами обеих рук на спинке стула, как на клавиатуре фортепиано.
2. Поднимите руки вверх и потянись. Теперь обеими руками выкручивайте воображаемую лампочку из патрона. Мышцы в области плеч расслабляются.
3. Согните руки в локтях, ладони прижмите друг к другу. Приподнимите руки вверх кончиками пальцев к туловищу. Затем опустите их вниз, в направлении от туловища. Это очень хорошее упражнение для суставов рук. Теперь, держа руки в таком же положении, широко разведите и снова сомкните пальцы.
Учитывая тот факт, что технолог выполняет широкий спектр функций, он просто обязан быть всесторонне развитым человеком, обладающим внушительным багажом теоретических знаний и практических навыков. Помимо, своих прямых обязанностей специалист, работающий на кухне, должен хорошо ориентироваться в кодексе правил охраны труда, стандартах качества и технологии приготовления кулинарной продукции, а также заполнять специализированные документы, регламентирующие его деятельность. Кроме того, технолог обязан:
- разбираться в работе кухонного (в частности, холодильного) оборудования;
- определять некачественные продукты питания;
- проводить профилактические мероприятия, соответствующие требованиям контролирующих организаций.
При этом не следует забывать о том, что значение имеют не только профессиональные, но и персональные характеристики специалиста. Наиболее важными из них являются: наличие эстетического вкуса, чистоплотность, хорошая память, пунктуальность, устойчивость к стрессам, тактичность и умение ладить с другими служащими заведения общепита.
Несмотря на то, что свое нынешнее название профессия «технолог общественного питания» получила сравнительно недавно, она существует с древних времен. Историки находили письменные источники, которые свидетельствовали о том, что рецепты новых блюд разрабатывались и фиксировались еще в Древней Греции, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. В Средневековье далеко за пределами своей станы были известны кулинары из Франции.
Также при королевских дворах работали дегустаторы, которые изучали вкусовые качества каждого блюда перед подачей их высокопоставленным лицам. Со второй половины XVIII века начала кулинарная наука начала развиваться и на Руси. Это чаще всего происходило в трактирах и корчмах, где за качество продукции несли ответственность их хозяева, а также в ресторанах, куда нередко приглашались мастера-кулинары из-за границы.
Позже, с изменением социально-экономических условий, возникла необходимость в профессионально подготовленных людях для контроля над качеством пищи, которая готовится для большого количества людей. Начали появляться столовые при крупных промышленных предприятиях, сети кулинарий и кондитерских, заведения быстрого питания, рестораны и бары. Несоблюдение здесь качества сырья и технологий приготовления блюд грозило массовыми отравлениями, поэтому профессия технолога быстро стала очень востребованной.
Профессиональные обязанности
Основные обязанности технолога общественного питания:
- организация производства (размещение оборудования, контроль его исправности и обучение пользования ним персонала);
- формирование меню и его постоянное обновление;
- составление для новых блюд технологических карт с расчетом калорийности, количества необходимого сырья и т.д.;
- определение круга обязанностей для каждого повара и контроль их работы;
- проверка норм выхода готовых блюд и их качество;
- разработка рецептов новых блюд, их документальное оформление;
- организация и обслуживание банкетов;
- отслеживание современных тенденций, внедрение новаторских технологий в процесс приготовления продуктов;
- контроль над соблюдением сотрудниками санитарных норм;
- участие в повышении уровня квалификации кадров.
Претендовать на место технолога общепита могут люди с соответствующим профильным дипломом. В отдельных случаях (в зависимости от статуса организации), работодатель может потребовать от претендента на должность свидетельство о среднем или высшем образовании.
В различных колледжах и ВУЗах страны период обучения может быть разным. Остается неизменным лишь одно правило: осваивать программу обучения необходимо с максимальной ответственностью и самоотдачей. Особое внимание следует уделять практическим занятиям, от которых напрямую зависит приобретение важных профессиональных навыков. При наличии базового образования (не соответствующего специальности технолога) вам необходимо пройти курсы переквалификации.
Общие должностные обязанности и права технолога общественного питания
Как уже сказано выше, точный перечень должностных обязанностей технолога общественного питания зависит от условий работы конкретного предприятия, однако есть среди них и присущие большинству специалистов такого рода. Так, во многих случаях в инструкции говорится, что технолог обязан:
- Соблюдать нормативы в области производства продукции общественного питания.
- Планировать и организовывать работу по оказанию услуг общественного питания.
- Своевременно планировать производственную деятельность, разрабатывать производственные программы и задания.
- Выявлять бракованную продукцию с последующим анализом причин ее появления и разработкой действий по недопущению и устранению брака.
- Разрабатывать схему размещения оборудования, техоснащения, организовывать рабочие места для подчиненного персонала.
- Проводить учетную, аналитическую и оценочную деятельность результатов производственной и обслуживающей работы организации.
- Формировать ассортиментную линию продукции, вносить предложения по расширению ассортимента и внедрению новых позиций.
- Контролировать качество сырья, производственного процесса, готовой продукции и предоставляемых предприятием общественного питания услуг.
- Разрабатывать новые виды кулинарной продукции и технологических процессов.
Что касается прав технолога, то их основное предназначение — облегчить выполнение сотрудником должностных обязанностей. Таким образом, к должностным правам технолога общественного питания могут быть отнесены следующие:
- право на условия работы, соответствующие требованиям законодательства и техники безопасности и способствующие выполнению должностных обязанностей;
- право на самостоятельное принятие решений в рамках своей трудовой компетенции;
- право на получение информации о решениях руководства в отношении своей трудовой деятельности.
Профессионально прикладная физическая подготовка.
ППФП – одно из основополагающих направлений системы физического воспитания, формирующее прикладное значение, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к условиям и воздействиям профессиональной деятельности.
ПФК (производственная физическая культура) – целенаправленная, методически обоснованная система физических упражнений, профессионально-прикладных, оздоровительно-спортивных мероприятий, задачи которых – повышение и устойчивое сохранение дееспособности человека в общественном производстве, готовности успешно действовать в условиях определенной трудовой деятельности, обусловленной особенностями и требованиями конкретного рабочего места.
ПФК в рабочее и учебное время – производственная гимнастика, используемая в режиме рабочего дня с целью повышения общей и специальной работоспособности (вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика).
ПФК во внерабочее время – направление производственной физической культуры, задачи которого в основном рекреационного характера (оздоровительно-восстановительные процедуры после трудового дня, оздоровительно-профилактическая гимнастика, занятия в группах здоровья, общей физической подготовки).
Профессиограмма технолога общественного питания
Работа технолога общественного питания заключается не только в работе с продуктами. Деятельность технолога гораздо шире и ответственнее.
Технолог:
- организует производство (размещает оборудование, обучает правилам пользования);
- составляет меню;
- распределяет обязанности между поварами и контролирует их работу;
- проверяет нормы выхода блюд продукции;
- внедряет прогрессивные технологии в производство продукции;
- отвечает за исправность кухонного оборудования и качество готовой пищи;
- разрабатывает новые рецептуры, оформляя соответствующие нормативные документы;
- изучает новые тенденции на рынке общепита и координирует работу в соответствии с ними;
- предлагает новый ассортимент блюд с целью повышения спроса;
- контролирует соблюдение санитарных норм;
- составляет технологические карты новых блюд (расчет количества продуктов, калорийности и т.д.);
- осуществляет своевременное снабжение производства сырьем, инструментами, инвентарем и т.д.;
- принимает участие в переподготовке и повышении квалификации производственных кадров с учетом требований современности.
Плюсы:
- Постоянная востребованность на рынке труда, относительно высокий уровень зарплаты, авторитетная должность в общепите.
Минусы:
- Высокая ответственность за результаты работ других людей (поваров, кондитеров); ответственность за результаты проверок надзорных органов: СЭС, Ветнадзора, органов сертификации, Госторгинспекции в части технологии и др.
- руководство работой производственных цехов;
- контроль за соблюдением санитарных норм;
- контроль за технологическим процессом (прием и хранение сырья, первичная обработка сырья и изготовление полуфабрикатов, подготовка полуфабрикатов, отпуск готовой продукции, использование отходов);
- контроль за соблюдением рецептур блюд, технологией их приготовления;
- разработка технологии приготовления блюд;
- организация производства (размещение оборудования, правила пользования);
- составление технологических карт новых блюд (расчет продуктов, калорийности и т.д.);
- консультирование шеф-повара относительно технологии приготовления;
- проверка качества сырых, обработанных и готовых продуктов;
- проверка нормы выхода блюд продукции;
- своевременное снабжение производства сырьем, инструментами, инвентарем и т.д.;
- расстановка работников в соответствии с требованиями производства и их квалификацией;
- перемещение работников в пределах производства в случае необходимости.
Способности | Личностные качества, интересы и склонности |
|
|
Все о технологе общественного питания
Работа технолога общественного питания заключается не только в работе с продуктами. Деятельность технолога гораздо шире и ответственнее.
Технолог:
- организует производство (размещает оборудование, обучает правилам пользования);
- составляет меню;
- распределяет обязанности между поварами и контролирует их работу;
- проверяет нормы выхода блюд продукции;
- внедряет прогрессивные технологии в производство продукции;
- отвечает за исправность кухонного оборудования и качество готовой пищи;
- разрабатывает новые рецептуры, оформляя соответствующие нормативные документы;
- изучает новые тенденции на рынке общепита и координирует работу в соответствии с ними;
- предлагает новый ассортимент блюд с целью повышения спроса;
- контролирует соблюдение санитарных норм;
- составляет технологические карты новых блюд (расчет количества продуктов, калорийности и т.д.);
- осуществляет своевременное снабжение производства сырьем, инструментами, инвентарем и т.д.;
- принимает участие в переподготовке и повышении квалификации производственных кадров с учетом требований современности.
- рестораны
- кафе, кафетерии
- столовые
- бары
- мясоперерабатывающие комбинаты
- рыбоперерабатывающие заводы (консервные)
- молочные комбинаты
- пекарни
- кондитерские
- заготовочные фабрики.
Технолог общественного питания:
2.1. Работает со стандартами в области производства продукции общественного питания.
2.2. Содействует внедрению прогрессивных технологических процессов производства продукции и совершенствованию организации обслуживания населения.
2.3. Разрабатывает и утверждает новые рецептуры на блюда, кондитерские и кулинарные изделия с оформлением соответствующих нормативных документов (ТТК, СТП, ТУ).
2.4. Определяет качество продуктов, рассчитывает их количество для получения готовых блюд.
2.5. Составляет меню.
2.6. Распределяет обязанности между поварами и контролирует их работу.
2.7. Отвечает за исправность оборудования и качество готовых блюд.
2.8. Содействует внедрению прогрессивных технологических процессов производства продукции и совершенствованию организации обслуживания населения.
2.9. Разрабатывает программы по обеспечению повышения качества услуг питания.
2.10. Готовит предложения по расширению ассортимента и внедрению новых видов сырья.
2.11. Осуществляет оперативный контроль над качеством и соблюдением технологии приготовления пищи.
2.12. Принимает участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации производственных кадров с учетом требований рыночной экономики.
2.13. Исследует факторы, имеющие значение для успешной реализации оказываемых услуг, спроса, причины его повышения и снижения, дифференциацию от покупательной способности населения.
2.14. Содействует сбалансированному развитию сферы услуг общественного питания, готовит предложения по выбору и изменению направлений развития ассортимента, производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности.
2.15. Изучает рынок аналогичных услуг и тенденции его развития.
2.16. Организует выставки, является на них консультантом.
2.17. Отвечает за выполнение производственного контроля и его результаты.
2.18. Составляет необходимые учетные документы.
2.19. [Другие должностные обязанности].
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Технологом можно работать после получения соответствующего диплома высших или средних специальных учебных заведений. Вузы России предлагают профиль бакалавриата по специальности «технология продукции и организация общественного питания». Чтобы поступить в них, нужно предоставить приемной комиссии результаты сдачи ЕГЭ по математике, русскому, языку и химии.
Специальность «технология продукции и организация общественного питания» предусматривает изучение таких профилирующих предметов:
Возможно также получить после 9 класса в среднем специальном учебном заведении по профилю «технология продукции общественного питания» квалификацию повара-технолога, после чего продолжить обучение в вузе по ускоренной программе.
Высшие и средние специальные учебные заведения этого профиля есть в любом регионе России. Наиболее известные:
Учеба в этих заведениях предполагает симбиоз теории и практики. Студенты стажируются на ведущих предприятиях отрасли.