Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.2 Становление и развитие малого бизнеса в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Национальный проект РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является дальнейшим развитием одноимённого приоритетного проекта, реализовывавшегося с 2016 года.
Показатели национального проекта РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей:
- 2019 год – 19,6 млн чел.;
- 2020 год – 20,5 млн чел.;
- 2021 год – 21,6 млн чел.;
- 2022 год – 22,9 млн чел.;
- 2023 год – 24 млн чел.;
- 2024 год – 25 млн чел.
Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП:
- 2019 год – 22,9%;
- 2020 год – 23,5%;
- 2021 год – 25,0%;
- 2022 год – 27,5%;
- 2023 год – 30,0%;
- 2024 год – 32,5%.
Доля экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объёме несырьевого экспорта:
- 2019 год – 8,80%;
- 2020 год – 9,00%;
- 2021 год – 9,25%;
- 2022 год – 9,50%;
- 2023 год – 9,75%;
- 2024 год – 10,0%.
Становление и развитие малого бизнеса в России
Малый бизнес уже давно доказал свою состоятельность, особенно это касается стран с развитой рыночной экономикой. Он эффективен как в экономическом плане, так и в социальном. В России малое предпринимательство существует чуть более 20 лет и на современном этапе развития переживает переход от стартового пункта к пункту, где оно более развито на качественном уровне.
Наиболее точно развитие малого бизнеса в России охарактеризовано в таблице ниже, из которой совершенно ясно, что эффективность функционирования малого бизнеса во многом зависит от ряда причин, в том числе и от отраслевых.
Ключевые показатели деятельности малых предприятий (без учёта микропредприятий) по различным видам экономической деятельности за 2012 г.
Отрасли экономики | Количество предприятий на 1 января 2013 г. |
Средняя численность работников, чел. |
Оборот малых предприятий, млн. руб. | Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
Всего по России | 238 097 | 6 839 962 | 15 116 297 | 364 478 |
Промышленность | 35 416 | 1 189 671 | 1 614 148 | 65 109 |
Сельское хозяйство | 11 856 | 423 157 | 272 082 | 67 512 |
Торговля и общественное питание | 68 615 | 1 584 666 | 8 838 409 | 35 549 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 49 134 | 1 453 577 | 1 367 109 | 77 792 |
Строительство | 31 169 | 974 752 | 1 768 408 | 80 217 |
Транспорт и связь | 14 060 | 410 195 | 527 401 | 15 252 |
Субсидии от центра занятости
Центры занятости — это структуры, основная задача которых — помощь гражданам в поиске работы и законных источников заработка. Кроме подбора подходящих обратившемуся гражданину вакансий, центры занятости предлагают широкий спектр образовательных программ, с помощью которых гражданин вправе повысить квалификацию, получить дополнительную специальность и тем самым повысить шансы на рынке труда.
Поскольку бизнес — это один из видов законной занятости, центры занятости в том числе поощряют граждан, намеренных уйти в предпринимательство. Один из вариантов, как получить 300 тысяч от государства на открытие бизнеса, — заключить социальный контракт. Обратите внимание, что такой договор гражданин подписывает с региональными властями и по локальному законодательству. Потому некоторые условия, пакет документов, правила получения денежных средств и отчетность по ним иногда отличаются. Помимо этого, отличается и размер выплаты: в Москве и Санкт-Петербурге она достигает 250 тысяч рублей, а в Татарстане — только 150.
Но даже если начинающему предпринимателю одобрена небольшая сумма субсидии от центра занятости на открытие бизнеса в 2022 году и ее недостаточно для стартового капитала, то этих средств хватит на оплату расходов, связанных с организацией бизнеса, среди которых:
- нотариальные действия;
- услуги юриста, нанятого для составления необходимых документов и консультирования будущего предпринимателя;
- государственные пошлины;
- первоначальная закупка бланков, необходимого оборудования, аренда помещений — в зависимости от того, на что выданы средства в рамках социального контракта.
Структуры, оказывающие поддержку предпринимательству
На территории регионов РФ размещены специализированные центры и фонды, формируемые из средств федерального или регионального бюджета, деятельность которых связана с оказанием помощи и поддержки организациям малого бизнеса. В их числе:
- Гарантийные фонды. Оказывают услуги начинающим предпринимателям в получении финансового пособия, предназначенного для использования на предусмотренные программой цели.
- Венчурные фонды. Выделение ресурсов предусматривает их вложение в направления деятельности, связанные с отраслями инновационных технологий.
- Многофункциональные центры (МФЦ). Консультируют обратившихся граждан по вопросам возможности получения государственного финансирования действующей предпринимательской деятельности с учетом показателей финансовой отчетности компании.
- Центры занятости населения. Основным направлением деятельности выступает предоставление финансовой помощи некоторым приоритетным категориям граждан (инвалидам, безработным, многодетным предпринимателям). Решение по заявке принимается специальной комиссией, изучающей важность области деятельности заявителя для региона, его потребность в получении государственных денег.
Малый бизнес в экономике России
Основной особенностью малого бизнеса является гибкость его участников. В условиях постоянного меняющегося рынка, а, следовательно, и изменения конъюнктуры малому бизнесу необходимо максимально быстро подстраивается под новые условия с минимальными потерями для себя.
Малому бизнесу присуща высокая заинтересованность каждого работника, так как эффективность предприятия напрямую связана с активностью отдельных его членов.
Малый бизнес создает новые рабочие места и тем самым снижет безработицу в стране. Поэтому государство заинтересованно в поддержке и развитии малого бизнеса.
Согласно данным Росстата, на территории современной России количество малых предприятий постоянно растет. Доля малого и среднего бизнеса в стране составляет приблизительно 20% ВВП.
Программы поддержки государством малого бизнеса довольно разнообразны.
Основные направления государственной поддержки предпринимательства – это:
- гранты;
- субсидии;
- создание бизнес-инкубаторы;
- гарантийные и другие виды фондов.
Трудности и проблемы развития малого и среднего бизнеса в России
Предприниматель, бизнесмен… Для обывателей они – авторитеты, обычно им даже немного завидуют, поскольку собственное дело, как правило, приносит больший доход, нежели наемный труд. Подробности деятельности бизнесмена известны не каждому, и обычно считают, что предприниматели как сыр в масле катаются: они сами себе начальники.
На самом деле, предпринимательская деятельность имеет много преимуществ, но реальное представление о жизни бизнесмена невозможно без знания ее негативных сторон.
Во-первых, не исключено восприятие вас родными, друзьями и знакомыми как «разжиревшего буржуя». Это может выражаться в частом прошении денег взаймы, убежденности в вашей обязанности помогать детскому саду, школе, товариществу садоводов и т.д., а также в проявлениях зависти и сплетнях.
Финансирование малого бизнеса в России
Для любых механизмов государственной поддержки самым главным является доступная нормативно-правовая база и информационное обеспечение. В Российской Федерации сформированы организационные основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Так, существует федеральная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Она работает с 2005 года под контролем Министерства экономического развития России. Ее главной целью является увеличение числа фирм. Данная программа содержит в себе следующие направления поддержки субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства):
- создание необходимой современной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, индустриальных парков);
- полномасштабная поддержка экспорта;
- развитие системы кредитования и микрофинансирования;
- поддержка научно-технических сфер деятельности и инноваций.
С 2010 года приоритеты программы заметно изменились — основным мероприятием поддержки стало содействие развитию малого инновационного предпринимательства, а также лизинговая поддержка и поддержка экспортно ориентированных компаний. При этом сохранены наиболее востребованные направления, такие как грантовая поддержка, развитие микрофинансирования, предоставление гарантий, создание специализированной инфраструктуры имущественной поддержки.
Налоговые льготы как мера государственной поддержки
Согласно Федеральному закону от 29.12.2014 № 477-ФЗ, если предприниматель зарегистрирован в первый раз, то до 31 декабря 2020 года ИП может применять нулевые налоговые ставки. Если предприниматель решит воспользоваться данной налоговой льготой, то необходимо проверить соответствие ряду условий:
- ИП должен работать по упрощенной системе налогообложения или по патенту;
- ИП должен работать в социальной или научной сфере либо заниматься производством;
- доля услуг, работ или товаров, на которые распространяется налоговая ставка 0%, составляет не менее 70% от общего дохода.
Помимо налоговых каникул, существуют налоговые льготы. Так, согласно распоряжению Правительства РФ от 27.01.2015 № 98р, предприятиям малого и среднего бизнеса, а также предпринимателям, предоставляется:
- снижение ставки по УСН с 6% до 1%;
- расширение перечня видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы налогообложения, снижение ставки по ЕНВД с 15% до 7,5%;
- патент для самозанятых граждан.
С 2016 по 2018 гг. для представителей МСП также действовали надзорные каникулы. То есть, если были допущены серьезные нарушения, в этот период их можно было исправить так, чтобы никто не заметил и не привлек к ответственности.
Что это такое малый бизнес
Критерий, по которым организацию относят к малому бизнесу, в мировой практике насчитывается около 50. Но каждое отдельное государство устанавливает свои правила работы, которые вводятся и регулируются законами. Ведь экономическая ситуация в каждой стране индивидуальна и от этого отталкиваются требования, предъявляемые к новообразованным организациям.
К малому бизнесу в России относят фирмы, на которых численность наемных работников не превышает 100 человек. Независимо от того, кто занимается предпринимательством: юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Также малые предприятия имеют ограничения по сумме выручки за год за минусом налога на добавленную стоимость. Зачастую процветание российского малого бизнеса зависит от квалифицированности работников. Слаженная работа специалистов, стремление их добиться своей цели – это залог успеха начинающего бизнеса.
Малый и средний бизнес играет очень важную роль в развитии всего государства. Появление маленьких фирм и организаций помогло решить такую проблему как безработица. По последним подсчетам, людей занятых именно в малом бизнесе около 50% от общего трудоспособного населения государства. Малый бизнес в России способствует повышению конкуренции, что подталкивает предпринимателей улучшать качество своих товаров и сдерживает рост цен.
Субъектами микро бизнеса принято считать предприятия, количество трудящихся в которых насчитает не более 15 человек. В эту категорию также входят физические лица, которые занимаются коммерческой деятельностью без регистрации в качестве предпринимателя.
Установленный порядок распределения бизнеса по категориям значительно облегчает работу государственных структур. Малый бизнес в РФ имеет и свои преимущества, одно из них – это льготные государственные программы, предназначенные для роста и развития отрасли.
Рекомендации по развитию малого бизнеса в РФ
Для разработки рекомендаций по совершенствованию организации работы и функционирования субъектов малого предпринимательства, необходимо определить какие меры государственной поддержки МСП существуют в нашей стране на данный момент:
– выделение субсидий в размере от 60 тыс. руб. до 25 млн.руб.уб.;
– предоставление возможности на льготных условиях, а в некоторых случаях и безвозмездно, пользоваться государственными землями и брать в аренду помещения;
– создание официальных сайтов для оперативного предоставления предпринимателям актуальной информации;
– предоставление налоговых льгот;
– предоставление грантов региональными властями. Грант предоставляется в форме субсидии для начинающего предпринимателя однократно на безвозмездной основе. В среднем максимальная сумма составляет 600 тыс. руб., но сумма варьируется в зависимости от региона, сферы деятельности, количества рабочих мест и других критериев. Начиная с 2019 года в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров» размер гранта может достигать 1,5-3 млн.руб.
К сожалению, уровень развития малого и среднего предпринимательства в России, является недостаточным, а количество субъектов малого предпринимательства в расчете на 1000 человек ниже среднего по миру.
Виды финансовой помощи и действующие программы поддержки напрямую связаны с региональной принадлежностью субъекта малого бизнеса. Например, в Москве существует около 10 видов субсидии для малого бизнеса. Среди них поддержка экспортеров, компенсация процентов по кредитам, лизинговых платежей, возмещение затрат на участие в конгрессах и выставках и приобретение оборудования. Максимальная сумма таких компенсаций исчисляется миллионами рублей.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области дополнительно к перечисленным субсидиям предусмотрены меры поддержки малого бизнеса в сфере социального предпринимательства и создания средства размещения для туристов, в том числе гостевых комнат.
А вот в Краснодарском крае довольно много субсидий по двум направлениям — промышленность и сельское хозяйство. Например, если малое промышленное предприятие организует трудовую занятость осужденных, ему возместят 60% фактических затрат, но не более 500 тыс. рублей. Также субъект малого бизнеса в сфере промышленности в этом регионе может получить субсидию до 10 млн рублей на возмещение части затрат, понесенных в связи с реализацией инвестиционных проектов. Субъектам сельского хозяйства в Краснодарском крае выдаются субсидии на страхование, приобретение элитных семян, строительство систем мелиорации, развитие племенного животноводства, садоводства, производство рыбной и молочной продукции, а также возмещение затрат, связанных со сдачей перерабатываемых отходов.
Еще одной формой помощи перспективным бизнесменам являются гранты, которые предоставляются на конкурсной основе. Они обычно организуются на региональном или местном уровне. Например, в 2019 году в Нижегородской области предусмотрен грант на 200 тыс. рублей для компаний и ИП из сферы науки. Во многих областях проводится конкурс «Поддержка начинающих фермеров». Максимальная сумма гранта составляет 3 млн рублей, но не более 90% затрат. Она предоставляется фермерам, которые занимаются разведением крупного рогатого скота. В других направлениях сельского хозяйства сумма гранта составляет 1,5 млн рублей.
Проблемы и перспективы малого предпринимательства в России
Для малого предпринимательства в настоящее время требуется переход в качественно новое состояние и поиск новых точек роста, что обусловлено бурным развитием информационных технологий, политикой импортозамещения, государственным курсом на построение цифровой экономики.
Имеющиеся предпосылки на данный момент позитивно воздействует на малое предпринимательство в основных производственных сферах, это касается, в первую очередь, предприятий, занимающихся производством российских товаров для населения, а также оказанием услуг и выполнением работ.
Вместе с тем, было бы наивным считать, что малое предпринимательство может стать основой экономики страны: на то оно и малое, чтобы и вклад его в экономику был достаточно малым. Для крупных предприятий малый бизнес может выполнять функцию связующего звена, а для населения – функцию расширения ассортимента товаров, услуг, работ. Отрасли и сферы деятельности, в которых субъекты малого предпринимательства могут играть ключевую роль, определяются традиционными для данного сектора направлениями: производство товаров народного потребления широкого спроса, сфера услуг, торговля, общественное питание, пищевая промышленность.
Проблемы малого предпринимательства в России определяются факторами, которые затрудняют его развитие:
- наличие несоответствий в нормативно-правовом обеспечении деятельности субъектов малого предпринимательства;
- трудности в доступе к финансовым, имущественным и информационным ресурсам;
- слабая роль объединений предпринимателей в развитии малого бизнеса в целом;
- низкая степень социально-экономической и организационной дифференциации в среде малых предприятий (создание типовых предприятий, производящих типовую продукцию и услуги);
- отсутствие комплексной системы подготовки предпринимателей в учебных заведениях, в частности, по отдельным направлениям управления, финансов, правового обеспечения, организации производства, деловой этики, ценообразования, маркетинга и т.д.
- как следствие, у начинающих предпринимателей низкий уровень финансовой и правовой грамотности, сложности с организацией управления, производства, что ведет к большим проблемам в бизнесе, замедлению развития малого предприятия, вплоть до разорения.
Решению данных проблем способствует государственная политика поддержки малого предпринимательства и стимулирования его развития. Государственная политика поддержки малого предпринимательства включает в себя следующие направления: нормативно-правовое, финансово-кредитное, информационно-техническое, организационное, кадровое и консультационное обеспечение, отдельным направлением выделяется внешнеэкономическая деятельность.
Перспективы малого предпринимательства в России связаны со следующими направлениями:
- Организация новых проектов и малых предприятий по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции в контексте реализации политики импортозамещения в России.
- Создание инновационных малых предприятий, ориентированных на IT-технологии, внедрение информационных технологий, разработок.
- Продолжение реализации планов по поддержке малого предпринимательства со стороны государства.
- Реализация целевого принципа содействия малому предпринимательству, ориентированного на экспорт продукции, на инновации, на социальную сферу, высокотехнологичную продукцию.
- Налоговые льготы для вновь создаваемых малых предприятий.
- Ликвидация административных барьеров, снижение количества проверок со стороны контролирующих органов, облегчающие работу малых предприятий в организационно-управленческом плане.
Конкретные направления реализации перспектив малого предпринимательства в современных условиях в России:
- совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких направлений и видов деятельности;
- использование инновационного потенциала предприятия, владельца и работников, использование высокого профессионального уровня, образования и квалификации руководителей малых предприятий;
- адаптация малых предприятий к сложной экономической обстановке в короткие сроки в условиях отсутствия полной и достоверной информации о динамике конъюнктуры рынка;
- развитие кооперации с крупными предприятиями, различные варианты работы по выполнению отдельных работ для обеспечения бесперебойного функционирования крупной промышленности;
- развитие кооперации с другими малыми и средними предприятиями.
А сколько людей занято в малом и среднем бизнесе? Число работников малых предприятий — 10,8 млн чел., в том числе на микропредприятиях трудятся 4,4 млн. На средних предприятиях работают 1,6 млн чел. Индивидуальных предпринимателей — 5,6 млн чел., фактически действующих — 2,4 млн. Важно отметить, что если число малых предприятий (включая микропредприятия) в период с 2010 по 2014 годы росло, то за это же время число средних предприятий уменьшилось почти вдвое (с 25,2 тыс. до 13,7 тыс.). Отдельно стоит упомянуть и о значительном числе предприятий, которые фактически действуют, имеют работников, выплачивают им зарплаты, но нигде не зарегистрированы, не платят налогов и вообще формально не существуют. По оценке госпожи Голодец, на таких предприятиях занята почти половина трудоспособного населения — 38 млн человек, то есть почти в четыре раза больше, чем в «официальном» МСБ. По словам г-на Улюкаева, тех, кто ведет свое дело и не «легализуется», — 16 млн. Получается, что российский малый бизнес лишен развития, не существует поступательного движения от частного ремесленника к малому предприятию, от малого — к среднему и т.д. Причин этому, думаю, всего две — невозможность расти и нежелание расти.
Понятно, что государство время от времени вспоминает о необходимости развивать малый бизнес и предпринимает меры, направленные на его поддержку. Среди широко освещаемых инициатив — налоговые каникулы, трехлетний мораторий на плановые проверки, заморозка роста налогов в 2015–2018 годах. Однако при ближайшем рассмотрении становится не очень понятно, как эти инициативы помогут достичь заявленных целей. Налоговые каникулы, т.е. освобождение от уплаты налогов в первые два года существования, касаются лишь индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, научной или социальной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, применяющих УСН или действующих на основании патента, причем эти предприниматели должны быть зарегистрированы после вступления закона соответствующего субъекта РФ в силу, поскольку введение налоговых каникул целиком и полностью отдано в ведение субъектов РФ. Скорее всего, эта инициатива призвана «обелить» самозанятых граждан — целую армию парикмахеров, репетиторов, ремонтников, производителей различных товаров и т.п. Однако зачем нелегальному предпринимателю легализовываться? Что это принесет кроме издержек, проверок, необходимости составления отчетности? Такой бизнес, в общем, и бизнесом назвать нельзя — это скорее некий заработок, необходимый для выживания. И эти люди не ставят себе целей развития, увеличения капитализации, выхода на новые рынки и т.д. Соответственно, для легализации нужно придумать что-то другое. Понятно, что их расходы в любом случае вырастут.
Но что они получат взамен? Конечно, самый простой путь — поставить их всех перед выбором: либо «выходить из тени», либо готовиться к самым тяжелым последствиям — административному, налоговому и уголовному преследованию. Однако необходимо понимать, что какая-то часть таких предпринимателей не сможет нести дополнительные издержки, не захочет регистрироваться и свернет деятельность. Нужно очень хорошо представлять себе, сколько людей останется без работы, у скольких значительно упадут доходы, чтобы заранее понять — что же с ними делать? Иначе, учитывая масштабы теневой занятости, роста социальной напряженности не избежать. Также необходимо учесть, что зачастую «гаражная» экономика служит дополнительным источником доходов для местных чиновников и силовиков, — будут ли они всемерно способствовать легализации, лишая себя этого дохода? И как скажется увеличение числа соискателей работы на уровне зарплат в том или ином регионе? Как снижение доходов отразится на торговле? Одним словом, для решения проблемы нелегального предпринимательства налоговых каникул недостаточно. А ведь есть еще определенная рассогласованность, противоречивость действий — к примеру, повышение социальных взносов с ИП, вызвавшее в 2013-м прекращение легальной деятельности около полумиллиона предпринимателей (мы ведь не знаем, сколько из них и вправду перестали работать, а сколько продолжили работу уже без статуса ИП), увеличило недоверие к государству. Такая разнонаправленность сигналов предпринимательскому сообществу может весьма затруднить решение очень сложного вопроса легализации самозанятых граждан.