Что такое утилизационный сбор. Объясняем простыми словами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое утилизационный сбор. Объясняем простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Список товаров, по которым будет необходимо оплачивать утилизационный сбор в 2023 году, включает 18 категорий товаров, которые производятся на территории Республики Казахстан или ввозится из-за границы.

Количество позиций в списке

Перечень включает следующие виды товаров:

  1. Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности, за исключением транспортной техники, предоставляемой в рамках гуманитарной помощи по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 8702, 8703, 8705;
  2. Каучук, резина и изделия из них;
  3. Аккумуляторы электрические, включая сепараторы для них;
  4. Нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 массовых процентов или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов;
  5. Прочие химические продукты;
  6. Полимерная, стеклянная, бумажная, картонная, металлическая упаковка, упаковка из комбинированных материалов;
  7. Посуда столовая и кухонная, приборы столовые и кухонные принадлежности, прочие предметы домашнего обихода и предметы гигиены или туалета из пластмасс;
  8. Газеты, журналы и прочие периодические издания, иллюстрированные или неиллюстрированные, содержащие или не содержащие рекламный материал;
  9. Бумага и картон ручного отлива, немелованные, используемые для письма, печати или других графических целей;
  10. Первичные элементы и первичные батареи;
  11. Лампы накаливания электрические или газоразрядные, включая лампы герметичные направленного света, а также ультрафиолетовые или инфракрасные лампы; дуговые лампы, ртутьсодержащие;
  12. Термометры медицинские или ветеринарные, ртутьсодержащие;
  13. Крупногабаритное электрическое и электронное оборудование;
  14. Электрическое и электронное оборудование, содержащее теплоносители;
  15. Электрическое и электронное оборудование, оснащенное экранами и мониторами;
  16. Электрическое и электронное оборудование мелкогабаритное;
  17. Электрическое и электронное оборудование малое информационное;
  18. Продукция (товары), на упаковку (полимерная, стеклянная, бумажная, картонная, металлическая и (или) из комбинированных материалов) на которую распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров).

Особенности составления договора с оператором расширенных обязательств

Изготовитель продукции на территории РК или импортер продукции на территорию Казахстана отправляет заявку в рамках правил, утвержденным правительством РК. Далее в обозначенный временной срок вносит на банковский счет оператора расширенных обязательств производителей (импортеров) утилизационный платеж. Методику расчета утилизационного платежа утверждает уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.

Под утилизационным платежом (далее – утилизационный платеж) понимается плата оператору расширенных обязательств производителей (импортеров), осуществляемая производителем (импортером) за организацию сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, переработки, обезвреживания и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки.

Особенности оформления

Решили стать владельцем импортного автомобиля? Будьте готовы к тому, что первым делом вам придётся доказать свою платёжеспособность, положив гарантийную сумму на депозит. Если вы не знаете, как рассчитать стоимость растаможки авто, можно положить на счёт приблизительную сумму. В любом случае неиспользованные денежные средства будут возвращены таможней после полного прохождения пограничного контроля.

Подтверждением того, что вы внесли средства, будет служить расписка и сертификат, выданные Федеральной таможенной службой. С этими документами выехать за границу намного проще. Также следует обратить внимание, каким способом вы будете ввозить автомобиль: перегонять самостоятельно, сидя за рулём, или использовать контейнерные перевозки. От этого зависит, понадобиться ли заполнять декларацию ТД-6.

Читайте также:  Как рассчитать жилищную субсидию, которая вам полагается?

С января 2017 года обязательным условием для ввоза авто через границу ЕАЭС является установка на нем системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Ее необходимо приобрести у АО «ГЛОНАСС», установить в сертифицированном центре, внести информацию о VIN номере и номере кузова и получить сертификат безопасности конструкции транспортного средства в специальной лаборатории.

Стоимость растаможки электромобиля в 2023 году

Таможенная «очистка» импортного автомобиля с электрическим двигателем, осуществляемая при его ввозе на территорию РФ, в 2023 году будет требовать уплаты суммы, в которую войдут сразу пять обязательных платежей:

  1. Утилизационный сбор.
  2. Таможенный сбор.
  3. Таможенная пошлина.
  4. Акциз.
  5. Налог на добавленную стоимость (НДС).

Правила взимания утилизационного сбора

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены в отношении:

  • колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним (далее – Правила для КТС) – Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291;

  • самоходных машин и (или) прицепов к ним (далее – Правила для СМ) – Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Этими постановлениями утверждены также перечни видов и категорий транспортных средств (колесных и самоходных), а также размеров утилизационного сбора, в соответствии с которыми налогоплательщики самостоятельно исчисляют утилизационный сбор согласно п. 5 Правил для КТС и п. 5 Правил для СМ.

К сведению: размер утилизационного сбора определяется как произведение базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для той или иной категории. При этом для каждой категории транспортного средства предусмотрены два коэффициента: один для нового, другой – для транспортного средства, с даты выпуска которого прошло более трех лет.

После того, как организация самостоятельно исчислит утилизационный сбор, она должна перечислить его в бюджет. Уплата может осуществляться с зачетом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора. При этом зачесть его в счет иных платежей нельзя.

Согласно п. 7 Правил для КТС и п. 7 Правил для СМ на бланке паспорта (или в электронном паспорте) транспортного средства, в отношении которого уплачивается утилизационный сбор, проставляется отметка (вносится информация):

  • об уплате сбора;

  • об основании неуплаты утилизационного сбора (если сбор не должен уплачиваться).

Когда не нужно платить утилизационный сбор

В Федеральном законе № 89-ФЗ содержится ряд исключений, когда платить утилизационный сбор не нужно. Эта льгота дается:

  • для личного транспорта лиц, въезжающих в РФ по программам переселения соотечественников, признанных беженцами или вынужденными переселенцами;
  • для автотранспорта дипломатических и консульских органов, их сотрудников и членов семей;
  • для транспортных средств, чей год выпуска старше 30 лет, если они не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму, реставрированы или сохранены до оригинального состояния;
  • для автомобилей младше трех лет, которые ввозятся на территорию свободной экономической зоны Калининградской области (кроме ТС международной перевозки);
  • для автомобилей, ввозимых на территорию РФ на период менее 6 месяцев (подразумевается, что это транзитный транспорт).

Автотранспорт, освобожденный от утилизационного сбора по первым двум основаниям, впоследствии может неоднократно продаваться. Первый покупатель машины будет обязан заплатить сбор по общим правилам.

Еще один важный нюанс касается машин, произведенных или ввезенных в РФ до 2012 года. До этого времени утилизационный сбор не взимался, поэтому ПТС не будет стоять соответствующего штампа. Не придется платить сбор и последующим покупателям такого автомобиля. Если же машина выпущена или ввезена после 2012 года, а в ПТС отсутствует штамп, сбор придется платить покупателю.

Что такое утилизация автомобилей

Так как авто состоит из разных материалов: пластик, металл, технические жидкости, стекло и т.д., для его списания стоит обратиться в специальные организации по утилизации. Под утилизацией подразумевается уничтожение автомобиля, во время которого не будет нанесен вред окружающей среде и человеку, во время которого авто будет разобрано, а детали будут рассортированы по виду материала.

Читайте также:  Можно ли восстановить Инн если находишься в другом городе?

Регламентируется процедура законом об утилизации автомобилей в России — №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления». В статье 24.1 четко указано, что за каждое колесное транспортное средство, самоходную машину, а также прицеп, необходимо уплачивать утилизационный сбор. При этом не имеет значения, авто произведено на территории РФ или ввезено в Россию.

Можно ли участвовать в госпрограмме утилизации автомобилей в 2023 году?

Несмотря на то, что в России продолжается кризис, и экономика претерпевает массу лишений, программа утилизации продолжает действовать и в 2023 году. Бюджет, выделенный на 2023 год, не позволил повысить размер льгот, но и не урезал их.

Одной из причин продления программы утилизации автомобилей стало то, что рынок отечественного автомобилестроения не перестает испытывать трудности с реализацией своей продукции. Низкая покупательская способность граждан, высокая конкуренция со стороны иностранных производителей оказывают значительное давление на отечественные предприятия. Для стабилизации ситуации необходима поддержка правительства.

Несмотря на положительную динамику спроса на автомобили, произведенные на территории РФ, главная цель разработки и продления программы утилизации в 2023 году – это поддержка граждан в их желании по приобретению нового транспортного средства. В 2023 году автовладельцы имеют возможность получить компенсацию до 350-ти тысяч рублей.

Необходимые документы

Автовладелец, который решил обратиться по вопросу оформления утилизации в 2023 году в автосалон, должен иметь при себе следующий перечень документов:

  • Документ удостоверения личности (паспорт гражданина РФ).
  • Требуется наличие ПТС, в котором должен быть указан соответствующий срок нахождения рассматриваемого транспортного средства в собственности.
  • Документ, который подтверждает факт снятия с регистрации в ГИБДД (по утилизации, возможны варианты). Это может быть либо соответствующая отметка в ПТС, либо справка ГИБДД, также допускается оригинал учетной карты ТС (с печатью установленной формы, подписью).
  • Акт, подтверждающий факт сдачи автомобиля утилизатору (это может быть как оригинальный документ, так и предварительно заверенная нотариально копия).

Размеры утилизационного сбора для автомобилей установлены Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26 декабря 2013 года «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Для расчета нужно умножить базовую ставку на установленный правительством коэффициент.

На данный момент базовая ставка утильсбора составляет 20 000 рублей для легковых автомобилей. Для транспортных средств, используемых в коммерческих целях, базовая ставка значительно больше – 150 000 рублей.

Ставку нужно умножить на коэффициент, применимый для плательщика. Для физических лиц на легковые автомобили установлен понижающий коэффициент:

  • 17, если машина новая; и
  • 26, если она старше трех лет.

Например, если гражданин ввозит в Российскую Федерацию новый легковой автомобиль (в этой ситуации обязанность по оплате возложена на него самого), он должен будет заплатить утилизационный сбор в размере: 20 000 рублей * 0.17 = 3400 рублей. Если же автомобиль произведен более 3 лет назад, сумма к оплате составит: 20 000 рублей * 0.26 = 5200 рублей.

Для сравнения, юридическое лицо должно будет заплатить за новый легковой автомобиль категории М1 утилизационный сбор с коэффициентом 8.92. Итоговая сумма к оплате составит 178 400 рублей.

Утилизационный сбор не отменяет и не заменяет таможенные пошлины за ввоз транспортного средства. Это дополнительный платеж.

Куда уплачивать сбор при приобретении авто с отсутствием отметки в ПТС?

Утилизационный сбор в подавляющем большинстве случаев уплачивает именно производитель. Покупатель переводит деньги, только если он ввозит авто из-за границы или на ТС не уплачен сбор прежним владельцем. Во втором случае выплаты делаются в ФНС. Нужно зайти на официальный сайт ФНС, найти соответствующий раздел по сборам. В нем можно:

  1. Выяснить коды бюджетной классификации.
  2. Оформить расчет УС по установленной форме.
  3. Записаться на прием в местный ФНС.
Читайте также:  Может ли работодатель отказать в увольнении по собственному желанию

Реквизиты для выплаты в ФНС можно также найти на официальном сайте налоговой. После того как оплата сбора будет проведена, нужно посетить налоговую с данными бумагами:

  1. Формой расчета УС (заполненной).
  2. ПТС на авто, на которое платится сбор.
  3. Документы, подтверждающие покупку автомобиля, и все прочие бумаги, указанные в предыдущем разделе.

К СВЕДЕНИЮ! Сбор придется выплачивать и лицам, собравшим автомобиль самостоятельно. В этом случае в ФНС предоставляются копии ПТС транспорта, который был использован при конструировании новой машины.

Исключения по оплате утилизационного сбора

В определенных ситуациях, предусмотренных законодательством, владелец ТС может быть освобожден от обязательства уплаты такого взноса. К ним относят:

  • Наличие авто, которое было выпущено более 30лет назад. Параллельно с таким показателем нормативными актами предусматривается наличие на нем заводских деталей (рамы, кузова и двигателя), кроме того, ТС не должно использоваться в коммерческих целях;
  • Принадлежность авто любой категории консульству или дип. представительству. Сюда также могут относиться международные организации, сотрудники таких организаций, а также члены их семей;
  • В том случае, если автомобилист въехал в РФ на своем транспортном средстве в рамках действия программы по переселению соотечественников из другой страны.

С другой стороны в случае реализации ТС (изменении его владельца) необходимо понимать, что машина немедленно лишится всех привилегий и освобождений и ее новый собственник должен будет оплатить утилизационный сбор в обязательном порядке.

Калькулятор для физлиц

Базовая ставка (В) для легковых автомобилей на сегодняшний день составляет 20000 рублей.

Коэффициент (К) для иномарок, ввозимых для личного пользования, независимо от характеристик двигателя, составляет:

  • для новых машин – 0,1;
  • для транспорта старше трех лет – 0,15.

Если документы, которые могли бы подтвердить года выпуска авто, утрачены, то год изготовления устанавливается по VIN-номеру автомобиля. Пограничный возраст три года отсчитывается с 1 июля года выпуска ТС.

Исходя из установленных показателей множителей, утильсбор составляет:

  • на новое авто – 2000 рублей;
  • на транспорт в возрасте от трех лет и старше – 3000 рублей.

В случае с покупкой российского автомобиля или приобретения иномарки у официального дилера, оплату сбора производит завод или продавец. Если же гражданин хочет ввезти машину из-за границы, то заниматься оплатой сбора и сбором документов он будет сам. Оплата сбора будет произведена после процедуры растаможки на границе.

Следующие документы необходимо предоставить ответственному лицу:

  • договор, подтверждающий приобретение автомобиля, несколько копий;
  • паспорт транспортного средства;
  • заполненную форму на оплату;
  • копии документов, подтверждающих данные по заявлению;
  • документ оплаты и его копии.

Кто должен платить утильсбор

Утилизационный сбор на транспортные средства был введен в целях обеспечения рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также максимального вовлечения отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья указом Президента РБ № 64 от 4 февраля 2014 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств». Оплату должны производить физические и юридические лица. Увеличение ставок происходило в 2016, 2017, 2018, 2019 годах. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 647 от 16.11.2020, подписанного главой правительства, внесло изменения в перечень видов и категорий транспортных средств, облагаемых утилизационным сбором и размеры ставок.

Импортеры, владельцы, покупатели при ввозе на территорию Республики Беларусь транспортных средств следующих категорий должны единоразово оплачивать утилизационный сбор:

  • Легковые автомобили для личного пользования.
  • Авто с электродвигателем.
  • Машины повышенной проходимости.
  • Автомобили с гибридной силовой установкой.
  • Грузовые ТС, рефрижераторы, фургоны.
  • Автобусы.
  • Самосвалы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *