Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) в 2022-2023 годах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) в 2022-2023 годах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


ООО «Восходы» применяет ЕСХН. Его доход за первое полугодие составил 2 000 000 рублей, расходы — 1 300 000 рублей. Расчет авансового платежа будет таким: (2 000 000 — 1 300 000) * 6 % = 42 000 рублей. Именно эту сумму нужно уплатить в качестве авансового платежа, крайний срок — 25 июля текущего года.

Применение ЕСХН — добровольный выбор организации или предпринимателя. Режим доступен как для новых, так и для действующих субъектов. Главное — удовлетворять всем условиям и вовремя подать в ИФНС уведомление по форме № 26.1-1. Оно представляет собой форму из одной страницы. Заполнить ее не составит труда, хотя есть особенности. В частности, нужно указать:

  • Признак заявителя
    1 — Уведомление подается с документами на регистрацию.
    2 — В течение 30 дней после постановки юрлица или ИП на учет.
    3 — Действующий субъект бизнеса переходит на ЕСХН с другого режима.
  • Код в зависимости от даты перехода
    1 — С 1 января следующего года. В этом случае нужно указать год начала применения ЕСХН, а также доход за предыдущий налоговый период суммой и в процентах от общего дохода.
    2 — С момента создания нового бизнеса.

В чём выгода применения ЕСХН

Чтобы понять, почему применять ЕСХН выгоднее, сравним налоговую базу и налоговую ставку разных режимов налогообложения.

Элемент системы налогообложения ЕСХН ОСНО УСН Доходы УСН Доходы минус расходы
Налоговая база Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов Денежное выражение прибыли, то есть разницы между доходами и расходами Денежное выражение доходов Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов
Налоговая ставка 6% 20% (в общем случае) 6% От 5% до 15% (в зависимости от размера дифференцированной ставки, принятой в регионе)

По мнению Лемчика, долгосрочный эффект от предоставления такой возможности аграриям будет отрицательным, поскольку им придется столкнуться с процессами, которые до этого были им неведомы, — необходимостью проверки каждой сделки и каждого контрагента, увеличением штата на сопровождение этого процесса, налоговыми рисками, которые возникают не по истечении нескольких лет, а каждый квартал при подаче каждой декларации по НДС. Правительство, считает эксперт, хочет повысить собираемость налогов за счет выведения в поле НДС крупных сельхозпроизводителей и применения к ним хорошо зарекомендовавшей себя системы администрирования НДС.

Фактически это может рассматриваться как дополнительный налог, рассуждает Лемчик. «Не до конца понятно, каким образом предоставление права уплачивать НДС будет стыковаться с уплатой других налогов, ведь ЕСХН предусматривает освобождение от остальных налогов», — добавил он.

​Председатель правления Союзмолока Андрей Даниленко отметил, что в последние годы между закупщиками и производителями зерна возникло очень много посредников, которые по факту не уплачивали НДС. «В связи с этим возникло компромиссное решение между правительством и участниками рынка, чтобы определить тех, кто может работать с НДС, а кто — без него. Таким образом, если у тебя оборот больше 100 млн руб., то, как и в случае с индивидуальными предпринимателями, ты не имеешь права работать без НДС», — добавил он. Теперь, выбрав новый режим налогообложения, предприниматель продолжит получать прежние преимущества в виде льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество, но также начнет добровольно уплачивать НДС, пояснил Даниленко.

Президент Национальной ассоциации экспортеров сельхозпродукции Сергей Балан считает, что ЕСХН давно следует отменить, а НДС ввести для всех участников рынка, независимо от объема выручки. «То, что сегодня было принято [в Госдуме], — уже движение по направлению к перестройке налогового инструмента в сельском хозяйстве, хоть и промежуточное. Все гиганты, крупнейшие фабрики в стране фактически работают по упрощенной схеме налогообложения, поэтому такое решение очень важно для бюджета», — сказал он.

Снятие с учета ЕСХН и утрата права применения

Независимо от того, по какой причине происходит отказ от ЕСХН, не позднее 15 дней с момента окончания деятельности нужно в обязательном порядке подавать в налоговую документ по форме 26.1-7 «Уведомление о прекращении деятельности ЕСХН».

Добровольный переход с ЕСХН на любую другую систему исчисления налогов можно совершить только с начала нового календарного года. Чтобы это делать, нужно подать в налоговую службу заполненное заявление по форме 26.1-3 «Уведомление об отказе от применения ЕСХН» до 15 января того года, в котором будет сделан отказ.

Фирма обращается с этим вопросом по месту нахождения, а предприниматель — по месту жительства.

Компания теряет право применять сельхозналог, если:

  • Полученный доход превысил 60 млн. руб.
  • Производство продукции происходит из покупного сырья.
  • Доля дохода от реализации собственной продукции менее 70%.

Фирма или предприниматель считаются утратившими право на сельхозналог с начала того периода, когда было выявлено нарушение. Необходимо подать в налоговую заявление по форме 26.1-2 «Сообщение об утрате права на ЕСХН». За это время необходимо исчислить и уплатить все виды налогов, характерные для общего режима — НДС, налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество.

Как подсчитать доходы при ЕСХН

Начиная с 01 января, все налогоплательщики, применяющие ЕСХН, обязаны вести Книгу учета, в которой последовательно и подробно фиксируются хозяйственные операции. Все полученные средства, поступившие в кассу или на расчетные счета фирмы/ИП, отражаются в графе доходов. Под налогообложение попадают не только суммы полученной выручки, но и внесенные по договорам авансы.

Важно: в отличие от налогоплательщиков, использующих ОСНО, при ЕСХН применяется кассовый метод учета доходов и расходов, т.е. для расчета налога берутся во внимание только те суммы, которые фактически «прошли» по кассе и расчетному счету.

В большинстве случаев сельхозпроизводители получают от государства определенные суммы, компенсирующие часть издержек на приобретение сырья, запчастей и т.д. Субсидии, поступившие из госбюджета, плательщики ЕСХН обязаны учесть при подсчете полученных доходов, пропорционально затратам, произведенных за счет этих поступлений.

Расчет и платежи по ЕСХН

В конце каждого отчётного периода подводятся итоги, рассчитывается ЕСХН для уплаты: ставка налога * налоговая база, где база — уменьшенные на размер расходов доходы в денежном выражении (ст. 346.6). Уплата производится не позже 25 календарных дней с последнего дня отчётного полугодия. Прибыль с расходами рассчитываются нарастающим итогом с начала календарного года.

За налоговый период уплачивать ЕСХН сельхозпроизводители обязаны до 31 марта, идущего за этим периодом. ИП производят оплату всех платежей по месту своего жительства, а организации — по месту своего нахождения. За задержку подачи налоговой декларации налагается штраф. При частичной уплате или неуплате сумм сборов плательщики штрафуются (НК РФ, ст. 119 и 122), если отсутствуют налоговые правонарушения.

Затраты при подведении итогов за налоговый период могут оказаться больше прибыли. В таком случае налоговую базу снижают до размера убытков, понесённых в прошедшем периоде не превышая 30%. Если размер убытков за прошедший календарный год больше, остаток суммы переносят на следующий налоговый период.

Учет и отчетность ИП и организаций на ЕСХН

Организации, исходя из показателей своей деятельности для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основе главы 26.1 Налогового кодекса РФ, должны вести бухгалтерский учет.

ИП на ЕСХН должны вести учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей. В Приказе Минфина России от 11.12.2006 № 169н (в редакции приказа Минфина России от 31.12.2008 № 159н) содержатся детали заполнения Книги учета доходов и расходов.

Причем, если КУДиР при ЕСХН планируется вести на бумажном носителе, она должна быть заверена подписью должностного лица налогового органа и скреплена печатью налогового органа до начала ее ведения. Если КУДиР велась в электронном формате, то после ее выведения на бумажные носители она по окончании налогового периода должна быть представлена в налоговый орган для заверения должностным лицом налогового органа не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Сроки и порядок подачи декларации по ЕСХН отражены в статье 346.10 Налогового кодекса Российской Федерации.

Декларацию по ЕСХН ИП и организациями подается в налоговый орган не позже 31 марта (года, следующего за истекшим налоговым периодом) один раз в год.

Пп.2 п.1 ст. 346.10 НК РФ определено, что в случае прекращения предпринимательской деятельности в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя декларация представляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному налогоплательщиком в налоговый орган, такая деятельность им прекращена.

Образец декларации ЕСХН утвержден приказом ФНС 28 июля 2014 года за № ММВ-7-3/384 @.

С 2014 года в декларацию ЕСХН дважды были внесены изменения Приказом ФНС РФ 01.02.2016 года и Приказом ФНС РФ от 18.12.2000 № ЕД-7-3/926@.

Предлагаем вам скачать актуальную форму декларации ЕСХН 2022 года по ссылке внизу статьи.

Авансовый платеж в 2022 году необходимо оплатить до 25 июля 2022 года (так как 25 июля 2022 — рабочий день понедельник. Остаток налога ЕСХН оплачивается по итогам работы за календарный 2021 год в срок до 31 марта 2022 года, а за 2022 год в срок до 31 марта 2023 года.

Ставка есхн в 2021 году в крыму

Законом Республики Крым от 01.11.2018 № 532-ЗРК/2018 внесены изменения в Закон Республики Крым от 29.12.2014 № 60-ЗРК/2014 «Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Республики Крым».

Согласно действовавшей по 2018 год включительно редакции п. 2 ст. 346.8 НК РФ законами Республики Крым и города Севастополя налоговая ставка в отношении налоговой базы, определяемой по деятельности на территориях этих регионов, может быть уменьшена для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в отношении периодов 2017 – 2021 годов до 4 %.

Указывалось, что эта налоговая ставка не может быть повышена в течение данного периода.

Напомним, что обычная ставка для плательщиков ЕСХН установлена в размере 6 %.

Федеральным законом от 07.03.2018 № 51-ФЗ внесены изменения в ст. 346.8 НК РФ, которые применяются с 01.01.2019. Согласно им специальных ставок для плательщиков ЕСХН Республики Крым и Севастополя больше нет.

В соответствии с редакцией этой нормы, действующей с 01.01.2019, законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 0 до 6 % для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости:

  • от видов производимой сельскохозяйственной продукции, а также работ и услуг, указанных в ст. 346.2 НК РФ;

  • от размера доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от выполнения работ и оказания услуг, указанных в ст. 346.2;

  • от места ведения предпринимательской деятельности;

  • от средней численности работников.

Этим новым правилом законодатели Республики Крым и Севастополя могут воспользоваться в общем порядке.

В Республике Крым пока ограничились тем, что сохранили ставку в размере 4 % на 2019 год, хотя, как видно, они вправе увеличить ее до 6 %.

В Севастополе никаких изменений по поводу общей ставки для плательщиков ЕСХН в ст. 2 Закона г. Севастополя от 03.02.2015 № 110-ЗС не внесли. То есть она тоже осталась равной 4 %. Но в этом городе решились на установление пониженной ставки для некоторых видов деятельности на период 2019 – 2021 годов. В указанный закон с этой целью введена ст. 2.1 – по Закону г. Севастополя от 27.11.2018 № 459-ЗС.

Величина пониженной ставки составляет 1 % и относится к сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые производят:

  • клубнеплодные, овощные, бахчевые культуры и продукцию закрытого грунта;

  • кормовые культуры полевого возделывания, продукцию кормопроизводства прочую;

  • продукцию скотоводства;

  • продукцию свиноводства;

  • продукцию овцеводства и козоводства;

  • продукцию птицеводства;

  • продукцию коневодства, ослов и мулов (включая лошаков);

  • продукцию кролиководства;

  • продукцию рыбоводства, пчеловодства, шелководства, искусственного осеменения;

  • продукцию рыбную пищевую товарную.

Эти сельскохозяйственные товаропроизводители могут воспользоваться такой ставкой при условии, что доля их доходов от реализации данной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет за налоговый период не менее 70 %.

В Республике Крым, видимо, учли, что в 2019 году по сравнению с 2018 годом несколько сократятся поступления в местный бюджет по налогу на имущество организаций. Ведь на федеральном уровне отменен порядок, согласно которому этим налогом облагалось движимое имущество.

Вероятно, чтобы восполнить потерю, законодатели Республики Крым решили отказаться от некоторых льгот по этому налогу, для чего приняли Закон от 01.11.2018 № 533-ЗРК/2018. Согласно ему общая ставка по налогу сохраняется равной 1 %. Напомним, что в соответствии с п. 5 ст. 380 НК РФ ставки по налогу на имущество, установленные законами Республики Крым и города Севастополя, не могут быть повышены в течение пяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, с которого применяется налоговая ставка.

Указанная ставка применяется в этих регионах с 01.01.2015, то есть 2019 год – последний, который попадает в указанный пятилетний срок.

Но с 01.01.2019 утратила силу ч. 2 ст. 4 Закона Республики Крым от 19.11.2014 № 7-ЗРК/2014 «О налоге на имущество организаций». А согласно этой норме организациям, занимающимся производством сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственным производственным кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам налоговая ставка была установлена в размере 0,5 % при условии, что выручка от реализации произведенной ими продукции (работ, услуг) от основной деятельности составляла не менее 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Эти организации, как и другие крымские, будут платить налог по ставке 1 %.

В статье 6 Закона Республики Крым № 7-ЗРК/2014 перечислены немногочисленные льготы по налогу на имущество, которые предоставляются местным плательщикам этого налога. С 01.01.2019 количество этих льгот сократилось. Так, больше не будут освобождаться от уплаты налога объекты размещения отходов (утратил силу абз. 7 п. 1 ч. 1 названной статьи). И станут платить налог ранее освобожденные от этого крымские организации, предприятия, единственными учредителями которых являются общественные организации инвалидов или уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов (утратил силу п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Крым № 7-ЗРК/2014).

Похожее уменьшение льгот случилось в Республике Крым и в отношении транспортного налога – утратил силу п. 8 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Крым от 19.11.2014 № 8-ЗРК/2014 «О транспортном налоге».

Правда, это изменение не коснулось организаций, предприятий, единственными учредителями которых являются общественные организации инвалидов или уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Они по-прежнему освобождены от уплаты транспортного налога.

Читайте также:  Как отчитаться при закрытии ИП

Но лишились такого освобождения сами некоммерческие общественные организации инвалидов (Закон Республики Крым от 01.11.2018 № 534-ЗРК/2018).

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1.7 ст. 284 НК РФ законами Республики Крым и Севастополя могут быть установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет этих регионов, для участников свободной экономической зоны.

На этом основании в ст. 2 Закона Республики Крым от 29.12.2014 № 61-ЗРК/2014 с даты его принятия было указано, что ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет Республики Крым, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором о деятельности в СЭЗ, устанавливается с момента внесения участника в единый реестр участников СЭЗ в следующих размерах:

– 2 % – в течение 3 лет;

– 6 % – с 4-го по 8-й годы;

– 13,5 % – с 9-го года.

В законе не поясняется, с какого момента надо рассчитывать указанные года. Возможны разные трактовки, но от того, какая из них правильная, зависит, когда переходить с одной пониженной ставки на другую (чуть больше) и как заполнить декларацию в периоде перехода.

Принят Закон Республики Крым от 28.11.2018 № 542-ЗРК/2018, которым внесены существенные поправки в указанную статью. Прежде всего, теперь названные ставки могут применять только те участники СЭЗ, которые получили такой статус до 01.01.2019:

– 2 % – в течение первых трех последовательных налоговых периодов;

– 6 % – с 4-го по 8-й налоговые периоды;

– 13,5 % – с 9-го налогового периода.

К сведению:

Согласно п. 1 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

Фактически и новые формулировки не дают полной ясности, когда заканчивать применять одну пониженную ставку и начать применять другую. Но, по нашему мнению, приняв данное изменение, законодатели имели в виду следующее.

Первый налоговый период для участника СЭЗ в любом случае заканчивается 31 декабря того года, когда он получил статус участника СЭЗ. То есть этот налоговый период оказывается неполным, не включающим весь календарный год.

А вот следующие периоды исчисляются каждый с 1 января
по 31 декабря. Иначе говоря, ставку в размере 2 % получится применять, скорее всего, менее трех календарных лет.

К прибыли от деятельности в рамках СЭЗ налогоплательщик применит ставку в размере 2 % в 2018 – 2020 годах. К прибыли, полученной налогоплательщиком как участником СЭЗ в 2021 году, он должен применить ставку 6 %.

Законодатели Крыма также учли важные изменения, которые внесены в п. 1.7 ст. 284 НК РФ и применяются с 01.01.2019. Они указали, что эти ставки применяются в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ.

Кроме того, налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации каждого инвестиционного проекта в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности.

Что касается налогоплательщиков, которые получат статус участника СЭЗ в 2019 году и позднее, они тоже могут воспользоваться пониженной ставкой налога на прибыль с момента получения этого статуса и в течение всего периода действия договора об условиях деятельности в СЭЗ. И также в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом № 377-ФЗ.

Но ставка эта в течение всего названного периода равна 6 %. И применяется она не ко всем видам деятельности, даже если они осуществляются в соответствии с указанным инвестиционным проектом, а только к тем, которые перечислены в приложении к Закону Республики Крым № 542-ЗРК/2014 (хотя, надо признать, этот список достаточно обширен):

Код ОКВЭД

Вид деятельности

01

Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях (кроме 01.7)

03

Рыболовство и рыбоводство

10

Производство пищевых продуктов

14

Производство одежды

16

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

21

Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

25

Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

26

Производство компьютеров, электронных и оптических изделий

27

Производство электрического оборудования

28

Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

29

Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

30

Производство прочих транспортных средств и оборудования

31

Производство мебели

33

Ремонт и монтаж машин и оборудования

85

Образование

86

Деятельность в области здравоохранения

88

Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания

К остальным видам деятельности, которые данные налогоплательщики осуществляют в СЭЗ, они должны применять ставку 13,5 % (напомним, что речь идет о налоге на прибыль, зачисляемом в региональный бюджет).

Разумеется, раздельный учет доходов и расходов и в этом случае обязателен.

Налогообложение в крыму в 2021 году

Предлагаем сразу ознакомиться с особенностями патента, чтобы не загружать излишней информацией тех наших пользователей, которым он неинтересен или не подходит.

Плюсами патентной системы налогообложения можно назвать:

  1. Сравнительно невысокую (но далеко не всегда!) стоимость патента.
  2. Возможность выбрать срок действия патента – от одного до двенадцати месяцев.
  3. Возможность приобрести несколько патентов в разных регионах или на разные виды деятельности.
  4. Нет налоговой отчетности в виде декларации, а значит, нет и бюрократических проволочек, связанных с ее сдачей и последующей проверкой.
  5. Список разрешенных для патента видов деятельности, указанных в статье 346.43 НК РФ, местные власти могут только дополнить, а не сократить, как на ЕНВД. Так, например, в Москве ЕНВД не действует, а патент для работы в столице купить можно, что является отличным способом уменьшить налоговую нагрузку.

К минусам патентной системы налогообложения можно отнести:

  1. Патент могут приобретать только индивидуальные предприниматели, организации на этом режиме работать не могут.
  2. Виды деятельности, которые можно осуществлять на патенте, ограничены услугами и розничной торговлей в небольших магазинах.
  3. Ограничения по количеству работников здесь самые строгие из всех налоговых режимов – средняя численность не должна превышать 15 человек, при этом учитывают все виды предпринимательской деятельности, которыми занимается ИП.
  4. При выборе такого вида деятельности как розничная торговля или общепит, площадь зала торговли или обслуживания ограничивается 50 кв. м, что в три раза меньше, чем на ЕВНД.
  5. Несмотря на то, что стоимость патента рассчитывается, исходя из потенциально возможного годового дохода, по каждому патенту надо вести специальную книгу учета доходов для этого режима. Делается это для того, чтобы доходы от деятельности по всем полученным предпринимателем патентам не превышали лимит в 60 млн. рублей в год.
  6. Стоимость патента надо оплачивать в период его действия, не дожидаясь конца налогового периода, то есть налог платят не по итогам деятельности, а как бы в режиме предоплаты.
  7. Стоимость патента нельзя уменьшить за счет выплаченных страховых взносов, как это возможно сделать на УСН или ЕНВД. Правда, если индивидуальный предприниматель совмещает патентную систему налогообложения с другим режимом, то при расчете единого или вмененного налога он может учесть выплаченные страховые взносы, но только за себя. Расходы по страховым взносам за работников, занятых в патентной деятельности, учесть нельзя никак.

Первоисточником, к которому мы обратимся за дальнейшими разъяснениями, является глава 26.5 НК РФ «Патентная система налогообложения».

Если сравнить список видов деятельности, разрешенных на ПСН, с таким же списком для ЕНВД, то можно заметить явное сходство – оба этих режима ограничиваются определенным перечнем услуг и розничной торговлей (с оговорками).

Читайте также:  Как вернуть или обменять товар в ДНС

Подробнее: Виды деятельности, попадающие под патент в 2021 году для ИП

Производственная деятельность в чистом виде для этих режимов не предусмотрена, но разрешены так называемые услуги производственного характера.

Для патентной системы налогообложения такие услуги включают в себя и сам процесс изготовления, например, ковров и ковровых изделий, колбас, валяной обуви, гончарных изделий, бондарной посуды, изделий народного промысла, сельхозинвентаря, очковой оптики, визитных карточек и даже деревянных лодок.

Ограничений для ПСН немного:

  • приобретать патент могут только индивидуальные предприниматели;
  • численность работников ИП не должна превышать 15 человек;
  • патентная система налогообложения не применяется в рамках договоров товарищества или доверительного управления имуществом;
  • предприниматель теряет право на патент, если с начала года его доходы, по видам деятельности, на которые получен патент, превысили 60 млн. рублей. Если ИП совмещает режимы УСН и ПСН, то доходы от реализации учитывают суммарно по двум режимам.

До 2015 года регионом для патентной системы налогообложения признавался субъект РФ – республика, край или область.

Можно предположить, что доход предпринимателя на ПСН, оказывающего услуги в областном или краевом центре, должен быть больше, чем доход предпринимателя в районном центре или поселке этого же региона.

Стоимость же патента для них была одинакова, но и действовал он на всей территории данного региона.

Отчетность и уплата сельхозналога

Если получить освобождение о НДС, то на ЕСХН сдается всего одна годовая декларация – до 31 марта года, следующего за отчетным. Кроме того, индивидуальные предприниматели на этом режиме ведут специальную Книгу учета доходов и расходов (приложение № 1 к приказу Минфина от 11.12.2006 № 169н). Организации КУДиР не заполняют, все доходы и расходы они отражают в регистрах бухгалтерского учета.

Налоговым периодом по уплате единого сельскохозяйственного налога является год, поэтому крайняя дата его перечисления в бюджет – 31 марта года, следующего за отчетным.

Кроме того, по итогам полугодия (не позднее 25 июля) надо рассчитать и оплатить авансовый платеж, который учитывается при уплате годового налога. Положительное отличие ЕСХН от упрощенной системы в том, что здесь нет обязанности уплачивать минимальный налог.

Однако, несмотря на малое количество налоговой отчетности, этот льготный режим сложен для учета и вести его без бухгалтера или специализированных программ очень трудно. Проблема здесь заключается в учете расходов, потому что они должны попадать в перечень, указанный в статье 346.5 НК РФ, быть документально подтвержденными и направленными на получение прибыли.

Если же сельхозпроизводитель не получит освобождение от НДС, то без специалиста в учете точно не обойтись. Декларация по этому налогу — одна из самых сложных и объемных, сдается только в электронном виде. Сам налог платится в особом порядке, не похожем на другие платежи. Кроме того, огромное значение имеет подготовка документов, дающих право на зачет входящего НДС. Если не знаяться этим вопросом всерьез, можно получить значительные убытки.

Дополнительные ограничения для применения этого режима, выглядят так:

  1. Не могут работать на ЕСХН производители подакцизных товаров (алкоголь, табак и др.), а также те, кто занимается игорным бизнесом.
  2. Для того, чтобы иметь возможность перейти (для уже работающих хозяйствующих субъектов) или сохранить право на ЕСХН, налогоплательщик должен выполнять условие о том, что доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова составляет не менее 70% от всего его дохода.
  3. Если среднегодовая численность рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, не превышает 300 человек. Для сельскохозяйственных организаций такого требования нет.
  4. По размеру получаемых доходов ограничений не предусмотрено, при условии, что соблюдается требование о доле доходов не менее 70%.

Как перейти на уплату сельхозналога

Переход на ЕСХН для ИП и юрлиц – это их право, а не обязанность. Сельхозпроизводители и рыбохозяйственные организации могут также работать на упрощенной или общей системе налогообложения.

Но если выполняются все условия льготного сельхозрежима, то, в большинстве случаев, выгоднее все-же перейти на него. Напомним, что ставка ЕСХН составляет всего 6% налоговой базы (доходы за минусом расходов). А для Крыма и Севастополя в 2017-2021 годах ставка может составлять даже 4%.

Срок перехода на ЕСХН для ИП, крестьянско-фермерских хозяйств и организаций аналогичен переходу на упрощенную систему:

  • в течение 30 дней после государственной регистрации в любое время года;
  • с начала следующего года, если сельхозпроизводитель уже работает на какой-то другой системе налогообложения (в этом случае сообщить о переходе надо до 31 декабря текущего года).

Заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога заполняется на специальном бланке по форме № 26.1-1.

Пониженные тарифы страховых взносов

Льготные тарифы для отдельных категорий страхователей сохранены. В 2023 году определены несколько групп льготников, которые получили право платить налоги с зарплаты в 2023 году по сниженным ставкам (смотрите сравнительную таблицу в процентах):

Категория Тариф до 2023 года Тариф с 2023 года
СМП 15% сверх МРОТ 15% сверх МРОТ
ИТ-компании, резиденты ТОСЭР, резиденты порта Владивосток, резиденты ОЭЗ в Калининградской обл., Участники СЭЗ в Крыму 7,6% 7,6%
Социально ориентированные НКО, благотворительные организации 20% 7,6%
Участники «Сколково», создатели научно-технических проектов, создатели мульфильмов 14% 7,6%
Члены летных экипажей 0,0% 0,0%

Свобода таможенного пространства и портовых зон Крыма

Наряду с разработкой и созданием свободной экономической зоны создается ее аналог и в таможенном плане – Свободная таможенная зона. В пределах ведения СТЗ любые товары смогут использоваться и размещаться на территории СЭЗ без уплаты налогов и таможенных пошлин. Также не будут применяться меры нетарифного или неограниченного регулирования отдельных видов продукции, как принято в странах Таможенного союза. Для импорта товаров с нулевым налогообложением участникам СЭЗ необходимо будет представить свидетельство, подтверждающее участие резидента в реестре СЭЗ.

С вывозом продукции из зоны свободной экономической торговли все обстоит немного иначе. Например, если компанией приобретены товары в рамках СТЗ или конкретная продукция изготовлена при участии таких товаров, то при вывозе этих товаров с территории СЭЗ компания будет обязана доплачивать таможенные пошлины и сборы, от которых в других случаях она была освобождена, в том числе и ввозной НДС.

Экономическое взаимодействие с материковой Россией

Стоит учитывать тот момент, что любая деятельность компаний подразумевает выполнение общих положений Налогового кодекса РФ, а льготы участникам СЭЗ предоставляются лишь в отдельных случаях. Такие льготные положения могут применяться в пользу деятельности, которую осуществляет компания в рамках условий Свободной экономической зоны.

В иных случаях льготы могут быть применимы лишь при условии ведения раздельного учета, правила и положения которого также находятся в стадии разработки и планирования. Получается, что раздельный учет может быть затруднен при определенной специфике деятельности компаний, когда нужно определить рамки договора и те позиции, по которым бизнес ведется на общих основаниях.

Пример: субъект занимается консалтингом, предоставляя консультации и на территории Крыма, и в другом регионе России. При этом организация зарегистрирована в свободной экономической зоне, здесь же находится центральный офис, а филиалы – по всему материку. Но никаких ограничений и запретов участникам СЭЗ при распространении предпринимательской деятельности на другие регионы России закон не предусматривает.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *