С кем из родителей остаются дети после развода?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С кем из родителей остаются дети после развода?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если мать ребенка вышла замуж за другого мужчину, а затем развелась;
или если отец ребенка вел распутный образ жизни (был фасиком), а затем покаялся и исправился;
или если бабушка по матери сначала согласилась передать ребенка его отцу, отказавшись тем самым от своего права, а затем увидала, что он нехорош в воспитании, и захотела взять ребенка под свою опеку, то можно ли вернуть право на опеку обратно?

Развод при наличии детей

– Если жена беременна, может ли муж заявить о разводе?

– Может. Только в этом случае трехмесячный срок «гыйдда» будет продолжаться до рождения ребенка. Женщина не может выйти замуж, пока не родит. Пока жена беременна, муж обязан обеспечивать ее.

Конечно, за это время он может вернуть жену. Но после рождения ребенка считается, что «испытательный» срок завершен. Мужчина обеспечивает женщину и после рождения ребенка, дает деньги на все расходы ребенка. По шариату жена может просить у мужа деньги за то, что она этого ребенка кормит грудью. По шариату она не обязана его кормить. Она может привести ребенка к мужу и сказать – на, забирай, найди кормилицу, это твой ребенок, я уже не твоя жена.

– Если в семье были и другие дети, с кем они остаются?

– Обычно ребенок остается с матерью до того момента, как он начнет сам ухаживать за собой. У отца прав на ребенка больше. Для того чтобы растить ребенка, нужны деньги, его надо куда-то водить, защищать. Поэтому у отца больше права оставить его у себя. Казый может вынести решение оставить ребенка с матерью до достижения им 3 – 5 лет. Когда ребенок достигает возраста, когда он сам может себя обслуживать, то его возвращают отцу.

Если мать повторно выходит замуж, то ребенка тут же забирают у нее и отдают отцу. То есть ребенок не будет жить с новым мужем матери.

– Могут родители договориться и оставить ребенка с матерью?

Необходимые документы для того, чтобы отсудить ребенка

Все доводы сторон на судебном заседании должны быть аргументированы. В зависимости от оснований, из-за которых бывший муж хочет забрать сына или дочь при разводе собираются необходимые документы. Обычно необходимо:

  • исковое заявление, в котором будут представлены аргументы и требования;
  • свидетельство о разводе;
  • документ, подтверждающий отсутствие заболеваний у отца;
  • документ, подтверждающий уровень доходов;
  • справка с места жительства;
  • документ, подтверждающий благоприятные жилищные условия (акт проверки представителей органов опеки и попечительства);
  • характеристики с места работы.

Если бывшая жена не выполняет родительские обязанности, то необходимы дополнительные документы:

  • медицинское заключение о состоянии супруги (алко- или наркозависимости, психические проблемы);
  • показания свидетелей;
  • характеристики, в которые следователи, начальник, соседи или другие причастные лица описывают поведение матери.

Что должно соблюдаться при разводе и после него.

Развод – это разрыв взаимоотношений с женой, выраженный словесно или письменно, или знаком для немого. Ислам рассматривает брак как договор о совместной жизни, который лишь в крайних случаях может быть прерван путём развода.
Брак должен обеспечивать спокойствие, уверенность и стабильность как обоим супругам, так и их будущим детям. Ислам называет развод самым ненавистным Аллаху действием из тех, что Им разрешены. Об этом говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Самым ненавистным из дозволенного для Всевышнего Аллаха является развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа). Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов оказываются тщетными.

Если между мужем и женой возникает спор, который они не могут уладить сами, в дело следует вмешаться представителям семей обоих супругов, чтобы привести их к примирению, т. к. Всевышний Аллах в Коране повелевает (смысл): «Если вы опасаетесь разлада между ними (супругами), то пошлите к ним по справедливому представителю со стороны его семьи и её семьи. Если они оба (т. е. представители сторон) пожелают примирения (их), то Аллах помирит их. Воистину Аллах – Знающий, Ведающий» (сура «Ан-Ниса», аят 35).

Развод порицаем, потому что через него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая, что иногда развод неизбежен, если брак причиняет страдания супругам либо по другой причине, такой как отказ или неспособность мужа обеспечивать семью, сумасшествие супруга, потенция супруга или недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни и т.д., Создатель проявил милость к рабам Своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями.

Многие не знают предписаний, касающихся развода, и произносят бракоразводные слова, когда им вздумается и как хотят, не обращая внимания на то, когда, сколько раз и в какой форме это допустимо, а потом осознают свою ошибку и поспешность и впоследствии бегают от имама к имаму в поисках разных дорог для примирения. Чтобы не оказаться в такой ситуации, мусульманин в вопросе развода и в других шариатских вопросах должен придерживаться границ, установленных Творцом, и не переходить их.

В Священном Коране сказано (смысл): «…Таковы установления Аллаха, а тот, кто преступит установления Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе…» (сура «Ат-Талак», аят 1).

Развод предполагает произнесение вслух слов, прямо или косвенно указывающих на развод. Нет разницы, произойдёт это при свидетелях или нет, услышала эти слова жена или нет, как, например, слово «талак» (развод), т. е. имеется в виду произнесение именно этого слова в разных выражениях, как, например: «Я даю тебе развод» или «ты разведена» и т. д., или подобной фразы.

Юридической основой подобных процессов служат статья №78 СК РФ и ФЗ-124 «Об основных гарантиях прав ребенка». Чтобы принять взвешенное решение о том, с кем из родителей будет жить ребенок после развода, суд изучает все обстоятельства и принимает во внимание следующие факторы:

  • Желание родителей

Судье предстоит определить подлинные мотивы родителя, который настаивает на совместной жизни с ребенком после развода.

Нередко стремление родителей «отсудить» ребенка не имеет ничего общего с его интересами, а преследует лишь цель «насолить» бывшему мужу или жене.

Бывает, что отец убеждает окружающих в том, что мечтает жить с ребенком и заниматься его воспитанием. А на деле даже не знает, как приготовить ему завтрак, ни разу не был на родительском собрании в школе, не имеет понятия, с кем ребенок дружит, как зовут его классного руководителя, каковы его школьные успехи.

Или мать утверждает то же самое, но фактически «скинула ребенка на бабушку» и занимается карьерой или попытками устроить свою личную жизнь. Если такие факты выясняются в ходе суда, они, естественно ставят под сомнение искренность родительского желания.

  • Желание ребенка

Его спрашивают только у детей, которым больше 10 лет. Беседу проводит опытный сотрудник органов опеки, способный понять, искренен ли ответ ребенка или тот просто «повторяет то, что велели».

Что касается маленьких детей, то тут по умолчанию признается приоритет матери. Считается, что женщина лучше справляется с уходом за малышами и обеспечивает им необходимый эмоциональный комфорт. Кроме того, суд опирается на принцип Декларации о правах ребенка, в которой утверждается, что разлучать ребенка с матерью можно лишь в самых крайних случаях.

  • Моральный облик родителей

Родитель, страдающий алкоголизмом, наркоманией, пристрастием к азартным играм, ведущий аморальный образ жизни не может рассчитывать на то, что ему доверят опеку над ребенком после развода. Даже относительно «безобидные» вредные привычки вроде курения могут стать препятствием для решения суда в пользу проживания ребенка с тем или иным родителем

  • Материальные возможности родителей

Суд может принять во внимание факт более благоприятного материального положения одного из родителей по сравнению с другим. На это часто рассчитывают «богатые» мужчины, разводящиеся с неработающими женами или женами, имеющими низкий доход.

Но интересы ребенка не исчерпываются более качественным питанием, обилием одежды и гаджетов или оплатой дорогой школы. Если по другим параметрам мать может обеспечить ребенку лучший уход и эмоциональный комфорт, суд просто примет решение о назначении высокой суммы алиментов на ребенка от отца.

  • Социальная среда

Принимается во внимание общение ребенка с другими родственниками. Например, если ребенок регулярно и тесно взаимодействует с родителями отца, и совсем незнаком с бабушкой и дедушкой со стороны матери, это может послужить весомым доводом в пользу передачи ребенка отцу. И наоборот.

  • Регион проживания

Если родители после развода живут или собираются жить в разных регионах или странах, принимаются во внимание особенности этих мест. Суд выбирает оптимальные для ребенка экономические, климатические, культурные особенности территорий, где будет жить ребенок.

  • Другие обстоятельства

По словам А., в ее практике был один-единственный случай, когда она согласилась защищать позицию отца.

— Это было в 2018 году. Ко мне обратился мужчина в возрасте, преподаватель. Я сначала ему даже не поверила, потому что привыкла, что мужчины всегда врут. Он женился на молоденькой девушке, зная, что у нее есть проблемы с психикой. Муж ее жалел, изолировал от своих родных. Но когда у них родился сын, он застал супругу за тем, что она вливала смесь ребенку в рот, отчего тот захлебывался. Тогда он и принял решение развестись, чтобы с малышом чего не случилось. А мать решила с сыном уехать в Норвегию к своей матери. Этот мужчина слезно меня просил не допустить этого, потому что в таком случае он бы сына никогда не увидел: в Европе бы его просто отобрали у психически нездоровой матери. Вот тогда я поверила и взялась. Суд первой инстанции был проигран, но мы подали апелляцию и выиграли. Ребенок остался с отцом.

Запрет на развод при наличии несовершеннолетних детей

Закон устанавливает запрет на расторжение брака по желанию мужа в период беременности жены или в течение одного года после рождения ребенка. Это сделано с целью защитить материальное положение неработающей жены и малолетнего ребенка.

Обратите внимание: запрет на развод в вышеуказанном случае сохраняется также в ситуации, когда ребенок родился мертвым или умер на первом году жизни. Кроме того, закон не позволяет развестись мужу в ситуации, когда он не является отцом этого ребенка или если жена забеременела во время бракоразводного процесса.

Для подтверждения своего положения жена должна представить в суд справку из медучреждения или иные документы, подтверждающие факт беременности.

Расторжение брака в период беременности жены возможен только в двух случаях:

  • обоюдное согласие супругов на расторжение брака. В этом варианте супруги могут подать на развод в органах ЗАГСа (при отсутствии несовершеннолетних детей) или написать исковое заявление в суд и расторгнуть брак в судебном порядке;
  • беременная жена хочет расторгнуть брак. Если супруг не согласен разводиться, то бракоразводный процесс будет проходить в суде.

После расторжения брака обязанность мужа помогать материально бывшей беременной супруге не прекращается. В течение трех лет после расторжения брака мужчина должен содержать бывшую беременную или родившую менее года назад супругу, а также платить алименты на ребенка. В случае, если родители ребенка не состояли в браке, бывший супруг будет выплачивать только алименты.

Порядок и размер выплат устанавливается соглашением между супругами. Если такое соглашение отсутствует, размер алиментов, взыскиваемых на бывшую жену, определяется судом. При назначении размера выплаты суд исходит из материального состояния бывших супругов, их состояния здоровья, места проживания и иных условий.

В судебном заседании по ходатайству бывшего супруга может быть рассмотрен вопрос о снижении алиментных выплат. Для такого снижения бывший муж должен представить необходимые доказательства: потеря работы, наличие несовершеннолетних детей, тяжелая болезнь.

Ва ‘аляйкум ас-Салям ва рахматуЛлаhи ва баракату.

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение избранному пророку, его семье, и верным сподвижникам, а затем:

Ученые, не пришли к единому мнению! Поэтому, мы упомянем самое основное, и самое надежное, иншаАллаh:

Если родители развелись, и у них ребенок, а именно мальчик, то как говорит шейх Мухаммад Муса аш-Шариф: если мальчик, достигает двух летнего возраста, то он сам выбирает к кому идти.

Я добавлю: не всегда дети в это возрасте способны выбирать, бывает такое, что ребенок может выбрать одного из родителей, просто по причине того, что кто-то из них забавляет его, балует, таким образом мальчик и тянется к нему. Надо учитывать, чтобы выбор мальчика, не был связан с грехом родителей.

Для того, чтобы выбор мальчика был справедлив, оба родителей должны быть набожными, богобоязненными людьми.

К примеру, муж нечестивец, а мать праведная, и мальчик тянется к нечестивцу отцу, отдаем ли его отцу? Нет! Не отдаем, судья выносит решение в пользу матери. А если на оборот, то судья выносит решение в пользу отца, и т.д.

В данном вопросе важно учитывать пользу и вред, как сказал шейх Сулейман аль-Маджид.

Если женщина, справедлива, пусть даже не очень набожна, она сам по себе достаточно надежный человек, то как указал имам Ибн аль-Къайим, она более достойна ребенка. И вообще из книги имама Ибн аль-Къайима «Заду аль-Ма’ад» в разделе, где он разбирает эту тему, видно, что он склоняется к тому что лучше для ребенка.

Все же, ситуации могут различаться! И лучше, в данной ситуации мальчика к тому родителю, в котором он получит должное воспитание, и никто из родителей не может запретить своему сыну, посещать одного из родителей, как сказал имама Ибн Къудама!

Это что касается мальчика, а по поводу девочки, то тут вопрос еще обширней, обо всем по порядку:

Большинство ученых на том, что девочка, более достойна быть с матерью, так как именно мать знает все тонкости этого вопроса, и нужные элементы, связанные именно с девочкой.

Необходимые документы для того, чтобы отсудить ребенка

Все доводы сторон на судебном заседании должны быть аргументированы. В зависимости от оснований, из-за которых бывший муж хочет забрать сына или дочь при разводе собираются необходимые документы. Обычно необходимо:

  • исковое заявление, в котором будут представлены аргументы и требования;
  • свидетельство о разводе;
  • документ, подтверждающий отсутствие заболеваний у отца;
  • документ, подтверждающий уровень доходов;
  • справка с места жительства;
  • документ, подтверждающий благоприятные жилищные условия (акт проверки представителей органов опеки и попечительства);
  • характеристики с места работы.

Если бывшая жена не выполняет родительские обязанности, то необходимы дополнительные документы:

  • медицинское заключение о состоянии супруги (алко- или наркозависимости, психические проблемы);
  • показания свидетелей;
  • характеристики, в которые следователи, начальник, соседи или другие причастные лица описывают поведение матери.

Что должно соблюдаться при разводе и после него.

Развод – это разрыв взаимоотношений с женой, выраженный словесно или письменно, или знаком для немого. Ислам рассматривает брак как договор о совместной жизни, который лишь в крайних случаях может быть прерван путём развода.
Брак должен обеспечивать спокойствие, уверенность и стабильность как обоим супругам, так и их будущим детям. Ислам называет развод самым ненавистным Аллаху действием из тех, что Им разрешены. Об этом говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Самым ненавистным из дозволенного для Всевышнего Аллаха является развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа). Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов оказываются тщетными.

Если между мужем и женой возникает спор, который они не могут уладить сами, в дело следует вмешаться представителям семей обоих супругов, чтобы привести их к примирению, т. к. Всевышний Аллах в Коране повелевает (смысл): «Если вы опасаетесь разлада между ними (супругами), то пошлите к ним по справедливому представителю со стороны его семьи и её семьи. Если они оба (т. е. представители сторон) пожелают примирения (их), то Аллах помирит их. Воистину Аллах – Знающий, Ведающий» (сура «Ан-Ниса», аят 35).

Развод порицаем, потому что через него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая, что иногда развод неизбежен, если брак причиняет страдания супругам либо по другой причине, такой как отказ или неспособность мужа обеспечивать семью, сумасшествие супруга, потенция супруга или недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни и т.д., Создатель проявил милость к рабам Своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями.

Многие не знают предписаний, касающихся развода, и произносят бракоразводные слова, когда им вздумается и как хотят, не обращая внимания на то, когда, сколько раз и в какой форме это допустимо, а потом осознают свою ошибку и поспешность и впоследствии бегают от имама к имаму в поисках разных дорог для примирения. Чтобы не оказаться в такой ситуации, мусульманин в вопросе развода и в других шариатских вопросах должен придерживаться границ, установленных Творцом, и не переходить их.

В Священном Коране сказано (смысл): «…Таковы установления Аллаха, а тот, кто преступит установления Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе…» (сура «Ат-Талак», аят 1).

Развод предполагает произнесение вслух слов, прямо или косвенно указывающих на развод. Нет разницы, произойдёт это при свидетелях или нет, услышала эти слова жена или нет, как, например, слово «талак» (развод), т. е. имеется в виду произнесение именно этого слова в разных выражениях, как, например: «Я даю тебе развод» или «ты разведена» и т. д., или подобной фразы.

Условия для развода и расторжения никаха

Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.

Еще одним условием является соблюдения правил идды. Этот срок необходим для определения отцовства возможных детей.

Все мусульманские правовые школы считают, что нельзя давать развод женщине во время менструации. Нужно дождаться ее завершения и затем объявлять талак. Потом это время засчитывается в срок идда.

В исламе право развода в основном находится в руках у мужчины. Для расторжения брака ему достаточно просто сообщить об этом. Также он может поручить объявить об этом доверенному лицу. Еще один вариант – дать талан жене за денежную компенсацию. В этом случае мужчина озвучивает цифру, а женщина должна согласиться на нее.

Мнение богословов об обстоятельствах развода

Исламские богословы негативно относятся к разводу, но полагают, что иногда он является необходимой мерой и меньшим из зол. В этом случае талан лучше провести как можно быстрее, по возможности сохранив между супругами добрые отношения.

Имам Бухари еще в IX веке писал о здравомыслии супругов, которые принимают решение о разводе. В своем трактате он выделил целую главу, посвященную расторжению брака в состоянии ярости или сильного гнева. Мудрец полагал, что подобный талак недействителен. Также богослов считал, что не могут отвечать за свои действия люди, находящиеся в состоянии помешательства или опьянения.

Сподвижник Пророка Ибн Аббас называл талак, который объявили в состоянии опьянения, ничтожным. Он полагал, что человек в подобном состоянии не обладает рассудком и волей.

С кем остаются дети по Шариату

Имам Абу Ханифа

Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) был уважаемым муджтахидом, мухаддисом и авторитетно… Подробнее →

  1. Марьям сказал

    Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи!
    А расскажите поподробней, пожалуйста, с кем и в каких случаях должны оставаться дети. Особенно относительно того, что случается с ребенком, если родители разошлись во время беременности жены. А также расскажите как должно происходить общение ребенка со вторым родителем и должно ли оно происходить? Пожалуйста, это очень-очень важно!!!
    Джазакаллаху хайран.

  2. admin сказал

    Ассаламу алейкум! Во-первых нужно отметить, что развод — самое ненавистное из того, что Аллах
    разрешил. Потому мусульмане должны стараться сохранять брак насколько это
    возможно, прощать обиды, нанесенные друг другу и стараться помогать
    друг-другу в богобоязненности, не идя на поводу у шайтана. Если они сами не
    могут прийти к огласию, то нужно привлечь родсвенников с обеих сторон, а
    также авторитетных людей в умме, наприемр имама мечети, котороый совершал
    никах и т.д.

    Что касается ваших вопрсов:

    1. пока ребенок маленький, он остается с матерью. Особенно, если он еще не
    родился и она будет кормит его. Отец обязан содержать ребенка и материально
    помогать бывшей жене, как оплату за ее заботу о его ребенке.
    2. отец имеет право видеть совего ребенка, потому они должны составить
    договор о том, как это будет происходить. Бывшая жена при этом должна вести
    себя с бывшим мужем как с чужим мужчиной, покрываться и не встречаться с
    ним наедение и т.д.
    3. нужно отметить, что период идда (ождижания перед браком с другим
    мужчиной) беременной женщины заканчивается, когда она родит.

  3. Н.М.Д. сказал

    Мой вопрос может быть и не по этой теме нл надеюсь вы ответите на него! Если муж курит анашу должна ли жена жить с ним ? Муж не делает намаз и не держит пост разве.что иногда при том обзывает жену при любом его недоаольствии и ссоры и ее родителей и родных.жена ничего в ответ не. гов когда он зол хотя ей и трудно от него слышать такие аещи в адрес родителей.что должна делать жена в таком положении?уйти от него?учтите есть еще и ребенок. Дайте ответ пожалуйста очень важно!

  4. admin сказал

    Ассаламу алейкум! Она имеет право развестись с мужем, если он нарушает ее права. Но лучше для нее призывать его к исправлению. Но Аллах знает лучше.

  5. Марьям сказал

    Ассаляму алейкум!
    «пока ребенок маленький»… — это до какого возраста? А что происходит потом, после достижения им этого возраста? И как это происходит?

  6. Марьям сказал

    Почему же вы молчите? Пожалуйста ответьте как быть. Нужно подробно, со ссылками на достоверные источники. Будет девочка, расходимся с мужем. На время кормления грудью, она с мамой, это понятно. А потом при каких обстоятельствах, на каких условиях и с кем она остается. Прошу Вас, объясните подробно как все происходит, это очень-очень важно!!! Сейчас я чувствую себя просто уничтоженной. Муж не считает меня причастной к ребенку, который еще внутри меня. Прошу, помогите!

    • admin к записи С началом Рамадана!
    • Muslim к записи С началом Рамадана!
    • admin к записи Её муж сидит с женщинами-немахрам и ей это не нравится

    Пророк говорил: «Самый ненавистный Аллаху вид дозволенного — это развод. Разводитесь с женами только лишь из-за дурного нрава». Здесь под «дурным нравом» подразумевается крайняя форма, которая не поддается исправлению, и в отношении которой нет сил и возможности проявлять терпение.

    Так, желательным действием в исламе считается развод со скандальной женщиной, не выполняющей какое-либо обязательное условие шариата. Например, не является грехом развод с женщиной, которая не читает обязательные молитвы.

    Расторжение — прекращение брака (никаха), при котором муж получает компенсацию от жены.

    У кого остается ребенок после развода родителей?

    Хидана – это права на воспитание ребенка до определенного срока. Это право принадлежит матери ребенка. Однако с юридической точки зрения мать не обязана делать этого. То есть она не может быть принуждена к тому, чтобы смотреть за детьми и воспитывать их. Однако в том случае, если нет никого другого, кто мог бы взять на себя воспитание детей, мать обязана смотреть за ними и воспитывать их.

    Мать обязана воспитывать и защищать свою дочь до девяти лет, а сына до семи лет . Дальнейшее воспитание и защита ложится на отца.

    Даже если мать ребенка не является мусульманкой, все равно ребенок передается ей на воспитание. Однако в том случае, если станет очевидным, что воспитание, которое она дает детям, не соответствует нормам ислама и отдаляет ребенка от религии, то в этом случае ребенка забирают у матери и передают на воспитание другому родственнику. А эта мать утрачивает право на воспитание ребенка.

    Чтобы сохранить права на воспитание, мать ребенка не должна выходить замуж за постороннего мужчину и должна быть способна обеспечивать и оберегать своих детей.

    Разведенная женщина, вышедшая замуж за другого мужчину, а также имеющая недостатки в умственном развитии или целомудрии, утрачивает право воспитания. Но если ее новый муж примет ее детей и возьмет на себя ответственность за их воспитание, то в этом случае дети не могут быть отобраны у матери и переданы отцу. Однако бывший муж имеет право видеть своих детей в любое время.

    Если у ребёнка, достигшего возраста мумайиза (7-8 лет), развелись родители, или же ребёнок, который находился на воспитании у матери, достиг такого возраста, то его оставляют у того из родителей, кого он выберет. Без разницы, кто выбор будет делать — мальчик или девочка. Но если тот, кого он выберет, будет сумасшедшим, нечестивцем, кяфиром или же матерью, которая вышла замуж, право на воспитание переходит к другой стороне.

    Ребёнок, у которого нет отца, выбирает между матерью и дедушкой со стороны отца. Также он имеет право выбрать своего брата или дядю со стороны отца вместо матери. Если ребёнок, например, сначала выбирал отца, а потом мать, то его отдают матери. Если сын выбирает мать, он остаётся ночью у матери, а днём у отца. Если сын выбирает отца, то отец не имеет права запрещать сыну навещать мать. Если мать хочет навестить сына, то отец не имеет права запретить ей это. Если дочь выбирает отца, он имеет право запретить ей навещать свою мать, но не имеет права запрещать матери навещать свою дочь. Если дочь выбирает мать, то она остаётся у нее днём и ночью, а отец имеет право навещать её, соблюдая рамки Шариата.

    Если ребёнок выбирает обоих (и мать, и отца), то между ними бросают жребий. Если ребёнок никого из них не выберет, то отдают матери. Если один из родителей отправляется в путь, то ребёнка оставляют у того, кто остаётся дома. Если же ребёнок, будь то мальчик или девочка, заболеет, то мать предпочтительней для присмотра за ним, так как она более жалостлива к нему. Если отец согласится, чтобы мать смотрела за больным ребёнком в его доме — то можно; а если нет – то ребёнка переносят в дом матери.

    В случае, когда родители разведены, необходимо проявить осторожность, чтобы между матерью и отцом ребёнка не произошло уединения без третьего лица, ибо это запрещено в Исламе. Если же мать заболеет, то отец не имеет права запретить детям, будь то мальчик или девочка, навещать её и ухаживать за ней. Если же мальчик или девочка, достигшие возраста мумайиза, выбрали мать, то отец не должен оставлять их без внимания. Отец должен контролировать воспитание, обучение и всё прочее.

    Также на отца возлагаются все расходы, связанные с обучением, кормлением, покупкой одежды и так далее.

    Мы постараемся кратко коснуться вопроса, заданного одной из сестер: кем воспитывается ребенок, потерявший отца, если его мать выходит замуж, и какие права мать имеет на этого ребенка.

    До тех пор, пока мать не выйдет замуж за другого, она имеет больше прав на детей, как указывает на это хадис о женщине, муж которой после развода хотел забрать сына себе, и слова Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, сказанные этой женщине: “Ты имеешь больше прав на него, до тех пор, пока не выйдешь замуж”. (Абу Дауд).

    Сказал Ас-Сананий: “Этот хадис является далилом на то, что мать имеет больше прав на опеку своего ребенка, если отец захочет забрать его у неё”. “Законоположение, на которое указывает этот хадис не вызывает разногласий; на основании его выносил судебные решения Абу Барк, а затем Умар”.

    “Хадис также указывает на то, что мать, выйдя замуж, теряет право на опеку, и это мнение большинства ученых… Однако аль-Хасан и Ибн Хазм (ученые захиритского мазхаба) сочли, что она, выйдя замуж, не теряет права опеки, на что они использовали как доказательство тот факт, что Анас ибн Малик воспитывался у своей замужней матери, также как Умм Саляма вышла замуж за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и ее сын остался на ее попечении, а также дочь Хамзы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, присудил её замужней тёте по матери…” (Субулю-с-салям).

    Если же пара всё-таки решила развестись окончательно, то делёж имущества между ними зависит от ряда факторов.

    1. Все личные вещи, а также недвижимость и иные предметы, которые принадлежат одному из супругов, остаются за ним и после развода (поскольку в фикхе право собственности носит личностный характер). Положение мужа как главы семьи не распространяется на имущество жены, и лишь она вправе распоряжаться своей собственностью. В суре «Женщины» сказано:

    О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно (4:29)

    2. При заключении брака обязательным условием, согласно Шариату, считается махр – свадебный дар, который жених преподносит невесте. Он остаётся у жены в тех случаях, когда развод происходит по инициативе мужа. Доводом тому служит аят суры «Ан-Ниса»:

    Если вы пожелали заменить одну жену другой и если одной из них вы подарили кантар, то ничего не берите себе из этого (4:20)

    Если же развод инициирован супругой, то она обязана вернуть махр мужу. Мудрость этого заключается в том, чтобы женщины не превращали брак в средство заработка.

    3. При наличии совместного имущества (жильё, бизнес) и заранее оговоренных долей при его разделе разводящиеся обязаны придерживаться взаимных соглашений. Если же условия раздела не были оговорены изначально, то такая собственность делится пополам. В суре «Корова» сказано:

    Разведённых жён полагается обеспечивать разумным образом (2:241)

    Если же кто-то из супругов получил некую собственность в дар или наследство или же владел ею до вступления в брак, то это имущество не будет считаться совместным.

    Для развода в Исламе должна быть веская причина, только тогда он будет дозволен. Ислам порицает желание женщины развестись со своим мужем, если у нее нет достаточных на то оснований или серьезных причин, и даже Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что «женщина которая желает развестись со своим мужем, но причин для этого серьезных нет, не почувствует даже запаха Рая».

    Для того, чтобы состоялся развод, в Исламе достаточно только слов мужчины, поэтому муж мусульманин должен следить за тем, что он говорит, поскольку слова, которые положат конец семейной жизни, могут быть как прямыми, так и иносказательными – к разводу могут привести слова, сказанные случайно, в гневе.

    Муж-мусульманин может давать развод жене всего два раза, после каждого раза он должен прерывать с ней интимные отношения, талак данный три раза с коротким промежутком времени или даваемый в течении всей супружеской жизни является окончательным. Наличие свидетелей при даче развода не нужны.

    У каждого народа – своя традиция и культура, и если у мусульманских народов произнесение слов «Я развелся с тобой» означают развод, то у некоторых других мусульманских народностей могут стать сигналом к завершению семейной жизни даже такие слова, как «Иди, куда хочешь, ты свободна!». И если у семейной пары действительно было намерение прекратить свои супружеские отношения, то эти слова сделают развод действительным. Также могут стать свидетельством состоявшегося развода объявление об этом, сделанное мужем жене по телефону или посредством интернета.

    Для совершения развода талак ар-радж‘и Ислам требует соблюдения нескольких условий:

    1. развод должен быть четко сформулирован произнесением определенных слов: мужчине следует сказать прямо и четко своей жене: «Ты разведена»;
    2. если мужчина использует вместо четкого произнесения о совершении развода какие-то завуалированные выражения, то ему нельзя использовать в своих словах частицы, которые усиливают фразы, указывая на окончательный разрыв супружеских отношений – это наличие таких фраз, как «С этого момента ты отвечаешь за себя сама!»;
    3. мужчина не должен использовать в своих словах усилительные частицы и фразы, так как они могут привести к окончательному и безвозратному разводу, то есть талак баин;
    4. число «три» или «третий» мужчина не должен произносить в своей речи, а также числа больше трех, поскольку максимум двукратным является развод талак ар-радж‘и, а все, что имеют число больше, являются безвозвратными разводами.

    Если все эти условия соблюдены, то развод будет относиться к типу талак ар-радж‘и, и тогда мужчина свою жену может вернуть без того, чтобы повторно заключать брак и выплачивать махр.

    Малое (байнуна ас-сугра) и великое расставание (байнунат аль кубра) предполагают определенные результаты.

    Результаты байнуна ас-сугра или малого расставания:

    • только один или два раза может состояться такой развод, и воссоединение супругов может быть только через повторный брак с выплатой махра;
    • поскольку при малом расставании брак не считают окончательно расторгнутым, то на мужчине будет лежать материальное обеспечение женщины, и женщина может, если хочет, остаться жить в доме мужа;
    • при байнун ас-сугра махр аль муаджаль требуется выплатить немедленно;
    • при байнун ас-сугра в случае смерти одного из супругов, другой право на наследование сохраняет.

    Результаты байнунат аль кубра или большого расставания:

    • супруги окончательно разведены, и право мужа на трехкратный талак использовано;
    • мужчина и женщина начинают становиться недозволенными друг для друга, им запрещено вступать в половые отношения, и воссоединиться они уже не могут. Для их воссоединения необходимо, чтобы женщина вышла замуж за другого мужчину, с которым прожила бы в его доме семейной жизнью, развелась или естественным путем овдовела, а после этого выждала идду;
    • пока не окончится идда, женщина имеет право на то, чтобы мужчина нес ответственность за ее материальное обеспечение, оставаться в доме мужчины до окончания идды, но она должна вести себя по отношению к мужу по-другому, не как супруга, а как совершенно чужая для него женщина;
    • право наследования при большом расставании аннулируется;
    • мужчина должен выплатить женщине необходимый махр аль муаджаль.

    С точки зрения религии:

    В первую очередь хочу дать оценку с точки зрения религии Вашему общению с этой женщиной. Мужчине и женщине, которые не приходятся друг другу близкими родственниками, между которыми брак по Исламу запрещён и которые не состоят в законном по Исламу браке, запрещено уединяться, а также общаться, прикасаться друг другу, смотреть и т. п. Всё это может повлечь за собой совершение одного из самых мерзких и тяжких грехов в Исламе – незаконной половой связи (зина). Предостерегая верующих от подобного общения, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пусть не уединяются мужчина и женщина, ибо третьим среди них будет сатана (который непременно попытается подтолкнуть их к совершению греха)».

    لا يخلون رجل بامرأة فإن الشيطان ثالثهما

    Есть много хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), в которых перечисляются обоснованные причины женитьбы на женщинах, говорится, на ком предпочтительнее жениться, т. е. по каким критериям выбирать себе жену. Среди этих критериев есть и такой, чтобы девушка была ранее незамужней, но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) призывал в первую очередь обращать внимание на религиозность девушки, на соблюдение ею предписаний Всевышнего. Если Ваша девушка является таковой, если она живёт по Исламу, т. е. практикует его, а не просто, как говорят, этническая мусульманка, если она порядочная, у которой не запятнанное прошлое, то могу посоветовать Вам только взять её в жены! Никто из нас не знает, что его ожидает в будущем. Особенно непредсказуемой может оказаться судьба женщины, поскольку она в отличие от мужчины, даже если будет хорошей, красивой, милой, порядочной… всё равно может оказаться разведённой (ибо судьба её брака находится не в её руках, а в руках мужчины, которому она доверилась). Тот факт, что она разведена, нисколько не умаляет её достоинства и никоим образом не говорит о её плохом поведении и т. п. Ещё раз повторюсь: если она религиозная и порядочная, можете жениться на ней без тени сомнений, невзирая на ревность или что-либо ещё! Ведь и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не обратил внимания на то, что его избранница Хадиджа (да будет ею доволен Аллах) была замужем до него, причём дважды, и имела – так же, как и в Вашем случае – двоих детей! Он не мешкая и без ревности согласился на её предложение и взял её в жёны, поскольку она была одной из самых достойных женщин Аравии. А достоинство её заключалось не только в знатной родословной и богатстве, но в первую очередь в её личностных чертах: в её благом нраве и порядочности! И все остальные жёны Пророка (мир ему и благословение), кроме Айши (да будет доволен ими всеми Аллах), тоже были ранее замужними. Возьмите пример с Посланника Аллаха (мир ему и благословение), ведь он был самым умным и мудрым человеком, и Вы никогда не разочаруетесь!

    Шариат позволяет мужчине взять в жёны ту, которая ему по душе (если нет обоснованной по Шариату причины, препятствующей этому), даже если родители не одобрят его выбор. Но надо помнить, что в их благословении бывает благодать. Естественно, это не означает, что брак, заключённый без согласия или одобрения родителей жениха, обречён. Но брак, заключённый с их согласия, непременно будет благодатным, ведь в этом есть проявление к ним почтения, плюс к этому их мнение ещё бывает и мудрым, ведь они повидали за свою жизнь больше. Поэтому постарайтесь добиться благословения Ваших родителей на этот брак. До заключения мусульманского брака Вам необходимо прекратить общение с этой женщиной, поскольку это грешно.

    Давать развод (талак) следует однократно

    Ибн ‘Аббас, да будет доволен им и его отцом Аллах, рассказывал:

    «Когда Абу Рукана дал развод Умме Рукане, то посланник Аллаха ﷺ сказал ему:

    رَاجِعِ امْرَأَتَكَ

    «Верни свою жену!».

    Тогда тот сказал:

    إِنِّي طَلَّقْتُهَا ثَلاَثاً

    «Поистине, я дал ей развод трижды».

    Пророк ﷺ сказал:

    قَدْ عَلِمْتُ رَاجِعْهَا

    «Я знаю об этом, верни ее!»» (Абу Дауд 2196, Хаким 3817,Байхакы 14763, АбдурРазак 11334. Шейх Альбани назвал хадис хорошим).

    Абу Дауд сказал об этом:

    أَنَّ رُكَانَةَ إِنَّمَا طَلَّقَ امْرَأَتَهُ الْبَتَّةَ فَجَعَلَهَا النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَاحِدَةً

    «Рукана дал жене окончательный (трёхкратный) развод [за один раз], и пророк ﷺ засчитал ему это как однократный развод».

    Из этих хадисов становится ясно, что если муж сказал, что разводит жену три раза, это засчитывается за один развод.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *