Субъект федерации в международном праве и проблема его статуса

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субъект федерации в международном праве и проблема его статуса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Продолжают действовать временные ограничения въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, оформления и выдачи виз и приглашений, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. № 635-р.

Соглашения субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами: понятие и правовая природа

Макарова А.В.студентка 3 курса РГУП

На сегодняшний день проблема правового статуса субъектов федеративных государств, в частности субъектов Российской Федерации и их правоспособности в сфере международных правоотношений является достаточно актуальной.

Это объясняется тем, что, во-первых, объективно развивающиеся процессы глобализации, интеграции национальных экономик, формирование межгосударственного единого экономического пространства, расширение культурных связей позволяют субъектам федерации выстраивать и развивать сотрудничество с иностранными партнерами. Во-вторых, отсутствием системного правового регулирования участия субъектов федерации во внешнеэкономических, культурных и иных отношениях, неопределенностью как в международном, так и в российском праве природы договоров, заключаемых субъектами федерации с административно-территориальными образованиями иностранных государств.

В науке международного права получила развитие позиция, согласно которой субъекты федеративных государств есть особые субъекты международной системы [1], участники «негосударственных международных отношений» [2], такие отношения в современной доктрине принято называть трансграничными [3]. Из этого следует, что договоры, заключаемые субъектами Российской Федерации с субъектами или административно-территориальными образованиями иностранных государств, будут носить трансграничный характер.

В соответствии с п. «к» и «л» ст. 71 Конституции РФ в исключительном ведении Российской Федерации находятся: внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, а также внешнеэкономические отношения.

При этом в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласно п. «о» ст.

72 Конституции РФ, находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Таким образом Конституция РФ допускает участие субъектов Российской Федерации в так называемых трансграничных отношениях. Данный вывод подтверждается положениями Федерального закона от 04.01.1999 г.

№ 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями ) (далее — ФЗ № 4), который заложил основы правового обеспечения международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, равно как и полномочий федеральных и региональных органов государственной власти в этой области [4].

В частности, в соответствии с п. 1 ст.

1 ФЗ № 4 предусматривается, что субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с: 1) субъектами иностранных федеративных государств;2)административно-территориальными образованиями иностранных государств; 3)органами государственной власти иностранных государств (с согласия Правительства РФ).

Субъекты Российской Федерации имеют право участвовать в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели.

Помимо гражданских правоотношений, страны участвуют и в процессуальных, а также располагают юрисдикционным иммунитетом согласно основополагающим особенностям равенства всех стран.

Понятие суверенитета подразумевает следующие правовые нормы:

  • принцип равенства всех стран;
  • каждая страна располагает правом на полный суверенитет;
  • любое государство должно пользоваться уважением, правом на структурную целостность, а также правом на независимость в решении политических вопросов;
  • каждой страной должен честно исполняться долг и возложенная ответственность.

Понятие иммунитета заключается в следующем:

  • государство без добровольного волеизъявления не подсудно судебным органам другой страны;
  • невозможность взыскания имущества одной страны без ее воли другим государством;
  • невозможность принудительного исполнения решения суда, которое было вынесено одним государством в отношении другого, без волеизъявления последнего.

Виды иммунитета:

  • юрисдикционный иммунитет государств – судебные органы одних стран не располагают правом привлечь другое государство для несения ответственности, однако при наличии воли последнего допускается;
  • иммунитет государств от мер принудительной специфики для обеспечения исполнения требований иска – в отношении одной страны и ее собственности другим государством не могут быть приняты обеспечительные меры, например, наложение ареста на государственное имущество;
  • иммунитет государств от принудительной процедуры исполнения решения суда – постановление может быть исполнено государством лишь добровольно;
  • иммунитет имущества страны – государственная собственность, которая находится на территории другого государства, неприкосновенна;
  • иммунитет государств от использования иностранного права –применение к правоотношениям с участием иностранного государства зарубежного права возможно только с согласия данного государства.

Нормы об иммунитете государства, его видах и ограничениях

Данные нормы в законодательстве Российской Федерации прописаны в различных актах:

  • ФЗ № 225 – контракты с иностранными лицами могут предусматривать отказ страны от судебного иммунитета, в отношении обеспечения исковых требований и исполнения решения суда;
  • ст. 401 ГПК РФ – исковые требования в судах Российской Федерации к зарубежным странам в отношении привлечения последних к ответственности, наложению ареста на имущество зарубежного государства, которое находится в Российской Федерации, возможны к реализации только с согласия соответствующих компетентных органов зарубежного государства;
  • ст. 251 АПК РФ – зарубежное государство, как носитель власти, имеет судебный иммунитет по предъявленным искам на основании вышеуказанных требований истцов в арбитражных судах Российской Федерации.

В научной практике сложились виды иммунитетов, выраженные в различных теориях:

  • теория абсолютного – данный вид подразумевает, что страна без своего волеизъявления обладает неподсудностью иностранным судебным структурам;
  • теория функционального – данный вид предусматривает, что страна отказывается от иммунитета в определенных сферах деятельности;
  • теория ограниченного – при использовании этого вида иммунитет не применяется в отдельно взятых случаях, например, при наличии международного договора, регламентирующего запрет на использование иммунитета.

Особенности, касающиеся защиты прав и интересов лиц зарубежных государств, прописаны в различных актах.

ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ” объясняет, что зарубежный инвестор обеспечивается полной защитой прав и законных интересов при нахождении в пределах Российской Федерации.

Такая защита регулируется не только данным ФЗ, но и другими законами и актами РФ, а также заключенными Российской Федерацией международными договорами.

Правовое регулирование внешнеэкономических сделок: понятие, основные признаки

  • Двустороннее сотрудничество Российской Федерации с отдельными европейскими государствами в сфере обеспечения энергетической безопасности

    ГОРШУКОВА Ю.Д. — 2011 г.

  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ

    МАРКОВ К. — 2010 г.

  • НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СТОРОНА МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

    ДЖАНТАЕВ Х.М. — 2013 г.

  • ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО СТАТУСА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ

    ДЖАНТАЕВ Х.М. — 2013 г.

Структура генерального соглашения обусловлена охватываемыми документом проблемными аспектами. Так, норматив регламентирует следующие вопросы:

  1. Особенности экономической политики РФ. В данном разделе прописываются идеи и предложения по модернизации экономической модели страны, ее обновлению и обеспечению прогрессивного роста. Предложение об обновлении экономики, в частности, связано с предоставлением возможности трудящимся лицам развить не только их профессиональный потенциал, но и личные возможности в социальном и личностном плане. Помимо этого, также предлагается сформировать в производственном направлении трудовой деятельности особые условия, которые позволят динамике экономического роста стать устойчивой, а также повысят конкурентоспособность каждого отдельного бизнес-субъекта.
  2. Способы повышения общего благосостояния граждан РФ. Подразумевается увеличение уровня зарплаты, сторонних доходов, а также уровня жизни в целом. В рассматриваемом разделе отражаются положения, целью которых является корреляция прилагаемых усилий всех сторон соглашения, следствием чего должна стать организация определенных мероприятий. Они должны быть направлены на увеличение объема доходов сотрудников каждого отдельного предприятия, а также на защиту их прав в случаях, если наниматель обанкротится. Помимо указанного, раздел содержит идеи и предложения по повышению уровня жизни трудоустроенных граждан.
  3. Способы содействия в официальном оформлении трудовых отношений между нанимателями и подчиненными. Подразумевается стимулирование граждан и оказание помощи в трудоустройстве, и, как следствие, сокращение количества безработных лиц, развитие трудового рынка РФ. Документ фиксирует гарантии для субъектов, участвующих в соглашении.
  4. Разрешение вопросов, связанных с социальным обеспечением граждан.
  5. Проведение мероприятий по охране безопасности труда, в частности, в промышленном и экологическом направлениях. Генеральное соглашение регулирует формирование, разработку и введение различных регламентирующих нормативов, позволяющих наладить эффективную реализацию позиций законодательства страны в этих вопросах.
  6. Решение частных проблемных аспектов социально-экономической направленности. Подразумеваются нюансы районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. Данный раздел регулирует особый перечень мероприятий, направленный на улучшение уровня жизни в указанных местностях.
  7. Партнерство сторон соглашения в сфере социального и делового направлений деятельности. Помимо этого, также осуществляется контроль действий всех сторон договора. В данном разделе определены обязанности участников соглашения по исполнению возложенных на них функций. Субъекты соглашения обязуются развивать и совершенствовать качество положений трудового законодательства, принимая во внимание изменчивые тенденции экономики страны.
Читайте также:  Новое в отчетности с 2023 года

В частности, мероприятия по содействию трудоустройству населения направлены на:

  • подготовку рабочих кадров, создание кадровых ресурсов, их сохранение, а также поступательное улучшение профессионального потенциала сотрудников и его стратегическое развитие;
  • введение и совершенствование порядка сезонных работ студентов, а также субъектов с официально зафиксированной инвалидностью;
  • формирование новых должностей, рабочих мест, способствование учреждению новых компаний, повышение качества трудовой деятельности и т.д.

Социальное обеспечение трудоустроенных граждан заключается в осуществлении таких направлений защиты прав трудящихся:

  • страхование подчиненных;
  • мероприятия по социальной защите молодых матерей и их отпрысков;
  • привлечение инвестиций и частного капитала в социальную сферу жизнедеятельности компании;
  • обеспечение пенсионеров соответствующими выплатами, а также целостное совершенствование пенсионной системы РФ;
  • создание такого порядка действий, нормативов или комплексной системы, которые бы позволили регламентировать государственные стандарты в сфере социальной жизни трудоустроенного населения.

Обеспечение безопасности труда в промышленной и экологической сферах, в частности, предполагает осуществление следующих мероприятий:

  • совершенствование управления в части безопасности труда, предотвращение травмирования сотрудников на производстве, а также профилактика профессиональных заболеваний хронического характера;
  • мотивация нанимателей в части исполнения всех предписаний по охране трудовой деятельности;
  • модернизация и последующее совершенствование системы медицинских осмотров, развитие локальных медицинских структур (например, медпунктов на предприятиях) и т.д.

Мероприятия, направленные на решение локальных социальных проблем в районах Крайней Севера и приравненных к ним территориях, заключаются в следующем:

Любое соглашение призвано регламентировать определенный в его тексте вид отношений между хозяйствующими субъектами.

Уместно выделить такие виды социально-партнерских соглашений в зависимости от их уровня:

  1. Генеральное соглашение, которое регламентируется на федеральном уровне. В нем фиксируется перечень принципов, посредством исполнения которых достигается цель подписываемого документа. В частности, основной задачей подобного норматива является регламентация социально-трудовых отношений в текущей производственной деятельности. Важно отметить, что федеральное значение может носить также отраслевой договор.
  2. Межрегиональный документ, фиксирующий общие правила регулировки социально-трудовых отношений между представителями 2-х и более федеративных субъектов страны.
  3. Региональный договор — предполагает локальный уровень регламентации федеративным субъектом России. Определяются рассматриваемые правила для конкретного региона страны.
  4. Отраслевое тарифное соглашение обозначает правила оплаты и иные условия трудовой деятельности, а также соцгарантии и преференции для сотрудников отдельной отрасли.
  5. Территориальный договор — регламентирует социально-трудовую жизнь населения в конкретном городе, районе или ином населенном пункте.

Общими задачами всех приведенных соглашений является:

  1. Повышение качества условий трудовой деятельности рядовых рабочих субъектов, (в частности, увеличение заработных плат).
  2. Проведение грамотного управления в части обеспечения безопасности трудовой деятельности и улучшения оказываемых гражданам бытовых услуг.
  3. Законодательная регламентация гарантий, обеспечиваемых каждому трудоустроенному гражданину РФ.
  4. Помощь в трудоустройстве населению, обеспечение переквалификации для получения нового места работы.

Контроль исполнения всех положений заключенного соглашения осуществляют представители сторон-участников договора, а также организации по труду соответствующего уровня.

Согласно 24 и 45 статьям Трудового Кодекса, законодательством предусматривается несколько разновидностей социально-партнерских соглашений. Рассмотрим все эти соглашения в таблице.

Таблица 1. Виды социально-партнерских соглашений

Наименование Описание
Генеральное Соглашение, действующее на федеральном уровне и устанавливающее основы функционирования трудовых отношений при осуществлении производственных задач. Пункты ГС носят наиболее глобальный и общий характер, который уточняется частными договорами
Межрегиональное Фиксирует детали регуляции трудовых отношений, устанавливающихся между федеративными субъектами России (самих субъектов может быть от двух и больше)
Региональное Региональные соглашения берут за основу генеральное соглашение и воплощают его принципы на территории конкретных регионов. РС подразумевает локальную регламентацию федеративным субъектом
Отраслевое тарифное Данное соглашение ответственно за установку правил оплаты труда и прочих деталей, составляющих трудовую деятельность сотрудников предприятий. Также оно оговаривает социальные гарантии для работников конкретной направленности
Территориальное Договоры такого типа контролируют социально-трудовую активность граждан в конкретно взятом населенном пункте и предполагают наименьшую степень обобщения по сравнению с ГС или МС

Право международных договоров как отрасль международного права

Современное право международных договоров представляет собой отрасль общего международного публичного права, состоящую из приведенных в систему обычно-правовых и договорно-правовых принципов и норм, устанавливающих основания действительности договора, порядок его заключения, введения в силу и действие, применения, изменения, приостановления действия, прекращения, регистрации и официального опубликования.

В 1969 г. на дипломатической конференции в Вене была принята Конвенция о праве международных договоров, заключаемых между государствами, которая вступила в силу в 1980 г. (далее — Венская конвенция 1969 г.). Венская конвенция 1969 г. является основополагающим универсальным договорным кодификационным актом, своеобразным «договором о договорах». Большинство ее норм и принципов, имея обычно-правовое происхождение, получило договорную форму, точное изложение их действительного юридического смысла. Государства, не участвующие в этой Конвенции, ссылаются на нее как на источник обычного права международных договоров.

Регистрация и опубликование международных договоров

Регистрация и опубликование международных договоров не являются стадиями заключения международных договоров, потому что осуществляются после того, как процесс заключения договоров окончен и они вступили в силу.

Действительность, юридическая сила и обязательность международного договора не зависят от его регистрации и опубликования. Зарегистрированные и опубликованные и незарегистрированные и неопубликованные международные договоры действительны и имеют одинаковую юридическую силу. В этом состоит отличие незарегистрированных международных договоров от некоторых незарегистрированных контрактов внутреннего права, которые, не будучи зарегистрированными, не считаются заключенными. Международно-правовое значение регистрации и опубликования международных договоров состоит в достижении публичности в сфере договорной деятельности государств. Пределы этой гласности определяют сами договаривающиеся государства.

В соответствии с обычно-правовой практикой международные договоры подлежат международной регистрации и опубликованию в следующем порядке.

Вступивший в силу подлежащий международной регистрации договор в зависимости от его характера направляется для регистрации в секретариаты ООН, ИКАО, МАГАТЭ, МОТ и (или) других регистрирующих организаций, например региональных организаций, таких как Лига арабских государств и др.

Обязанность международной регистрации международных договоров в соответствующих секретариатах международных организаций несут не организации, а сами государства — участники договора.

Зарегистрированные в Секретариате ООН международные договоры публикуются Секретариатом ООН в официальных сборниках международных договоров «Treaty series» на языке подлинника вместе с английским и французским переводами и рассылаются государствам — членам ООН.

Кроме международной регистрации договоров существует внутригосударственная регистрация. Официальным регистрирующим органом в России является МИД России.

Различают официальное и неофициальное опубликование международных договоров. Для того чтобы опубликование текста договора считалось официальным, оно должно быть выполнено в установленных нормой права специальных или назначенных для этого средствах печати. Официальное опубликование международных договоров называется промульгацией. Неофициально опубликованные тексты международных договоров не подлежат официальному применению. Международное опубликование многосторонних договоров, принятых в рамках СНГ, осуществляется в специальном издании «Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств».

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДИСТРИБЬЮТОРСКОГО ДОГОВОРА

В настоящее время, учитывая стремительное развитие рыночной экономики, причем как мировой, таки национальной, участие иностранных коммерческих организаций в гражданском обороте на территории Российской Федерации, постоянно растет. В силу действия принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ), граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Поэтому, становясь участниками хозяйственного оборота, иностранные коммерческие организации используют привычные им договорные конструкции, одной из которых является дистрибьюторский договор. Дистрибьюторский договор не поименован в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации и заимствован из других современных правовых систем. По причине существования дистрибьюторского договора в системе российского права, необходимо определить его место среди других договоров, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности. Поскольку отсутствует единый подход к пониманию дистрибьюторского договора в научных исследованиях, необходимо определиться с квалификацией данного договора в юридической и правоприменительной практике. На сегодняшний день под дистрибьюторский договор рассматривается как договор поставки; как договор поставки с предоставлением услуг по поиску покупателей; как агентский договор; как договор возмездного оказания услуг; как смешанный договор.

Итак, если обратиться к международному законодательству, международным негосударственным рекомендательным актам, то вст. IV.E.-5:101 Модельных правил европейского частного права определяют дистрибьюторский договор, как договор, по которому одна сторона (Поставщик), обязуется на постоянной основе поставлять другой стороне (Дистрибьютору), продукцию, которую последний обязуется покупать, принимать, оплачивать и продавать от своего имени и в своих интересах третьим лицам. В документе определены виды дистрибьюторских договоров, а именно они разделены на исключительные, избирательные и исключительные договоры о закупках. Исключительный дистрибьюторский договор определен как договор, по которому поставщик обязуется на определенной территории или для определенной группы потребителей осуществлять поставку товара только одному дистрибьютору. По избирательному дистрибьюторскому договору поставщик обязуется поставлять продукт только дистрибьюторам, отвечающим определенным требованиям. В силу исключительного договора о закупках дистрибьютор обязуется покупать, принимать и оплачивать продукт только у определенного поставщика или у указанного им лица[2].

Читайте также:  Как правильно передать машину при продаже?

С.А. Андреева определяет дистрибьюторский договор как соглашение, по которому дистрибьютор распространяет и продвигает товара от своего имени и за свой счет на определенной территории и (или) определенному кругу покупателей, а также оказанию иных сопутствующих услуг, а поставщик обязуется соблюдать эксклюзивное право продажи дистрибьютора. Так же она определяет, что основная цель дистрибуции заключается в расширении зоны торговой деятельности, экономии материальных и трудовых ресурсов с возможностью ускорения совершения торговых операций[1].

По мнению Д.П. Стригуновой, дистрибьюторский договор — это соглашение между дистрибьютором и грантором, являющимися иностранными лицами по отношению друг к другу и / или осуществляющими регулярную деятельность на территории различных государств, в силу которого дистрибьютор, действуя от своего имени и за свой счет, обязуется систематически приобретать у грантораопределенные товары (договорные товары) и продавать их на закрепленной за ним территории (договорная территория) в течение продолжительного периода времени (определенный или неопределенный срок), а также осуществлять юридические и фактические действия, связанные с организацией продаж договорных товаров, за осуществление которых грантор уплачивает дистрибьютору вознаграждение[8].

А.А. Серебрякова определяет дистрибьюторский договор как договор, по которому дистрибьютор, приобретая товар у поставщика, обязуется уплатить за него цену и осуществить сбыт и продвижение этого товара на определенной территории[7].

Обращаясь к судебной практике, следует отметить, что, несмотря на наличие споров, вытекающих из дистрибьюторских договоров, его определение судами не дается. Квалификация судом договора как дистрибьюторского, зависит от условий, являющихся предметом договора. Анализируя судебную практику, можно прийти к выводу, что суды квалифицируют данные договорные конструкции как договоры поставки или смешанные договоры, применяя к нему соответствующие положения гражданского законодательства. Так, по иску о взыскании денежных средств на основании дистрибьюторского договора, удовлетворены исковые требования в полном объеме, на основании положений ГК РФ о договоре поставки товаров. Употребляя термин «дистрибьюторский договор», суд применил к договору нормы ГК РФ о договоре поставки[4]. В другом решении суд по исковому заявлению об истребовании оборудования от ответчика квалифицировал дистрибьюторское соглашение, заключенное между истцом и ответчиком, как смешанный договор, применив к отношениям сторон по поставке товара нормы о договоре поставки, а к отношениям связанным с временным владением и пользованием оборудования нормы о договоре аренды[5]. Также, в одном из постановлений, суд квалифицировал дистрибьюторский договор, заключенный сторонами, как смешанный и содержащий в себе элементы агентского договора, договора купли-продажи и поставки[3].Существует судебная практика, согласно которой арбитражные суды квалифицируют дистрибьюторский договор как самостоятельный непоименованный вид договора и применяют к нему общие положения ГК РФ о договорах и обязательствах, без применения норм об определенных видах договоров. Так, суд удовлетворил исковые требования о взыскании задолженности по дистрибьюторскому договору с эксклюзивными правами, ссылаясь на общие положения ГК РФ о договорах и обязательствах без ссылки на нормы Особенной части ГК РФ[6].

Прекращение соглашения

Соглашение между работодателем и сотрудником ориентировано непосредственно на результат будущего труда, который нужно достигнуть после выполнения заданий и задач в срок. Если заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, то оно выступает лишь определенным средством для выполнения обязательств сотрудником.

Дополнительное соглашение к договору, форма которого отличается от трудового договора, не регламентирует норм и условий труда.

Соглашение о расторжении договора подписывается по инициативе работника и работодателя и констатирует прекращение договора. Помимо этого, соглашение о расторжении договора может подписываться после истечения срока действия документа, после чего возможно прекращение действия документа. Соглашение о расторжении договора предусматривает аннуляцию всех условий, которые регламентирует трудовое соглашение. Расторжение трудового договора по соглашению сторон также может происходить в судебном порядке.

Виды договоров инвестирования

Классифицируем договоры в зависимости от целей инвестирования и других условий соглашения, выделяемых сторонами как существенные.

Основные — договоры инвестирования по ФЗ от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».

От договоров инвестирования, в которых с обеих сторон выступают частные лица, следует отличать государственные контракты, подписываемые на основании указанного Федерального закона. Такие контракты заключают в целях строительства или реконструкции государственных объектов капитального строительства или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность при реализации бизнес-проектов.

Заключение контрактов осуществляется на основании ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Их отличительной чертой являются инвестиции в форме капитальных вложений.

Капитальные вложения — это те же инвестиции, но направленные исключительно в основной капитал (основные средства предприятия). Речь идет о проектно-изыскательских работах, модернизации уже действующих предприятий, обновлении машин, вводе современного технологичного оборудования, обновлении инструмента и инвентаря.

Специальные инвестиционные контракты (СПИК)

Относительно новым инструментом взаимодействия государства и частного бизнеса является специальный инвестиционный контракт (СПИК). Заключение СПИК носит разрешительный характер и урегулировано в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» и в ФЗ от 31.12.2014 № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации». Самостоятельное заключение СПИК субъектом Российской Федерации регулируется правовыми актами самого субъекта Российской Федерации.

Все заключенные СПИК включают в специальный реестр — базу данных, содержащую наиболее полную информацию об актуальном статусе контракта. Инвесторы отчитываются о соответствии реализации проекта планам-графикам и подтверждают обоснованность выполненных работ по инвестиционному контракту.

СПИК — это договор, по которому частная сторона в определенный срок обязана создать на территории России (в том числе на континентальном шельфе, в особой экономической зоне) новое производство промышленной продукции либо модернизировать действующее производство, либо освоить производство такой продукции, которая еще не имеет аналогов в России, а публичная сторона гарантирует стабильность налоговых и других условий в отношении целевой продукции и предоставляет частной стороне другие специальные меры стимулирования и государственной поддержки.

Внедрение и разработка современных технологий позволяет осуществлять производство инновационной продукции, способной конкурировать на мировом рынке. Перечень технологий, в которых заинтересовано государство, формируется и актуализируется Правительством РФ.

Понятие соглашения 2S Вопросы, регулируемые соглашениями; Виды соглашений Особенности некоторых соглашений 4 Участники соглашений Соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полно­мочными представителями работников и работодателей на Фе­деральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и тер­риториальном уровнях в пределах их компетенции. Соглашение может предусматривать взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие виды соглашения: генеральное (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне), ре­гиональное (устанавливает общие принципы регулирования со­циально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ), отрас­левое или межотраслевое (определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отрас­лей), территориальное (предусматривает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соот­ветствующего муниципального образования) и иные. К иным относятся соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным на­правлениям регулирования социально-трудовых и других непо­средственно связанных с ними отношений. По договоренности сторон, участвующих в коллективных пере­говорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторон­ними. Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заклю­чаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Генеральное соглашение заключает­ся только на федеральном уровне с участием Правительства РФ, например, генеральное соглашение между общероссий­скими объединениями профсоюзов, общероссийскими объеди­нениями работодателей и Правительством РФ на 2002 — 2004 годы. Состав участников соглашений зависит от уровня (вида) за­ключаемого соглашения. Участниками соглашения могут быть:

• при заключении генерального соглашения — общероссийские объ­единения профсоюзов, общероссийские объединения работодате­лей, Правительство РФ; при заключении регионального соглашения — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнительной власти субъекта РФ; при заключении отраслевого (межотраслевого)соглашения ­соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения ра­ботодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган по труду субъекта РФ (Минтруда РФ, если соглашение заключается на федеральном уровне); • при заключении территориального соглашения — соответст­вующие профсоюзы и их объединения, объединения работодате­лей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления. Профсоюзы и иные уполномоченные работниками представи­тельные органы не вправе требовать от органов исполнитель­ной власти, не являющихся работодателем или представителем работодателя, заключения с ними двусторонних соглашений.

Читайте также:  Когда и какие платить налоги и взносы при увольнении сотрудника

В вопросе о месте международного частного права в юридической системе можно выделить три основных подхода.

1. Международное частное право относится к системе международного права – международно-правовая концепция.

2. Международное частное право входит в систему внутреннего права государства – цивилистическая концепция.

3. Международное частное право – «полисистемный продукт», или межсистемный комплекс, который частично относится к международному публичному праву, а также частично к внутригосударственному праву, такая концепция получила название системной.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Международное частное право тесно связано как с международным публичным правом, так и с национальным правом государства, прежде всего с отраслями частного права.

2. Несмотря на тесную связь с международным публичным правом, международное частное право входит в систему внутреннего национального права государства. Этот вывод жестко предопределяется предметом правового регулирования, а именно частноправовыми отношениями, осложненными иностранным элементом. Международное частное право регулирует отношения между такими субъектами (физическими и юридическими лицами), которые находятся под юрисдикцией государства и, следовательно, под действием его внутреннего права. Однако механизм международно-правового регулирования не приспособлен для регулирования отношений между физическими и юридическими лицами.

3. В системе внутреннего права международное частное право не является частью гражданского, семейного, трудового и иных отраслей права, оно занимает самостоятельное место, является самостоятельной отраслью права со своим специфическим предметом и методом регулирования, поскольку гражданско-правовые, трудовые и иные частноправовые отношения составляют единый предмет международного частного права.

4. Вопреки названию международное частное право имеет национальную природу, в отличие от международного публичного права, единого для всех государств, международное частное право существует в рамках национального права отдельного государства.

Что касается доктрины международного частного права, то в разных государствах вопрос о предмете данной отрасли рассматривается по-разному.

В работах английских авторов рассматриваются как коллизионные вопросы выбора права, так и вопросы подсудности, т. е. правила о том, какие споры по правоотношению с иностранным элементом должны рассматриваться местными судами, а какие судами других государств.

Во Франции доктрина относит к международному частному праву прежде всего нормы о гражданстве, имея в виду правила о французском гражданстве, в курсах и учебниках традиционно рассматриваются положение во Франции иностранцев, т. е. правила внутреннего материального права по широкому кругу вопросов (въезд, пребывание, имущественные и иные права), и только после рассмотрения этих двух комплексов изучаются вопросы коллизий законов и международной подсудности. Германские юристы международное частное право сводят к коллизионному праву. По мнению алжирского ученого, в современных условиях международное частное право не может быть ограничено только коллизией. Для юристов Чехии и Болгарии характерен подход, согласно которому к области международного частного права относятся как коллизионные нормы, так и материально-правовые. Польские авторы и венгерские правоведы обычно сводят международное частное право к коллизионному праву с добавлением вопросов так называемого международного гражданского процесса.

В своей основе система российского международного частного права, предметом которого являются отношения частноправового характера, возникающие в условиях международной жизни, близка к пандект-ной системе отечественного гражданского права с ее Общей и Особенной частями. Нормы, регламентирующие семейные и трудовые отношения, осложненные иностранным элементом, формируют подсистему международного частного права. Высокая степень обособления характеризует комплексы норм международного частного права, действующих в области торгового мореплавания и трудовых отношений (система этих норм нередко обозначается как международное частное морское право и международное частное торговое право).

Система международного частного права в общем виде включает в себя нормы, регламентирующие:

1) защиту прав и интересов российских субъектов права за рубежом;

2) правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, иностранных юридических лиц как участников международного гражданского оборота;

3) участие государства, международных организаций, их представителей и должностных лиц в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом;

4) основания возникновения и порядок осуществления вещных прав, включая право на инвестиции;

5) договорные и внедоговорные обязательства;

6) исключительные права и результаты интеллектуальной деятельности;

7) отношения по наследованию;

8) семейно-брачные отношения;

9) трудовые отношения;

10) международный коммерческий арбитраж и международный гражданский процесс. Правоотношения и соответственно правоположения, названные выше, входят в систему норм международного частного права постольку, поскольку они специально предназначены для регулирования правоотношений, осложненных иностранным элементом.

Вопрос о системе международного частного права имеет два аспекта.

1. Нормативный состав международного частного права как самостоятельной отрасли права и его система.

2. Система правоведения учебного курса.

Что касается системы учебного курса, то ее можно разделить на две части: Общую и Особенную. В Общую часть международного частного права как науки входят вопросы, которые описывают наиболее общие положения, которые охватывают международное частное право в целом. Сюда можно отнести разделы, в которых описываются: общие понятия, предмет и система международного частного права, источники, гражданско-правовое положение физических, юридических лиц, государства как участника гражданско-правовых отношений. Также в общей части международного частного права как учебного курса раскрывается его история.

Особенную часть международного частного права как учебного курса обычно составляют такие разделы, как: право собственности и другие вещные права, правовое регулирование иностранных инвестиций, договорные обязательства, обязательства из причинения вреда, семейное, наследственное право, трудовые отношения, рассмотрение споров в судебном порядке. Таким образом, здесь рассматриваются те нормы, которые регулируют частноправовые отношения, которые осложнены иностранным элементом.

Термин «международное частное право» – американский, связанный с именем основоположника американской доктрины международного частного права Джозефа Стори, который впервые привел данный термин в комментариях к конфликтному праву (1834 г.).

Начиная с 40-х гг. ХIХ в. к этому термину стали обращаться и в европейских странах.

В России термин «международное частное право» был введен в научный оборот Н.П. Ивановым, автором написанной в 1865 г. в Казани работы «Основание частной международной юрисдикции», которая положила начало развитию в нашей стране науки международного частного права.

В дореволюционной литературе в области международного частного права в ХIХ в. и в начале ХХ в. наибольшей известностью пользовались труды следующих ученых: Н.П. Иванова, К. Малышева, Ф.Ф. Мартенса, Пиленко, Казанского. Разработка данных проблем, в отличие от международного публичного и гражданского права, началась в России сравнительно поздно.

В 1859 г. известный русский цивилист Д.И. Мейер в своих чтениях по русскому гражданскому праву изложил основные положения учения Савиньи о коллизиях закона.

Древнерусскому цивилисту К.И. Малышеву принадлежит заслуга в разработке учения о так называемых межобластных коллизиях, которое было весьма актуально в дореволюционной России. Объяснялось это тем, что на ее территории в то время действовали законодательные акты различных правовых систем (Свод законов России, Гражданский кодекс Наполеона).

Систематичную разработку вопросов международного частного права осуществил Ф.Ф. Мартенс в 11-м томе своего курса «Современное международное право цивилизованных народов» 1896 г.

В этом фундаментальном труде, переведенном на ряд языков, автор, выдающийся русский юрист и дипломат, исходит из норм связанности суверенного государства некоторыми основными началами международного частного права, выработанными в процессе межнациональной общины.

Под международным частным правом Мартенс понимал совокупность юридических норм, определяющих применение к данному правовому отношению заинтересованного лица в международном обороте права или закона отечественного или иностранного государства.

Профессор Мартенс исходил из международно-правовой концепции международного частного права. Следует отметить большую деятельность ученого в области кодификации международного частного права, он был первым делегатом на Гаагской конференции по международному частному праву и избирался ее вице-президентом.

Широким подходом к международному частному праву отличились работы профессора Казанского, который относил к международному частному праву не только коллизионные нормы, как это делал Мар-тенс, но и нормы материального права.

В этой связи Казанский говорил о двух задачах: создать всемирный гражданский оборот и обеспечить каждому конкретному лицу определенную совокупность прав; определить, законы каких государств должны применяться к тем или иным отношениям между лицами.

Международному гражданскому праву он посвятил особенную часть своего учебника, в которой определил общие начала, т. е. понятия и правовую природу международного гражданского права, он также говорил о договорах и кодификации данного права, упоминал о столкновениях (коллизиях)законов, дал анализ отдельных норм.

Таким образом, несомненная заслуга Казанского состоит в том, что он не ограничивал международное частное право рамками коллизионного права, хотя и не всегда последовательно проводил данную точку зрения в своих работах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *