Банкротство иностранных граждан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство иностранных граждан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Арбитражные суды вправе рассматривать банкротные процессы в отношении граждан других государств только в отдельных случаях. По нормам ст. 247 АПК РФ, между иностранцем и территорией РФ должны быть тесные связи. И суд должен установить эти связи.

Какие условия предусмотрены для граждан иностранных государств для банкротства?

В частности, допускается банкротство, если:

  1. Человек постоянно проживает на территории РФ. Для установления места жительства рассматривают различные доказательства — показания свидетелей, назначение корреспонденции и так далее. Исследуются и формальные (сведения из органов об учете) и неформальные факторы.

    В качестве примера приведем постановление Московского округа по делу № А40-187534/2017. Здесь рассматривалась возможность банкротства женщины с гражданством Украины. В результате суд подтвердил, что признание несостоятельности возможно, поскольку она живет в г. Москва.

  2. Человек владеет имуществом на территории РФ. В деле № А40-248865/2016 (опять же!) банкротился гражданин Украины. Суды сочли это допустимым, поскольку он владел долями в уставных капиталах в компаниях России. Кроме того, раньше у него было гражданство РФ.
  3. Человек ведет активную трудовую или экономическую деятельность в России. В деле № А40-186978/2015 банкротился гражданин Германии. АС Московского округа решил, что признание несостоятельности иностранного гражданина допустимо, хотя суды нижестоящих инстанций придерживались другой позиции.

Но суд округа принял во внимание следующие факты:

  • человек в России был ИП;
  • человек занимался бизнесом в РФ;
  • должник также руководил юрлицами в российских компаниях.

Еще одна причина, по которой в РФ возможно банкротство — это налоговые взаимосвязи. Как правило, это относится к бизнесменам и предпринимателям. В целом суды стараются выявить различные обстоятельства, которые привязывают человека к РФ.

Эта позиция четко прослеживается из постановления 9-го ААС по делу № А40-233232/2019.

Банкротился гражданин Германии. Суд счел признание несостоятельности в РФ допустимым на основании следующих факторов:

  • у него в России есть жена и дети;
  • он руководит компанией, зарегистрированной в форме ООО;
  • он является собственником недвижимости в РФ;
  • он принимает активное участие в форумах РФ;
  • у него есть вид на жительство в РФ;
  • регистрация его жительства зафиксирована в г. Москва.

Но банкротство будет сложно признать, если связей с Россией вы привели недостаточно. Например, в банкротстве гражданина Канады суд счел нужным прекратить рассмотрение дела.

Как признать банкротство, если вы — не гражданин РФ?

Итак, с правом на признание несостоятельности мы уже разобрались. Теперь осталось понять — как правильно подготовиться к процедуре с учетом изложенных особенностей.

Отметим сразу: у каждого Арбитражного суда своя практика. Если вы сунетесь с заявлением в злополучный суд г. Санкт-Петербурга, то вы рискуете потерять время. Скорее всего, через 1-2 недели вы узнаете, что суд вернул ваше заявление, и оспорить его решение можно в Апелляционной инстанции. К этому следует быть готовым.

Итак, несколько факторов, которые нужно учитывать в банкротстве иностранца:

  1. Заявление подаем в АС по месту регистрации. Например, в деле № А56- 77369/2018 суд указывает, что место жительства подтверждается регистрацией в органе регистрационного учета. Если банкротится предприниматель, то подтверждающим документом выступает выписка ЕГРИП.

    Если вы — кредитор, и место жительства должника для вас остается неизвестным (и при этом должник живет за границей), то заявление следует подавать в суд по месту последнего жительства должника.

  2. Необходимо подготовить документы, которые являются доказательством тесных взаимосвязей должника с РФ. Например, документы об имуществе на территории РФ, справки из места работы, кредитные договоры с российскими банками и нести другие данные.

Отметим, что эти же правила касаются кредитов — им необходимо привести в заявлении доводы, которые доказывают привязку гражданина к России.

Сама процедура банкротства будет протекать в таком же порядке, как и в отношении российских граждан. В первую очередь вам придется найти финансового управляющего для дела, и только потом составлять заявление и готовить пакет документов.

Банкротство иностранца в Российской Федерации — Юридическая консультация

Сергей Литвиненко

Консультаций: 4

Иностранный гражданин вправе инициировать в отношении себя процедуру несостоятельности (банкротства) на территории РФ на основании следующего.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Статьей 1196 Гражданского кодекса РФ установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.

При этом необходимо отметить, что Федеральный закон от 26.10.

2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) не содержит каких-либо ограничений для признания иностранных граждан банкротами российскими арбитражными судами по правилам российского законодательства.

Так, в соответствии с п. 5 ст. 1 Закона о банкротстве к регулируемым этим законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения указанного закона, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Следовательно, Закон о банкротстве допускает участие иностранных кредиторов в российских процедурах банкротства.

Что касается интересов возможных кредиторов должника, в том числе иностранных, необходимо отметить, что введение российским судом процедуры банкротства по российскому законодательству само по себе не может нарушать их права, так как им предоставлена возможность участия в процессе.

Аналогичным образом вопрос разрешается и в отношении имущества иностранного гражданина, расположенного за рубежом. Так, введение российским судом процедуры банкротства по российскому законодательству не является препятствием для включения их в конкурсную массу и реализации, поскольку в силу абз. 3 п. 1 ст. 213.

26 Закона о банкротстве в отношении имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, выносится отдельное определение, исполнение которого осуществляется по правилам процессуального законодательства государства, на территории которого это имущество находится, или в соответствии с международными договорами РФ с государством, на территории которого это имущество находится.

Более того, возможность признания иностранного гражданина несостоятельным (банкротом) подтверждается также имеющейся на настоящий момент судебной практикой арбитражных судов (см., например, определение Арбитражного суда Ямало-ненецкого автономного округа от 0.06.2016 по делу № А81-6187/2015; определение Арбитражного суда города Москвы от 10.10.2016 по делу № А40-186978/15-44-335Б).

Таким образом, необходимо констатировать, что иностранный гражданин при наличии предусмотренных законом оснований вправе инициировать процедуру признания его несостоятельным (банкротом) в арбитражном суде РФ в соответствии с требованиями российского законодательства. Тем более что соответствующая судебная практика, подтверждающая такую возможность, к настоящему времени уже имеется.

Сказали спасибо:

Комментарии к ст. 2.6 КОАП РФ

1. В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина России двойного гражданства не умаляет его прав и не освобождает от обязанностей, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.) иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В упомянутом Законе урегулированы вопросы, связанные с установлением порядка временного пребывания, временного и постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, определены основания отказа в выдаче или аннулирования соответствующих разрешений, условия участия указанных лиц в трудовых отношениях, порядок регистрации этих лиц. Установлены порядок депортации иностранных граждан и лиц без гражданства в случае несоблюдения срока пребывания или проживания в Российской Федерации (ст. 31), а также порядок административного выдворения этих лиц за пределы Российской Федерации (ст. 34).

Законом РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изм. и доп.) установлено, что лица, не являющиеся гражданами РФ и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ в соответствии с Конституцией РФ, законами и международными договорами РФ.

Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.) определены основания для выдачи визы иностранному гражданину или лицу без гражданства на въезд в Российскую Федерацию и разрешения на выезд из России, порядок въезда-выезда и транзитного проезда через территорию России (ст. ст. 24 — 31 указанного Закона).

Читайте также:  Функция привязки социальной карты к смартфону появится в Москве в 2023 году

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» определил порядок осуществления миграционного учета, перечень сведений, фиксируемых при его осуществлении, права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в указанной сфере, систему органов миграционного учета и их полномочия.

Правительством РФ утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (Постановление от 15 января 2007 г. N 9) (с изм. и доп.), а также приняты нормативные правовые акты по вопросам определения субъектами РФ потребностей в привлечении иностранных работников, правила подачи соответствующих уведомлений работодателями.

В КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иммиграционных правил (ст. ст. 18.11, 19.27), за незаконное осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации, за незаконное привлечение этих лиц к трудовой деятельности (ст. ст. 18.15, 18.16 и др.).

Находясь на территории России, иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица обязаны соблюдать правила, установленные для граждан РФ и российских юридических лиц. ГК РФ указывает, что установленные гражданским законодательством правила применяются в отношениях с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. В Налоговом кодексе РФ подчеркивается, что иностранные организации обязаны выполнять установленные этим законом правила и несут за их нарушения ответственность, в том числе и административную, наравне с российскими юридическими лицами.

На иностранных граждан, иностранных юридических лиц, а также на лиц без гражданства распространяются нормы Особенной части КоАП РФ, за исключением ряда норм, согласно которым ответственность могут нести только российские граждане и организации (например, за нарушение правил воинского учета, правил пользования документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, и др.).

Вместе с тем иностранные граждане и лица без гражданства обязаны строго соблюдать установленные именно для этих лиц правила миграционного учета, т.е. учета их перемещений, связанных с въездом в Россию, транзитным проездом через территорию России, передвижением по территории России при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах России либо выездом из России. В Кодекс также включены нормы, предусматривающие ответственность только иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства (см. комментарии к ч. 2 ст. 18.4, ст. ст. 18.5, 18.8). Кодекс предусматривает специфическую именно для иностранных граждан и лиц без гражданства меру административного наказания — административное выдворение за пределы Российской Федерации (см. комментарий к ст. 3.10).

2. Часть 2 комментируемой статьи специально подчеркивает, что иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства несут равную с российскими гражданами и юридическими лицами ответственность за административные правонарушения, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (см. комментарии к ст. ст. 8.16 — 8.20, 19.4).

3. Часть 3 комментируемой статьи решает вопросы иммунитета иностранных граждан от административной юрисдикции Российской Федерации. При этом дается отсылка к федеральным законам и международным договорам РФ. Согласно нормам международного права (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций 1946 г., Венская конвенция о представительствах государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., и др.) и основанным на этих документах двусторонним международным договорам Российской Федерации к административной ответственности не могут быть привлечены главы иностранных дипломатических представительств (послы, посланники, поверенные в делах), члены дипломатического персонала (советники, торговые представители, военные атташе, иные должностные лица, первые, вторые и третьи секретари посольств и некоторые другие лица, входящие в состав дипломатического персонала), члены их семей. Иммунитет от административной юрисдикции распространяется также на консульских представителей и на определенный круг консульских должностных лиц, на членов их семей. Иммунитет от административной юрисдикции РФ распространяется также на полномочных представителей международных организаций универсального характера (ООН, ее специализированных учреждений и др.).

Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлен особый порядок регистрации иностранных граждан, имеющих дипломатические привилегии и иммунитеты, и членов их семей (ст. 22).

В соответствии с международными обычаями и взаимными договоренностями государств иммунитетом от административной юрисдикции пользуются члены государственных, парламентских, правительственных делегаций при осуществлении официальных визитов в Российскую Федерацию.

Возможно ли банкротство иностранных граждан, проживающих в России

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции).

Классификация иностранных граждан:

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:

Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Основания и процедура признания лица беженцем:

  • обращение с ходатайством о признании беженцем;
  • предварительное рассмотрение ходатайства;
  • принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
  • выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
  • рассмотрение ходатайства по существу;
  • принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
  • выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

В соответствии с Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 (далее – Правила) иностранные граждане, временно пребывающие, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства в Российской Федерации, подлежат постановке на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 Федерального закона от 18 июня 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 109-ФЗ).

Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом № 109-ФЗ и международными договорами.

По прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия, уведомить территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Уведомление территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации администрацией гостиницы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.

Ответственность за отсутствие регистрации иностранного гражданина

Во время оформления законного нахождения в стране указывается адрес пребывания. Если иностранец не живёт в этом месте, регистрация считается фиктивной. Это уголовное преступление, описанное в статье 322.2 УК. Наказанием может быть штраф, принудительные работы или лишение свободы. Оно накладывается на собственника жилья, оформившего временное пребывание. Строгих критериев фиктивности законодательство не содержится, но на практике они могут быть такими:

  1. Регистрация слишком большого количества приезжих, без соблюдения учётной нормы площади на человека. Она различается в зависимости от региона. Например, для Москвы это 10 квадратных метров.
  2. Непригодность помещения для проживания.
  3. Ничтожно малая доля в собственности на жильё (одна сотая, одна тысячная).

В некоторых случаях возможно освобождение от ответственности. Один из них – просрочка по уважительной причине, например, тяжёлой болезни, смерти родственника или длительной командировке. Но понадобятся доказательства.

Если штраф выписали раньше, чем через 7 дней после приезда, его необходимо обжаловать. Во всех подобных случаях следует обратиться в прокуратуру. Пишется заявление, в котором подробно излагаются обстоятельства. Если прокуратура не освободит от штрафа, придётся обращаться в суд.

Уголовная ответственность тоже наступает не всегда. От неё могут освободить человека, который способствовал раскрытию данного преступления (например, сам сообщил о нём).

Ошибка № 1. При намерении продлить срок пребывания необходимо обратиться в миграционные органы заранее. Если срок действия закончился хотя бы день назад, это будет считаться просрочкой.

Ошибка № 2. При заполнении уведомления указывается цель прибытия. Если в дальнейшем выяснится, что на самом деле иностранец прибыл с другой целью, регистрация может быть признана недействительной.

Ошибка № 3. При переезде по другому адресу в пределах России необходимо переоформить регистрацию.

Пример. Гражданин Белоруссии во время отпуска приехал в Санкт-Петербург. Сначала он остановился и зарегистрировался в гостинице. Но затем встретил старого приятеля и перебрался к нему. Хозяин квартиры отправил уведомление в УФМС по почте.

Вопрос № 1. Что делать, если потерял документ о регистрации?

Следует обратиться в то отделение ФНС, которое выдало уведомление о постановке на учёт по месту регистрации. По заявлению иностранному гражданину сделают дубликат.

Читайте также:  По каким причинам могут отказать в отпуске за свой счет?

Вопрос № 2. Что нужно сделать после того, как иностранец покинул пределы России?

В соответствии со ст. 2 Федерального закона ФЗ-115 от 25.07.2002, определяющего права и обязанности иностранцев в РФ, существует всего три статуса иностранных граждан в России: временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание:

  • в первом случае у лица есть вид на жительство;
  • во втором — разрешение;
  • в третьем — виза или миграционная карта.

Больше всего прав получает обладатель вида на жительство. Постоянно проживающие иностранцы свободно передвигаются по России и работают в любом субъекте РФ по выбору. Фактически его положение ничем не отличается от гражданина РФ (помимо участия в управлении государством).

У двух других статусов есть существенные ограничения по возможности трудоустройства и ведения бизнеса. По действующему законодательству постоянно и временно проживающие имеют более весомые основания для нахождения в России — соответственно вид на жительство (ВНЖ) и разрешение (РВП). ВНЖ и РВП позволяют законно жить и трудиться в России (ВНЖ дается на 5 лет и продлевается, РВП не продлевается). РВП дает право на получение ВНЖ. По визе или миграционной карте трудиться допускается только на основании отдельного разрешения и в пределах определенного срока.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

(ФЗ «О правовом положении иностранных граждан», про вынужденных переселенцев здесь не надо!! Про беженцев чуть-чуть)

Иностранный гражданин

— физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства

[1]

— физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Безгражданство может быть абсолютным относительным. Абсолютное безгражданство – это безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство – это безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства.

В деле о «банкротном туризме» вс призвал детальнее изучать причины переезда должника

Суд обратил внимание нижестоящих инстанций на ссылку кредитора на инициирование банкротства спустя тринадцать дней после регистрации должника в другом регионе, а также на довод предпринимателя-банкрота о том, что причиной смены места жительства явилась масштабная кампания кредитора по подрыву ее деловой репутации Эксперты посчитали определение значимым для практики и отметили недопустимость формального подхода в делах о банкротстве, указав на необходимость выяснения всех обстоятельств дела и дачи оценки всем доводам сторон с целью реальной защиты прав граждан и организаций в делах о несостоятельности.

  • В Определении № 310-ЭС20-18855 от 25 марта Верховный Суд заметил, что не всегда переезд в преддверии банкротства является необычным поведением, но в целях проверки достоверности сведений о месте жительства гражданина, указанных в заявлении о признании должника банкротом, арбитражный суд вправе не ограничиваться запросом данных о его месте жительства в органах регистрационного учета, а провести более глубокую проверку.
  • Переезд перед банкротством не вызвал у судов вопросов
  • Верховный Суд посчитал, что нижестоящие инстанции поторопились с выводами

9 августа 2019 г. ИП Мария Харченко была снята с регистрационного учета в г. Благовещенске и 11 сентября зарегистрирована в г. Воронеже. Через две недели после этого ее бывший супруг Александр Харченко подал в Арбитражный суд Воронежской области заявление о банкротстве предпринимателя, а 10 октября суд возбудил банкротное дело. Позднее ООО «Бензо-Транзит» обратилось в АС Воронежской области с заявлением о передаче дела о банкротстве на рассмотрение Арбитражного суда Амурской области. Общество указывало на необычность поведения должника, а именно инициирование банкротства спустя тринадцать дней после регистрации в Воронеже. Смена регистрации произведена в период судебного процесса по делу о взыскании обществами «Бензо-Транзит» и «Бензо» задолженности с предпринимателя (иск удовлетворен решением от 23 сентября 2019 г.). При этом они о смене адреса должника извещены не были, в то время как Александр Харченко был письменно уведомлен об этом. Общество указало, что задолженность перед Александром Харченко подтверждена решением Благовещенского городского суда Амурской области, последний проживает в Благовещенске, однако настаивает на рассмотрении дела о банкротстве в Воронеже. «Бензо-Транзит» отметило, что должник и Александр Харченко являются лицами, контролирующими деятельность ООО «ТрансОйлСервис», их интересы представляет одно и то же лицо, что в совокупности с выборочным извещением кредиторов о смене места проживания не может не вызвать обоснованные сомнения в их добросовестности. Кроме того, общество «Бензо-Транзит» обратило внимание на то, что в Амурской области рассматривается множество исков с участием должника, а также ведется уголовное преследование, в отношении Марии Харченко избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Также практически все предъявившие к должнику требования кредиторы находятся на территории Амурской области. Несмотря на это, суд счел недоказанным то, что экономические интересы должника и его кредиторов сосредоточены на территории указанного региона. Ссылаясь на представленные в материалы дела договоры возмездного оказания услуг, заключенные должником (заказчиком) с ООО «Строймонтажпоставка», ООО «Компания «Дизель-Трейд», ООО «Мегаойл», ООО ТК «Оникс», он пришел к выводу, что должник осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Воронежской области. При этом суд учел, что с 11 сентября 2019 г. должник состоит на учете в МИФНС № 12 по Воронежской области. Апелляция поддержала вывод первой инстанции. ООО «Бензо-Транзит» обратилось в Верховный Суд. В кассации представители лиц, возражавших против удовлетворения жалобы, указали на отсутствие у общества «Бензо-Транзит» права на обжалование судебных актов по вопросу подсудности, поскольку последнее статус конкурсного кредитора не имеет.

Принимая решение, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС сослалась на п. 30 Постановления Пленума ВАС от 23 июля 2009 г. № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”», в котором разъяснено, что с момента принятия требования кредитора к рассмотрению судом последний приобретает статус лица, участвующего в деле о банкротстве, и соответствующие права, необходимые для реализации права на заявление возражений (в частности, на ознакомление с материалами дела в части предъявленных всеми кредиторами требований и возражений, на участие в судебных заседаниях по рассмотрению требований всех кредиторов, на обжалование судебных актов, принятых по результатам рассмотрения указанных требований).

Банкротство партнера-нерезидента

Экспортные контракты часто предусматривают отсрочку платежей. Например, на 30 или 90 дней. За это время у иностранного контрагента могут возникнуть финансовые затруднения и он не сумеет расплатиться за уже поставленный товар. Как быть в такой ситуации российскому поставщику?

Допустим, компания отгрузила крупную партию товара солидной, на первый взгляд, иностранной фирме. Договор предусматривал отсрочку платежа. Неожиданно заморский контрагент объявляет себя банкротом. Чтобы удовлетворить требования всех кредиторов, имущества «иностранца» не хватило.

В число обделенных попал и российский экспортер. Отгрузка оказалась неоплаченной, и полный пакет документов для подтверждения «нулевой» ставки НДС просто не мог быть собран. В описанной ситуации российская фирма будет обязана начислить налог на всю сумму отгрузки.

Получается, товар отгрузили бесплатно, да еще и на НДС «попали». Многие компании считают такое положение вещей несправедливым.

Их волнует вопрос: можно ли избежать уплаты «лишнего» НДС? То есть воспользоваться «нулевой» ставкой налога по фактически отгруженному товару, не представляя в инспекцию все необходимые документы?

Кодекс против нас

В Налоговом кодексе описан только один случай, когда фирма может не отдавать инспекторам выписку банка и получить освобождение от НДС, – если валютное законодательство разрешает ей не зачислять выручку на территории России (подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ).

Статья 19 Закона от 10 декабря 2003 г.

№ 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит закрытый перечень случаев, когда резиденты имеют право не зачислять деньги на счета в уполномоченных банках.

Однако такого основания, как банкротство, он не предусматривает. Поэтому какой-либо оправдательный документ, дающий фирме право не зачислять иностранную валюту на счет, в обычном порядке получить не удастся.

Судьи помогут

В данном случае решить проблему можно только через арбитражный суд. Обратиться к арбитрам следует еще и потому, что контролеры могут оштрафовать компанию за непоступление валютной выручки по пункту 4 статьи 15.

25 Кодекса об административных правонарушениях. Размер штрафа – от трех четвертых неперечисленной в уполномоченный банк суммы до ее полного размера.

Причем взять деньги могут как с организации, так и с ее должностных лиц.

К счастью, суды – на стороне фирм и предпринимателей (например, постановления ФАС Уральского округа от 5 сентября 2005 г. по делу № Ф09-3801/05-С1, ФАС Северо-Западного округа от 12 августа 2005 г. по делу № А56-35072/03, от 15 июля 2005 г. по делу № А21-9925/04-С1).

Чтобы выиграть дело, фирма должна принять во внимание рекомендации Федеральной таможенной службы, изложенные в письме от 27 декабря 2005 г. № 01-06/46464. В нем перечислены меры, которые следует предпринять организации-резиденту, чтобы исполнить свои «валютные» обязанности.

Во-первых, еще до заключения сделки необходимо убедиться в надежности иностранного партнера. Получить нужную информацию можно, направив запрос в официальные или солидные частные организации страны регистрации «иностранца». Во-вторых, контракт должен предусматривать гарантии исполнения обязательств от банка или поручителя.

Например, банковскую гарантию, оплату залога, задатка или неустойку за неисполнение обязательств. В-третьих, столкнувшись с недобросовестностью контрагента, компания должна предъявить ему претензии.

После получения ответа на них или истечения срока запроса надо подать в суд исковое заявление о взыскании с контрагента причитающейся суммы.

Если фирма выполнила все эти рекомендации, арбитры наверняка встанут на ее сторону. Положительное решение суда освободит компанию от ответственности за непоступление валюты и может послужить документом, подтверждающим право на применение «нулевой» ставки по НДС.

справка

Чтобы получить право на применение «нулевой» ставки по НДС при внешнеторговой сделке, фирма-экспортер должна представить в инспекцию пакет документов. Он состоит из контракта с инофирмой или его копии, банковской выписки, подтверждающей перечисление денег по сделке, грузовой таможенной декларации и копий товаросопроводительных документов.

У организации есть 180 дней, чтобы «порадовать» инспекторов необходимыми документами. Этот срок нужно считать с даты пересечения товарами границы. Так сказано в пункте 9 статьи 165 Налогового кодекса. Иначе придется заплатить НДС по ставке 10 или 18 процентов вместо «нулевой». Но даже когда 180 дней истекли, не все потеряно.

Читайте также:  Перерасчет размера платы за коммунальные услуги в 2023 году

Если фирма все же соберет пакет документов, бюджет возместит ей налог.

внимание

Неприятности с инспекцией при банкротстве партнера далеко не единственная проблема экспортеров. Так, если по контракту платит не покупатель, а третье лицо, контролеры могут посчитать сделку несостоявшейся.

Н. Бовша, начальник сектора налогового анализа ЗАО «ОРЛЭКС»

электронное издание100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!

Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.

Основные нюансы, связанные с процедурой банкротства

Арбитражно-процессуальная документация Российской Федерации предполагает наличие подсудности дел, которые регламентируют несостоятельность (банкротство) по местонахождению предприятия должника. Так, дело, связанное с банкротством физического лица или предприятия, происходит по месту жительства должника. Законодательной базой Российской Федерации предполагается, что в понятие «местожительство» предполагается место, где граждане проживают на протяжении определенного промежутка времени.

Все правила, указанные в соответствующих нормативных актах Российской Федерации и связанные с банкротством, могут применяться и к лицам, не являющимися гражданами Российской Федерации. Это также относится к лицам, не имеющим гражданства или иностранным юридическим лицам, если такое предусматривается законодательной базой страны.

Федеральный закон, регламентирующий миграционный учет иностранных граждан, предполагает ряд оснований, а также порядок регистрации иностранцев по определенному месту жительства на территории Российской Федерации. Исходя из этого, судебный процесс, связанный с рассмотрением дела о банкротстве иностранного гражданина, полностью отвечает всем критериям подсудности. Законодательные правки, которые предполагают наличие иностранного элемента, прописаны в соответствующем законодательстве.

Возможно ли банкротство неграждан в России?

Согласно второй статье закона «О банкротстве физических лиц», списать свои долги — объявить себя банкротом — могут только граждане Российской Федерации. Однако судебная практика заявляет другое: каждый день все большее количество иностранцев обращаются в суды с просьбами о списании долгов и получают положительные результаты. То есть, судебная практика уже заявляет о такой возможности — освободить иностранца от долгов перед российскими банками и МФО. А значит, закон о банкротстве физических лиц распространяется и на неграждан.

Как гласит закон, должник — это гражданин или юридическое лицо, которое больше не в силах удовлетворять требования кредиторов, то есть платить по долгам

Если брать это определение, то наличие гражданства для списания долгов выступает обязательным требованием. Однако есть целый ряд «но», который эту мысль опровергает.

В частности, закон не запрещает иностранцам брать кредиты в российских банках. Уже через полгода официального трудоустройства на территории страны, местные банки с удовольствием выдают негражданам кредиты, ссуды и даже ипотеки. Это прописано в банковских уставах и законе «О банковской деятельности».

Можно ли обанкротить иностранца в России

Однозначного ответа на этот вопрос до сих пор нет. ФЗ № 127 «О банкротстве» не предусматривает такую возможность, устанавливая, что банкротом может быть объявлено физическое лицо, имеющее гражданство РФ. Однако, это положение вступает в противоречие с другим законом: ФЗ № 115 «О правовом положении…» предусматривающим, что они не только пользуются правами, но и несут обязанности, наравне с гражданами РФ. За это положение уцепились судьи, пытаясь внедрить в практику банкротства по российскому закону.

Игнорируя международную практику: Регламент ЕС № 1346/2000, к которой Россия не присоединилась, суды пытаются по-своему трактовать трансграничное банкротство. Создавая прецеденты для возникновения международных конфликтов, поскольку ни одно государство не оставит без защиты своего гражданина, в отношении которого российский суд примет решение о банкротстве, в отсутствии законодательной базы и исходя из произвольного толкования национального законодательства.

Степень ответственности в деле о банкротстве

Любое физическое лицо, независимо от страны проживания, несет юридическую ответственность в рамках так называемого «личного закона». Правовая система страны, которой выданы документы о гражданстве, является приоритетной при рассмотрении дела и вынесении судебного решения. Таким образом, частные лица, имеющие второе гражданство, кроме российского, подчиняются именно российскому законодательству, если проживают на территории РФ. Правовая система России в данном случае является «личным законом» иностранных граждан, проживающих длительное время в России.

Законодательство РФ не предусматривает прямых ограничений в привилегиях и обязанностях граждан других стран, являющихся потенциальными банкротами. Поэтому иностранец имеет полное право заявить о своем намерении инициировать процедуру подтверждения несостоятельности. Такое право иностранца прописано в статье 62 ст.3 российской конституции. Исключения составляют случаи, указанные в федеральных законах и международных договорах.

Право иностранного гражданина на банкротство прописано также в законе о банкротстве от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Положения этого закона применяются к иностранным кредиторам, участие которых допускается в процессе в соответствии со ст.1 п.5 данного закона. Если в международном договоре предусмотрены иные правила, это регулируется на стадии рассмотрения заявления о несостоятельности.

Интересы иностранного кредитора защищаются в той же степени, что и права российского заимодателя. Процедура банкротства в России не должна наносить финансового ущерба лицам с иным гражданством. Имущество иностранных граждан, находящееся за рубежом, может быть заявлено к реализации в соответствии со статьей 216.3, п.1 закона о банкротстве. В отношении этого имущества выносится отдельное определение.

Вопросы о принятии к рассмотрению дела о банкротстве иностранца или отказе в получении статуса несостоятельного плательщика остаются в компетенции суда. Примерами разных позиций в данном вопросе служат, к примеру, случаи с Аркадием Брискиным и Натальей Кузнецовой. А.Брискин является гражданином Германии и бывшим совладельцем автомобильного дилера ГК «Независимость». Его заявление о банкротстве не было принято арбитражным судом Москвы. После подачи кассационной жалобы первую инстанцию обязали проверить факты тесной связи иностранного гражданина с Россией. Такие факты были обнаружены: собственная квартира Брискина в Москве и прописка в ней, длительное ведение бизнеса на территории РФ.

Гражданка Украины Наталья Кузнецова не испытывала препятствий с объявлением себя банкротом. Арбитражным судом Ямало-Ненецкого Автономного округа были учтены факты присутствия основных интересов должницы в России (пенсия, работа, квартира и вид на жительство). Задолженность Кузнецовой была перед банками РФ.

В 2011 году Министерство экономики предложило законопроект, касающийся трансграничного банкротства. На данном этапе этот документ не принят, но находится в стадии обсуждения. Вопрос о возможности банкротства иностранцев требует дальнейшего детального урегулирования.

Степень ответственности такой процедуры

Как происходит банкротство физического лица, если он иностранный гражданин? В ст.1195 Гражданского Кодекса РФ четко указано, что любое физическое лицо, независимо, где оно сейчас проживает, будет нести ответственность по «личному закону». Правовая система России, которая выдала нерезиденту документ о получении гражданства, является в случае судебного разбирательства приоритетной. Поэтому решение российского суда будет правомерным и законным.

Действующим законодательством РФ не предусмотрено никаких ограничений в преимуществах и обязанностях иностранных граждан, которые желают объявить себя банкротом. Поэтому нерезидент может законно заявить о своем намерении инициировать процедуру банкротства. Это право регламентируется ст. 62 Конституции РФ и Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ.

Новый пример из судебной практики

Еще одним первым судебным делом было под номером № А40-186978/2015. Истцы-кредиторы обратились в судебную инстанцию в городе Москва. Ответчиком выступил гражданин Германии, который оказался поручителем по двух кредитным займам.

Если говорить подробно про кредиты, то данный поручитель выступил гарантом коммерческой организации. В самом договоре поручительства было указано место судебного процесса – Российская Федерация. Компания не смогла платить по своим обязательствам. Кредитная организация решила взыскать с обеих сторон финансовые средства в свою пользу, однако на тот момент оба должника не имели денег, чтобы оплатить свою задолженность.

Поэтому кредиторы были вынуждены подать заявление о несостоятельности поручителя. Однако у банка-получателя долга возникла юридическая проблема – из-за иностранного гражданства он не мог исполнить вердикт российской судебной инстанции, а подать заявление в Германии кредитная организация тоже не могла, так как в договоре поручительства была указана российская юрисдикция. В итоге все-таки первичная судебная инстанция приняла заявление и открыла процесс рассмотрения дела.

Далее арбитражный суд принял решение прекратить процесс, основываясь на федеральном законе №127, а именно на пункте, где плательщиком указан гражданин, что означало следующее – по обязательствам должен выступать только российское физическое лицо. После этого кредитор подал апелляцию, которое осталось без внимания суда. И только следующий судебный орган принял решение снова открыть дело и указал, что закон о банкротстве не указывает на связь понятия плательщика долга с российским гражданством. После этого иностранный гражданин подал свою жалобу, в которой указал следующее обоснование:

Физическое лицо из Германии отметило то, что в главном законе №127 о банкротстве отсутствуют положения о неплатежеспособности иностранных граждан. Тем не менее, апелляционная инстанция не стала удовлетворять заявление иностранца, обосновав это ссылками на статью 62 российской Конституции. В соответствии с ней зарубежные лица имеют права и обязанности в том же объеме, как и российские граждане, кроме исключительных случаев. Те же пункты применимы на основе российского федерального закона №115 о положении иностранцев в правовом поле Российской Федерации: об этом указывает статья 4 данного нормативного акта.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *