Для бизнеса упростили процесс декларирования продукции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Для бизнеса упростили процесс декларирования продукции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Еще в 2022 году Минпромторг выдвигал предложения начать эксперимент по маркировке радиоэлектроники, кормов для животных, рыбной продукции, детской воды. Были разработаны и размещены на федеральном портале соответствующие проекты Постановлений, но они не получили одобрения. По состоянию на конец 2022 года, эксперименты по маркировке этих товарных групп так и не запущены.

Что изменится 1 сентября 2022 г.

ПП РФ №2425, которое вступит в силу 1 сентября 2022 года:

  • распространяется на более широкий круг продукции;

  • регулирует вопросы методик проведения испытаний для подтверждения соответствия продукции (чего не было в ПП РФ №982);

  • запрещает использование собственных доказательств и сертификатов на СМК для подтверждения соответствия без использования протоколов испытаний, проведённых аккредитованной лабораторией. Под аккредитованной лабораторией понимаются только те лаборатории, которые числятся в реестре Росаккредитации, в критериях Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Это самая большая проблема для тех, кто привык подтверждать соответствие в облегченном варианте, например, приняв сертификат ИСО 9000 в качестве обоснования. В декабре 2021 года было принято постановление, которое регулирует доказательную часть, которая уже в рамках ПП РФ №982 запрещала такой способ доказательства подтверждения соответствия как сертификат ИСО или протокол заводских испытаний. Таким путём часто пользовались производители высоковольтного оборудования и, например, изготовители и покупатели аккумуляторов.

Постановление правительства

Нормативным актом был установлен не только единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, но и определен список объектов, для которых предусмотрено принятие декларации о соответствии. Кроме этого, правительство постановило Минпромышленности и торговли разработать и принять в течение месяца с момента издания документа порядок, в соответствии с которым предоставляется информация о соответствующих категориях исполнительными структурами. Ежегодно составленный список пересматривается. Вопрос о том, какие изделия не подлежат обязательной сертификации, решается Агентством по техрегулированию и согласовывается с правительством. Минпромышленности и торговли обязано публиковать сведения, полученные от высшего исполнительного органа. Организация мероприятий по проведению обязательной сертификации была возложена на уполномоченный федеральный орган – Росстат. В некоторых случаях данные полномочия могут предоставляться и другим исполнительным структурам.

Как выше было сказано, обязательная сертификация предусматривается для продукции, которая в той либо иной степени может оказать влияние на состояние здоровья людей, имущества и природы. К примеру, все устройства, функционирующие от электросети, должны пройти процедуру проверки по системе ГОСТ. Для них также предусматривается обязательная оценка безопасности, в соответствии с требованиями определенных технических регламентов. В списке объекты, попадающие под их действие, помечаются аббревиатурой ТР. Большая часть продукции строительной промышленности не подлежит декларированию и экспертизе. При этом ее качество немаловажно для потребителей. Между тем, на практике продукты строительного назначения не принимаются компаниями, если отсутствует сертификат. Такое положение дел обусловлено высоким уровнем ответственности за использование строительного сырья, средств, принадлежностей в сооружении зданий. Таким образом, если фирма хочет осуществлять реализацию такой продукции, она должна пройти процедуру сертификации и получить документ, подтверждающий качество и надежность.

Отметим, что законодательные изменения происходят исключительно на российском национальном уровне. На уровне ЕАЭС по-прежнему и без изменений действуют Решения Коллегии ЕЭК №41 от 20 марта 2018 года и №293 от 25 декабря 2012 года, определяющие порядок регистрации деклараций и правила их оформления соответственно.

На уровне же российского законодательства вместо двух Приказов Министерства экономического развития №76 от 21 февраля 2012 года и №752 от 24 ноября 2014 года, определяющих порядок регистрации деклараций (евразийских и национальных), будет действовать вышеупомянутый Приказ №478 от 31 июля 2020 года 📄.

Читайте также:  В 2023 году социальные бизнесмены вновь смогут получить грантовую поддержку

Действие приказов №76 и №752 с 1 января 2021 года отменяется Постановлением Правительства РФ №65 от 30 января 2020 года «О признании утратившими силу нормативных правовых актов [..]» (всего этим постановлением отменяется несколько десятков документов).

Что нужно сделать без обязательной сертификации

Производитель, который выпускает продукцию, не требующую наличия сертификата, часто озадачивается и не знает, как документально оформить товар. Законом предусмотрено несколько возможностей:

  • Оформить добровольный сертификат, выпущенный на официальном защищенном бланке. Он подтверждает соответствие изделия одному из нормативных документов (ТУ, ГОСТ или ТР) или нормам, озвученным производителем.
  • Получить отказное письмо. Это документ, указывающий, что продукция не должна иметь сертификат.
  • Просто производить или продавать товар без дополнительных бумаг (такой вариант вполне подходит для простых бытовых наименований).

Все способы действий разрешены и только производитель может определить путь, который покажется рациональным.

Юристы и маркетологи рекомендуют таки оформить отказную либо сертификат. Наличие этих документов всегда вызывает доверие у клиентов и является составляющей имиджа фирмы.

Декларация соответствия

Декларация о соответствии – это официальный документ удостоверяющий, что продукция соответствует требованиям обязательной сертификации. А именно техническим регламентам, стандартам, Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), гигиеническим нормам, нормативно-технической документации и т.д. Оформить декларацию соответствия может только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации (если декларация соответствия оформляется в системе сертификации ГОСТ Р) или на территории Таможенного Союза (если декларация соответствия оформляется по техническим регламентам таможенного союза).

Декларация соответствия регистрируется сроком не более 5 лет.

Определенного бланка для декларации соответствия не существует. Декларация соответствия выдаётся за порядковым номером аккредитованным органом по сертификации на белом листе формата А4. Для декларации соответствия оформленной в системе сертификации ГОСТ Р обязательна печать органа по сертификации и заявителя. Для декларации соответствия по техническим регламентам таможенного союза только печать заявителя. Действительность данной декларации соответствия легко проверяется по базе реестров на официальном сайте Росаккредитации. Все документы сертификации оформленные у нас 100% легальны! Мы защищаем и оберегаем своих клиентов от подделок, так как наш имидж зависит напрямую от Вашего имиджа!


Отметим, что законодательные изменения происходят исключительно на российском национальном уровне. На уровне ЕАЭС по-прежнему и без изменений действуют Решения Коллегии ЕЭК №41 от 20 марта 2018 года и №293 от 25 декабря 2012 года, определяющие порядок регистрации деклараций и правила их оформления соответственно.

На уровне же российского законодательства вместо двух Приказов Министерства экономического развития №76 от 21 февраля 2012 года и №752 от 24 ноября 2014 года, определяющих порядок регистрации деклараций (евразийских и национальных), будет действовать вышеупомянутый Приказ №478 от 31 июля 2020 года 📄.

Действие приказов №76 и №752 с 1 января 2021 года отменяется Постановлением Правительства РФ №65 от 30 января 2020 года «О признании утратившими силу нормативных правовых актов [..]» (всего этим постановлением отменяется несколько десятков документов).

До 01.01.2011 п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее — Положение) предписывал учитывать затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к нескольким отчетным периодам, в составе расходов будущих периодов и списывать их в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся. Однако Приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н в названный пункт были внесены изменения. С 01.01.2011 в этой норме не упоминаются расходы будущих периодов и она звучит следующим образом: затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, определенном для списания стоимости активов данного вида. Добавим, что форма бухгалтерского баланса, утвержденная Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, не предусматривает строки «Расходы будущих периодов» в разд. II «Оборотные активы».

Читайте также:  Стоимость регистрации автомобиля в ГИБДД 2023

Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Специалисты Минфина разъяснили, как применять п. 65 Положения (Письмо от 12.01.2012 N 07-02-06/5). Если какие-либо затраты соответствуют условиям признания конкретного актива, закрепленным в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету, то они отражаются в бухгалтерском балансе в составе этого актива и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости данного актива. В ином случае такие затраты отражаются в бухгалтерском балансе как расходы будущих периодов и списываются путем их обоснованного распределения между отчетными периодами в порядке, предусмотренном организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.

Действующими нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету не определен специальный порядок признания в качестве актива затрат на сертификацию услуг, а также на декларирование соответствия продукции. Выясним, возникает ли в связи с несением данных затрат какой-либо актив, порядок учета расходов на который не регламентирован нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету. Ведь при формировании учетной политики организация вправе разработать соответствующий способ признания расходов на актив с учетом положений российских ПБУ и МСФО (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» ).

Рассмотрим порядок отражения затрат, возникающих в связи с проведением сертификации услуг и декларированием соответствия продукции, на конкретных примерах.

Пример 1. Предприятие общественного питания заключило договор на проведение работ по подтверждению соответствия продукции в форме принятия декларации о соответствии. Стоимость работ составила 47 200 руб., в том числе НДС — 7200 руб. Стоимость образцов продукции, которые были переданы для лабораторных анализов, равна 5000 руб. Оплата работ произведена в том же месяце. Срок действия декларации — 3 года. Предприятие признает обозначенные расходы в бухгалтерском учете единовременно.

Для учета изготовленных блюд, изделий предприятие использует счет 43 «Готовая продукция», к которому среди прочего открыты:

  • субсчет 43-1 «Готовая продукция на кухне»;
  • субсчет 43-3 «Образцы, переданные для декларирования».

В бухгалтерском учете предприятия будут сделаны следующие записи.

Введение ТР ТС: как это было

В Российской Федерации вплоть до 2012 года успешно функционировала внутренняя система ГОСТ Р, в рамках которой подтверждалось соответствие продукции. В дальнейшем планировалось перейти к национальным техрегламентам (ТР РФ).

Однако эту задумку не удалось воплотить в жизнь, так как с начала 2010 года был создан Таможенный союз, объединяющий Россию, Казахстан и Беларусь. В связи с этим при пересечении границ между государствами-членами союза был упразднен таможенный контроль и больше не требуется таможенное оформление. Теперь в рамках этого межгосударственного образования действует Единый таможенный тариф. Таким образом обеспечивается свободное перемещение товаров по упомянутым странам.

С 2012 года началось введение в законную силу техрегламентов Таможенного союза (ТР ТС). По мере того, как каждый из них начинал действовать, постепенно отменялась внутренняя система ГОСТ Р и российских технических регламентов. Сегодня для большинства видов продукции действуют регламенты евразийского образца, и только для нескольких категорий до сих пор необходимо в обязательном порядке подтверждать соответствие требованиям внутригосударственных документов (правительственное Постановление № 982).

Со временем произошла трансформация Таможенного союза в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Датой начала его существования стало 29 мая 2014 года, когда стороны подписали договор об объединении в союз. На сегодня его членами являются Россия, Кыргызстан, Армения, Казахстан и Беларусь. Что касается подтверждения соответствия, произошедшие изменения привели к распространению действия деклараций и сертификатов соответствия требованиям техрегламентов ЕАЭС, выданных в одной из стран союза, на всю его территорию.

Сертификаты, декларации, отказные письма: что это такое и почему на маркетплейсах без них не обойтись

Законодательство обязывает продавцов предоставлять документы, подтверждающие качество товаров и обеспечивающие безопасность для клиентов. В случае нарушений предусмотрен штраф, сумма которого составляет 300000 рублей (сюда добавляются судебные издержки). Де-юре штрафом облагается торговая платформа, де-факто – его выплачивает нарушитель, что зафиксировано в договорах на сотрудничество (с правилами партнеры соглашаются при регистрации на маркетплейсе). Однако любое недовольство клиентов связано с негативными отзывами и репутационными потерями, невыгодными для Ozon и Wildberries.

Читайте также:  Изменения законодательства с 2023 года для организаций, ИП и граждан

Списки позиций, подлежащих сертификации и декларированию, зафиксированы в Постановлении Правительства РФ №2425 (дополнительно стоит обращать внимание на Технический регламент ЕАЭС). Если продукция в документ не внесена, то нужно получать отказное письмо. Документы селлер может запросить у поставщика (производитель, продавец, импортер), если их нет – придется оформлять самостоятельно: процедуру проводят специальные центры, уполномоченные на предоставление подобных услуг.

На маркетплейсах действуют единые правила, касающиеся разрешительной документации. Например, Ozon предупреждает партнеров о том, что товары, для которых сертификат или декларация не были загружены, заблокируют (чаще всего до момента предоставления необходимой информации). В это же время торговая платформа оставляет за собой право запросить документы на продукцию из остальных категорий: их селлер должен предъявить в течение 3 рабочих дней, иначе произойдет блокировка. Помимо сертификатов, нужно учитывать сопутствующие требования. Например, для биологически активных добавок обязательно свидетельство о государственной регистрации (номер или скан-копии нужно загрузить в карточку), а молочная продукция, шубы, обувь, упакованная вода, духи, шины и другие позиции подлежат обязательной маркировке в системе «Честный ЗНАК».

Перечень товаров подлежащих обязательной маркировке в 2021 году

Чтобы составить актуальный перечень товаров подлежащих обязательной маркировке в 2021 году, достаточно обратиться к последней по времени редакции правительственного распоряжения, датированного 28-м апреля 2018 г. № 792-р. В нем каждая категория, на какой товар нужна маркировка в 2021 году, соотнесена с:

кодом по Общероссийскому классификатору продукции ОК 034-2014, утвержденному приказом Росстандарта от 31-го января 2014 г. № 14-ст;

шифром по Торговой номенклатуре Евразийского экономического союза по внешнеэкономической деятельности, опубликованной решением от имени Совета евразийской экономической комиссии, датированным 16-м июля 2012 г. № 54;

календарным днем начала маркирования предметов того или иного раздела.

Какие затраты ждут бизнес

Коды Постановление РФ № 577 утверждает стоимость одного маркировочного кода: 50 копеек без НДС и 60 с добавочной стоимостью. Это непосредственно заказ и выдача.
Печать проходит другой статьей расходов. Для маркировки остатков (особенно актуально для одежды) либо приобретают свой принтер этикеток, либо заказывают партию этикеток у сторонней компании.
Оборудование

  • Двухмерные сканеры стоят в диапазоне от 4 до 10 тысяч рублей.
  • Новые онлайн-кассы обойдутся в 15-30 тысяч (если достаточно компактных смарт-терминалов), или в 35-70 тысяч (если нужна полноценная POS-система).
  • Для складов и крупных магазинов актуален также терминал сбора данных. Бюджет от 20 до 100 тысяч, в зависимости от требований конкретного места и возможностей техники.
  • Принтер для печати этикеток может стоить в районе 6-9 тысяч рублей (минимальные нагрузки), 11-18 тысяч (средний уровень) и свыше 40 тысяч (за профессиональные модели).

Обновление программ и настройка системы
Для внедрения «с нуля» и минимальной автоматизации, без чего сейчас уже не обойтись с маркировкой, понадобятся подходящая кассовая программа (от 1,5 до 8 тысяч на каждую кассу) и товароучетная система (от 3 до 25 тысяч). Стоимость зависит от функционала. Обновление, если программы уже есть, естественно, выйдет дешевле.
Могут также потребоваться услуги инженеров и программистов для настройки ПО и отладки техники. Цена за час работ 1-3 тысячи рублей.
Прочие траты

  • Если не было подписи, то получить КЭП стоит 3-4 тысячи рублей.
  • Регистрация в системе Честный знак и в личном кабинете ФНС около 1-2 тысячи (у Авторизованного сервисного центра в рамках комплекса услуг) или бесплатно (для тех, кто готов сделать все самостоятельно).
  • Договор с ОФД обойдётся в 4-7 тысяч (зависит от срока действия фискального накопителя).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *